$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

ПОД ИМЕННЫМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ©

29.11.2013

Обратить внимание на возможности развития бизнеса по франшизе часть предпринимателей побуждает кризис, демонстрирующий нестабильность основных способов сохранения и накопления сбережений, считает председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. Премущества этого инструмента обсудили участники конференции «Создание и развитие бизнеса».

Если в мире до 80% предприятий в ритейле и общественном питании используют франчайзинговые концепции, то в нашей стране они гораздо менее популярны. С одной стороны, это объясняется общими факторами, определяющими предпринимательскую активность в республике, а с другой — по-прежнему слабой информированностью о франчайзинге. Белорусские компании, особенно малого и среднего бизнеса, даже если представляют себе что это такое, зачастую не могут точно выстроить стратегию с учетом выгод, рисков и недостатков франчайзинга и не в состоянии определить, подходит ли он им.

Поэтому примерно половина обращений участников рынка в Ассоциацию «Белфранчайзинг» связана с просьбой помочь оценить условия договоров франчайзинга, причем не столько юридические аспекты, сколько практические. В то же время постепенно растет количество запросов на подбор франшизы или ее покупку из каталога, представленного франчайзерами. Примечательно, что предприниматели из Минска и Гродно ищут франшизы мировых брендов либо концепцию «с изюминкой», а их коллеги из других регионов — просто проверенную франшизу, чаще всего белорусскую. Растет интерес со стороны молодых людей к покупке технологий готового бизнеса, ожидается рост франчайзинга в секторе сервиса и B2B-услуг.

Белорусский рынок в силу небольшой территории, невысокой численности и платежеспособности населения не слишком привлекателен для международных компаний и глобальных брендов. Поэтому белорусским предпринимателям приходится самим проявлять инициативу, доказывать свою состоятельность и преодолевать стереотипы. Между тем практика показывает, что корпорации не продадут франшизу в страну, не являющуюся для нее приоритетной, даже если потенциальный партнер готов выполнить все условия. Самые распространенные претензии со стороны франчайзеров — недостаточность торговых площадей, низкая покупательная способность населения, сложности в регулировании законодательства. «Думаю, эти ограничения преодолимы, — считает О.Леонтьева. — В начале года к нам приезжал немецкий коллега — франчайзинговый консультант, чтобы изучить предложение торговых площадей и продвигать на наш рынок торговые франшизы. Мы показали ему несколько торговых центров, и он уехал с большим желанием сотрудничать».

У компаний, выходящих на рынок франчайзинга, обычно две основные цели: увеличение своей доли рынка и силы бренда. В числе других преимуществ — большая эффективность франчайзинговых точек, т.к. собственник чаще эффективнее управляет бизнесом, чем наемные менеджеры. Но достоинства одновременно являются и недостатком: доход от франчайзинговой точки меньше, чем от собственной. Однако в целом скорость развития сети и отдача на вложенный капитал делают франчайзинг более привлекательной бизнес-моделью, чем построение собственной сети. В этом убедились не только «Милавица» и «Белкоммунмаш», но и другие белорусские предприятия, последовавшие их примеру. Поэтому важно правильно оценивать свои экономические ожидания. Во главу совместного проекта должна ставиться экономическая эффективность франчайзинговой точки, доходность франчайзи, а не франчайзера, подчеркнула эксперт.

Практика показывает, что франчайзинг делает выгодным соблюдение двух условий: сеть франчайзинговых точек должна превосходить по своим характеристикам независимое предприятие (т.е. вести бизнес с франчайзинговым партнером всегда должно быть более выгодно, чем самостоятельно), причем на протяжении всего времени взаимодействия. При этом одна из самых распространенных проблем франчайзинга — неспособность выдерживать предлагаемые стандарты и технологии. Если партнер нашел для себя лучший путь достижения успеха, то его обязательно нужно согласовывать с франчайзером. Может показаться, что это противоречит сути предпринимательства, но франчайзинг обязывает работать по правилам владельца бренда.

