$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОД ГНЕТОМ БЛАГИХ НАМЕРЕНИЙ©

26.06.2013

Самыми актуальными проблемами бизнес-сообщества в Беларуси являются сегодня арендная плата, введение техрегламентов Таможенного союза, налоговые и таможенные льготы в средних и малых городах и сельской местности, планируемые нововведения в сфере кассового оборудования. О них рассказали на пресс-конференции 20 июня руководители Республиканской конфедерации предпринимательства.

Тяжкое бремя аренды

Увеличение арендной платы весьма негативно отразилось на развитии отечественного бизнеса, считает сопредседатель «Республиканской конфедерации предпринимательства» Виктор Маргелов. Из-за этого предприниматели в последнее время освободили несколько тысяч квадратных метров площадей и сворачивали свою деятельность. В результате сократились налоговые поступления, но в целом практически речь идет о выживаемости малого бизнеса в стране. В сложном положении оказались и сами бизнес-союзы, которых Совмин своим постановлением от 30.04.2013 № 327 исключил из списка лиц, имеющих право на понижающий коэффициент 0,1 к ставкам арендной платы. Выдержать 16-кратное с начала года повышение расходов на аренду многим союзам не под силу. В результате может исчезнуть один из немногих очагов гражданского общества в нашей стране. Правда, 5 июня межведомственная рабочая группа для обеспечения оперативного рассмотрения вопросов распоряжения госимуществом, привлечения инвестиций в реформируемые организации при Совмине приняла решение ходатайствовать о возвращении общественным объединениям, в т.ч. предпринимательским, права на понижающий коэффициент. Однако, как рассказал председатель Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец, против такого решения выступает только Управление делами Президента, не желающее терять доходы от сдачи помещений в аренду. По мнению А.Швеца, речь идет о мизерных для УД суммах. Зато в данном случае налицо «разбалансированность государственной позиции», поскольку в соответствии с Гражданским кодексом общественным объединениям нельзя заниматься хозяйственной деятельностью, которая приносила бы им доходы, позволяющие оплачивать аренду на общих условиях.

Заметим, что дополнительные средства предпринимательские союзы могут получить только от самого бизнес-сообщества, прежде всего – от своих членов. Однако предприниматели довольно равнодушно взирают на проблемы тех, кто пытается защищать их интересы. Так, председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин рассказал, что бизнес-союзам сложно найти средства, к примеру, на поездки своих представителей на мероприятия, проводимые в Москве и Казахстане в рамках Таможенного союза. Так что призывы к предпринимателям трех стран активно участовваать в создании нормативной базы ЕЭП с учетом интересов всех сторон, могут остаться в Беларуси без ответа – по сугубо финансовой причине. Смогут ли руководители бизнес-союзов, которые являются членами Совета по развитию предпринимательства защитить возглавляемые ими структуры, донести до властей голос белорусского предпринимательства и как-то влиять на процесс создания нормальной деловой среды? Ведь в этой среде по-прежнему главной проблемой остается нестабильность законодательства, изменения которого порой несут отрицательный экономический эффект для предпринимателей. Эти и другие подобные вопросы не попадают в сферу исследований бизнес-климата, вроде Doing Business, но именно они определяют, действительно ли комфортно живется предпринимателям в стране.

Наше дело торговое

Один из таких вопросов – введение с 1 июля техрегламента Таможенного союза “О безопасности продукции легкой промышленности”, считает В.Маргелов. По его словам отечественная продукция, сегодня соотвествует им всего на 5%, схожая ситуация в России и Казахстане. Однако на белорусские предложения упростить техрегламенты Москва не согласилась. Напряжение нарастает: предприниматели грозят забастовками, власти обвиняют их в стремлении торговать продукцией сомнительного качества. Правда теперь появилась информация, что белорусские власти воспользовались правом ввести отсрочку применения техрегламента и перенесут его введение в республике на 1.07.2014 г. Соответствующее постановление Госкомстандарта и Минторга должно быть принято 21 июня. При этом предпринимателей обяжут информировать покупателей о том, что предлагаемый товар не сертифицирован.

