$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Глобализация

ПОД КОЛПАКОМ НАЛОГОВОГО ОБМЕНА©

24.04.2015

Реализация норм межправительственного соглашения США и Беларуси о применении американского Закона «О налоговом контроле счетов» (FATCA) — довольно сложная задача. Пока она не выходит за узкие рамки обсуждения в банковских кругах, но менее чем через полгода с ней столкнутся многие клиенты финансовых учреждений в Беларуси.

Выступая на IV международной конференции «Финансовый мониторинг и комплаенс- контроль в банках», менеджер по налоговым и юридическим услугам, эксперт по вопросам FATCA «PwC Ukraine» Анна Невмержицкая призвала банки готовиться к многократному увеличению объема информации, который придется получать от клиентов. Кроме того, существенной нагрузкой окажется подготовка и направление отчетности по форме W-8 и W-9 в Службу внутренних доходов США (IRS). Поскольку Беларусь подписала соответствующее соглашение с США, то банкам в нашей стране надо будет отчитываться централизованно — через МНС, а не заключать отдельные договоры с IRS.

В соответствии с соглашением и законом FATCA до 30 сентября банкам предстоит отчитаться по счетам, открытым в зарубежных банках, в т.ч. в белорусских, не только гражданам США и владельцам Green Сard, но и американским организациям, а также, согласно разъяснению МНС, любым организациям, доля участия США в которых составляет 10 и более процентов.

Основной проблемой здесь, по мнению А.Невмержицкой, является идентификация клиента, будь то физическое или юридическое лицо. В частности, могут быть сложности с установлением владельцев Green Card, бенефициаров «пассивных» компаний, статуса клиента как финансового или нефинансового института. К тому же речь идет не только о счетах в банках, но и в депозитариях, договорах о реализации ценных бумаг и добровольного страхования жизни. Поэтому финансовым учреждениям предстоит разработать и внедрить стратегию сотрудничества с клиентами в целях подготовки отчетности по FATCA.

Казахстанские специалисты по комплаенс-контролю тоже признают сложность предстоящей работы. В казахстанских банках пока только начинается разработка внутренних документов, в частности, специальной подробной анкеты для идентификации резидента США, в т.ч. по его электронному адресу и номеру мобильного телефона. Основную проблему по юридическим лицам они также видят в определении бенефициарного собственника.

Российские банки обеспокоены увеличением затрат, связанных с выполнением требований FATCA: придется нанимать дополнительный персонал, приобретать и внедрять программное обеспечение, контрольные мероприятия могут повлечь задержку исполнения операций и, следовательно, — недовольство клиентов. Между тем для банка интересы бизнеса гораздо важнее фискальных потребностей налоговых служб — как собственных, так и, тем более, зарубежных. Трудно понять, почему банк должен беспокоиться о том, платят ли его клиенты налоги в США. Но «дело», а именно 30% налога на доходы с источником из США, может возникнуть, поскольку это практически штраф за несоответствие требованиям FATCA, способный настигнуть как финансовое учреждение, так и его клиентов во всем мире. Одной из сторон глобализации является необходимость соблюдать международные соглашения. С другой стороны, всеобщим трендом последних лет стала борьба с уклонением от уплаты налогов и утечкой капитала. Решить ее в рамках одной юрисдикции невозможно, а потому правительства разных стран, невзирая на политические пристрастия и экономические противоречия, объединяются против общего противника — налогового уклониста.

В белорусских банках работа по отчетности FATCA тоже пока находится в «зачаточном состоянии, признала заместитель начальника управления валютного контроля Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Анжелика Хаданович. Если в теории все более-менее ясно, то практического опыта почти ни у кого нет. Однако банки уже начали работу по идентификации клиентов на предмет резиденства США. Контроль им облегчит бесплатный доступ к ЕГР, а в дальнейшем — и другие нормы, предусмотренные пока лишь в проекте указа по данному вопросу. При этом обмен информацией будет почти всегда носить взаимный характер. Предоставляя сведения о счетах резидентов США в белорусских банках, наши налоговые органы могут рассчитывать на аналогичные данные о счетах и операциях резидентов Беларуси в американских финансовых институтах.

FATCA — одна из множества инициатив по увеличению прозрачности международного налогообложения и обмену информацией. Например, в ЕС в последние годы действует практика обмена информацией в рамках европейских директив о сбережениях и об административном сотрудничестве. Кроме того, разрабатывается инициатива FISCO, направленная на упрощение процедуры освобождения от налогов и обмена информацией. Поэтому очень вероятно, что финансовым и страховым учреждениям уйти от обмена информацией в рамках международных договоров в ближайшем будущем вряд ли удастся.

Валерия ГЕРАСИМОВА