Отечественное законодательство в сфере управления интеллектуальной собственностью считается вполне развитым. Однако в нем есть небольшие расхождения с мировой практикой: в пакет франшизы включается только фирменное наименование, а не товарный знак. Правда, в ст. 910 ГК речь идет и о «других объектах интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга», но такая неопределенность почему-то порождает технические сложности при заключении договоров международного франчайзинга, заставляя тратить больше времени на согласование договора, регистрацию. В результате процесс заключения договора с крупными международными компаниями затягивается до полугода. Изменение законодательства позволило бы избежать подобных недоразумений и ускорить развитие франчайзинга в республике, считает О.Леонтьева.

Примером достижений в этой сфере может служить соседняя Литва. Там еще в 2007 г. было зарегистрировано 40 франчайзинговых брендов, а в настоящее время — уже около 200, рассказала руководитель международных проектов по развитию франчайзинга ЗАО «ADVANCED ADVICE» Виктория Михайловская. (Для сравнения: в Беларуси зарегистрировано только 135 франшиз). Как и в нашей стране, франчайзинг в Литве распространен прежде всего в общественном питании, где действует много разрозненных франчайзи, и в розничной торговле. В частности, в фэшн-ритейле созданы несколько холдингов. Теперь в стране ожидается рост числа франчайзеров на рынке, потому что во время спада многие компании приостановили свое активное развитие и больше были заняты улучшением бизнес-модели, отметила В.Михайловская. В этом году все больше компаний приходит за консультациями по поводу создания франшизы. Здесь много стандартных концепций предлагают агентства недвижимости, ритейл, уникальные концепции приходят из индустрии развлечений.

На литовском рынке достаточно слабая покупательная способность, ограничено число инвесторов, способных осуществить значительные вложения в мастер-франшизу либо в более дорогостоящие бренды. Тем, кто планирует начать свой бизнес, сейчас зачастую не хватает собственного капитала и приходится брать ссуды в банках или привлекать дополнительных партнеров. Хотя спрос на известные бренды растет, переговоры с ними часто заканчиваются после первого раунда, когда предприниматели узнают размер инвестиций, связанный с проектом. Тем не менее наибольший потенциал развития на литовском рынке имеют западные бренды, т.к. население стран Балтии в стиле жизни сильно ориентировано на европейские стандарты.

Специалисты Литовского центра франчайзинга берут на себя роль медиаторов, собирают информацию, формируют начальный пакет требований к франчайзи. Предпринимателю, ищущему франшизу, почти сразу же могут сказать, соответствует ли он базовым требованиям. «Практика показывает, что попытки самостоятельно установить контакт с франчайзером редко бывают успешны», — сказала В.Михайловская. По ее словам, после завершения бума на финансирование стартапов франчайзинг может стать новой тенденцией. Ограничителем здесь являются сложности с получением торгового места в хорошо посещаемых торговых центрах или на основных торговых улицах. Рынок коммерческой недвижимости стагнирует, предложений новых площадей нет. Часто предприниматели удивляются: зачем им платить деньги за франшизу, если можно самостоятельно создать свою бизнес-концепцию?

Франчайзеры и литовские франчайзи, опрошенные центром, едины во мнении, что для партнерских отношений важны эффективные коммуникации, обучение и меры поддержки, а одним из главных факторов успеха франшизы является известность бренда. Франчайзеры отметили, что при отборе партнеров для них важны навыки, личные качества и компетенции франчайзи, финансовая устойчивость, знания в области франчайзинга, долгосрочное представление о сотрудничестве и достаточной мотивации. Франчайзи, со своей стороны, отметили, что для них цены на иностранные франшизы очень высоки. Рост литовского рынка прогнозируется, если местные концепции франчайзинга будут конкурентоспособны.
 
Подготовила Оксана Кузнецова