В.Маргелов в очередной раз посетовал на укрупнение торговли в нашей стране, которое, по его словам, изменяет лицо бизнеса в Беларуси. По его мнению развитие мелких торговых предприятий и крупных торгово-развлекательных центров должно быть пропорциональным. С этим нельзя не согласиться. Может последних и на самом деле в столице стало многовато. Но решать этот вопрос должны потребители, голосуя «ногами и рублем». У нас же предприниматели пытаются решить проблему, апеллируя к административному ресурсу. Между тем, к примеру, польский опыт показывает, что в условиях рынка малый и крупный бизнес сполне способны ужиться, причем Польша менее других стран ЕС пострадала от мирового финансово-экономического кризиса. А вот российский опыт свидетельствует, что ограничения в торговле, вводимые якобы в целях антимонопольного регулирования дали мнимальный, если не отрицательный эффект.

Дайте регионам срок

Принимая Директиву № 4, власти рассчитывали быстро получить от частного бизнеса рост налоговых поступлений и создание рабочих мест. Но терпением они явно не запаслись и теперь разочарованы. Так, бизнес-союзы озабочены возможностью пересмотра норм Декрета от 7.05.2012 № “О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности”. Как сообщил А.Калинин, в КГК считают, что льготы, предоставленные Декретом, не всегда используются надлежащим образом — например, для ввоза устаревших импортных автомобилей. Однако А. Калинин уверен, что это большое подспорье для сельского бизнеса и оценивать результаты действия норм Декрета № 6 еще рано. По мнению главы БСП предпринимателям надо дать поработать в имеющихся условиях несколько лет, чтобы увидеть результаты и точно оценить, нужны ли коррективы. Пока же, по данным Минэкономики, уже в первый год действия Декрета отмечено оживление предпринимательства в регионах. Так, с 1 июля 2012 г. по 15 марта 2013 г. на территории средних и малых городских поселений и сельской местности зарегистрировано 5 725 новых коммерческих организаций и 10 533 индивидуальных предпринимателя. Еще 943 коммерческие организации и 418 ИП переехали из крупных городов, отдав предпочтение открывшимся с принятием Декрета № 6 перспективам для регионального бизнеса. Если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 июля 2012 г. до 1 апреля 2013 г. в целом по стране составил 4,8%, то в средних, малых городах, сельской местности — 6,5%. При этом по данным МНС на территории средних и малых городских поселений и сельской местности Минской области прибавилось 4185 новых субъектов хозяйствования, а Могилевской — 1069 единиц. В Минэкономики полагают, что появление здесь бизнеса свидетельствует о создании дополнительных рабочих мест. При этом большинство воспользовавшихся льготами работает в сфере производства, отмечает А.Калинин.

Три вопроса апокалипсиса

Очередная напасть для предпринимателей — инициативу МНС об оборудовании кассовых аппаратов средствами дистанционного налогового контроля. Руководители бизнес–союзов считают, что предприниматели потратят на это десятки миллионов долларов, а результат будет отрицательным. В.Маргелов эмоционально назвал это решение апокалипсисом, нарушением государственно–частного партнерства, введением тотального контроля за бизнесом.

Действительно, по приблизительным расчетам замена более 200 тыс. кассовых аппаратов обойдется примерно в 800 млн. USD, которые, разумеется, будут взяты не из государственного бюджета. За уверенность налоговиков в том, что бизнес не скрывает выручку, заплатят сами бизнесмены. Впрочем, им не привыкать: платят же они за электронное декларирование и ряд других навязываемых государством «услуг». Кстати, с введением средств контроля, расходы на обслуживание кассового оборудования вырастут с нынешних примерно 10 USD в месяц на один аппарат в 3 раза.

