$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОД ГРУЗОМ ОПТИМИЗАЦИИ

12.07.2011

Совершенствование налоговой системы, как его представляет сегодня МНС, может обернуться существенным ростом налогового бремени для граждан. При этом далеко не очевидно, что бюджет страны окажется в выигрыше.

Выступая на пресс-конференции, первый заместитель министра по налогам и сборам Сергей Наливайко заявил о планах перераспределения базы для отчислений в Фонд соцзащиты населения между нанимателем и работником. Предполагается, что 20% в ФСЗН будет платить наниматель, а 15% — сам работник. При этом общий процент отчислений (34% + 1%) остается неизменным.

Такая перемена мест слагаемых, даже если она не приведет к росту себестоимости у предприятий, существенно скажется на сумме, которую граждане смогут получить на руки. Вряд ли увеличатся поступления налогов в бюджет и отчисления в ФСЗН. О необходимости реформирования платежей на социальное страхование в Беларуси говорится давно и безуспешно. Но перспектива разделения отчислений в ФСЗН, что приведет к резкому увеличению налоговой нагрузки для работника (до 27% зарплаты), до сих пор не возникала. Правда, в ряде стран налоговое бремя для граждан существенно больше. Но, во-первых, зарплата гораздо выше, чем у нас, а во-вторых, пенсионная система является накопительной и надежно защищается от инфляции. Если эти условия не соблюдаются, то реформа, предлагаемая МНС, не имеет шансов на успех и одобрение общества. Более того, ее следствием станет увеличение выплат зарплат «в конвертах», с которым налоговики борются уже много лет. Достижения здесь во многом обусловлены переходом к единой 12-процентной шкале подоходного налога. Теперь же, если идея МНС воплотится в жизнь, суммарная ставка отчислений достигнет 27%, а вот обеспечить рост зарплаты, компенсирующий рост удержания, смогут обеспечить далеко не все наниматели.

Проблема страховых взносов имеется и в других странах, но решается несколько иначе. Например, в России планируется снизить их ставки с 34 до 30%, а для малого бизнеса — до 20%. Во-вторых, Минфин РФ предлагает ввести дополнительную ставку в 10% для зарплат сверх 512 тыс. RUB в год (свыше 90 млн. Br), а для малого бизнеса — 7%. Таким образом, платить больше будут россияне, получающие свыше 1500 USD в месяц.

Из 30 стран ОЭСР реальная эффективная ставка для работодателей выше, чем у нас и в России (25,4%), только во Франции, где она достигает 29,7%. Но с учетом страховых взносов, которые платят сами работники (что среди развитых стран не заведено, кроме Австралии), и подоходного налога совокупная нагрузка на зарплаты выше, чем в Беларуси, в 20 странах ОЭСР и у наших восточных соседей. Однако не надо забывать, что суммы, которые остаются в карманах жителей этих государств, несопоставимо больше, чем то, что достается «чистыми» большинству белорусов.

Судя по всему, в оправдание у инициативы МНС есть лишь один аргумент: это поможет белорусской налоговой системе продвинуться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с надоевшего последнего места на более высокое. МНС надеется достичь прогресса за счет отчислений в ФСЗН, которые учитываются в составе налоговой нагрузки при составлении рейтинга. Добиться такого же результата путем снижения других платежей, например, уменьшив ставки НДС и налога на прибыль до уровня наших партнеров по Таможенному союзу, почему-то не планируется.

Не намерены в МНС, как заявил С.Наливайко, и менять что-либо в порядке внесения текущих платежей по налогу на прибыль. Те, кто запланировали на этот год прибыль, но из-за ситуации в экономике несет сегодня убытки, налог все равно вынуждены платить. Помочь таким предприятиям сохранить оборотные средства, не дожидаясь конца года, когда можно будет произвести перерасчет, было бы весьма гуманно. Но рассчитывать на это, судя по заявлению замминистра, не приходится.

Зато о других интересах в министерстве побеспокоились. Со следующего года МНС предлагает ввести обязательное электронное декларирование для юридических лиц с численностью сотрудников свыше 50 чел. При этом стоимость программного обеспечения и операционного ключа для подачи декларации скорее всего будет повышена. Так что вопросы налогоплательщиков о правомерности и корректности взимания платы по сути за «услугу» государства по сбору с нас налогов получили весьма своеобразный ответ.

Валерия ГЕРАСИМОВА