Действительно ли нужны столь дорогостоящие мероприятия? К тому же сроки внедрения средств контроля – к 1.10.2015 г., по мнению руководителей бизнес–союзов, явно нереальны. А.Калинин полагает, что вначале следовало бы запустить пилотный проект хотя бы в масштабах одного района, а не сразу всей страны.

А вот Ассоциации производителей кассовых аппаратов положительно относится к идее внедрения электронного дистанционного мониторинга кассового оборудования -- сообщил ее руководитель Михаил Карпов. Он заметил, что трудно спорить с двумя аргументами МНС: рост на 20% выручки в Грузии после внедрения средств контроля и увеличением на 3,7 млрд.Br после внедрения таких средств в торговые автоматы в Беларуси. Впрочем, в Грузии, по некоторым данным, такой рост объясняется не столько установкой средств контроля, сколько введением самих кассовых аппаратов. Однако при внедрении средств контроля кассового оборудования, считает председатель совета Ассоциации, надо учитывать их особенности: сложность и разнообразие, большое количество кассовых аппаратов и разнообразие мест их установки, возможный трафик передаваемой информации и скорость работы. При этом Ассоциация профессионально выявила ряд слабых мест в предложении МНС.

Во-первых, по мнению специалистов Ассоциации, не обозначены точные цели создания средств контроля, поскольку функция мониторинга должна дополнять, а не заменять фискализацию данных на месте эксплуатации кассового оборудования. В Ассоциации уверены, что учет данных денежного оборота должен быть на месте эксплуатации кассового аппарата, как во всем мире. Его пользователь должен иметь инструмент, с помощью которого можно доказать свою правоту в спорных вопросах. Во-вторых, работа по внедрению средств контроля должна вестись планово, комплексно и в соответствии техзаданием, техпроектом, конструкторской и эксплутационной документацией. Потребуются опытный образец, испытания, доработка, опытная эксплуатация на торговых объектах, аттестация системы, внесение изменений в СТБ, внесение доработанного кассового оборудования в Государственный реестр и только затем внедрение средств контроля. Пилотные проекты должны быть осуществлены на предприятиях торговли разных масштабов и на кассовом оборудовании разных типов (портативные, стационарные, POS) с оформлением со ответствующих актов. Только после этого должны быть внесены соответствующие изменения в СТБ и нормативные акты, регламентирующие требования к кассовому оборудованию.

В-третьих сами производители сомневаются в реальности планируемых сроков внедрения средств контроля. Ведь сначал нужно оценить сроки доработки кассового оборудования предприятиями-производителями и поставщиками после представления технической информации (протокол обмена, габариты, мощность, быстродействие), а также опытных образцов средств контроля - не менее года до срока их введения в эксплуатацию. Кроме того, при создании средств контроля должны быть учтены особенности конструкции кассового оборудования с жесткой системой команд и POS-систем и POS-терминалов с компьютерной архитектурой.

В средствах контроля надо предусмотреть обмен информации не только по беспроводным каналам (GSM), но и по проводным (как это сделано в Украине). Сотовая связь у нас пока не настолько надежна, чтобы можно было полностью на нее положиться в вопросах контроля за денежным оборотом. Практика показывает, что даже в Минске есть зоны плохого доступа GSM. В крупных магазинах проводные каналы уже используются для внутриведомственной передачи данных. На базе их, отметил М.Карпов, можно строить VPN каналы с любой степенью защиты, что снизит затраты торговых предприятий. В Ассоциации полагают, что целесообразно провести тендер на разработку программного обеспечения для системы мониторинга среди отечественных ИТ-компаний, а не покупать зарубежное, поскольку использование иностранного программного обеспечения сбора и анализа данных об обороте денежных средств страны по GSM-каналу, считают в Ассоциации, создает угрозу для экономической безопасности государства. Есть ли здесь такая угроза – судить специалистам. Но в подобных вопросах лучше отмерить даже не 7 раз, а 77.

Валерия Герасимова


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях