$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОЧТИ СВОБОДНАЯ ЗАРПЛАТА

14.09.2010

Многолетние призывы предпринимателей и бизнес-союзов отменить ограничения в сфере оплаты труда наконец услышаны. Постановление Совмина от 6.09.2010 № 1285 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь и их структурных элементов» снимает большинство ограничений на повышение зарплаты руководителей, расширяет права собственников имущества и нанимателей в вопросах оплаты труда, включая премирование.

Серьезные корректировки внесены в постановление Совмина от 25.07.2002 № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов хозяйственной деятельности». Напомним, этим документом утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе. До сих пор оно носило обязательный характер как для государственных организаций, так и организаций с любой долей собственности государства в их имуществе. Теперь же сфера его применения ограничивается госорганизациями и организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50 и более процентов. Для всех остальных нормы Положения носят отныне рекомендательный характер.

Кроме того, руководителям эффективно работающих организаций, присоединивших к себе в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) убыточные организации, могут устанавливаться на период не более двух лет надбавки за увеличение объемов управленческого труда в размере не более 30% должностного оклада. Поскольку такие присоединения ранее осуществлялись в основном госпредприятиями, данная норма должна стать для их топ-менеджеров дополнительным стимулом в деле спасения банкротов. С другой стороны, ее появление заставляет опасаться, что впереди новая волна подобных слияний.

При этом из Положения исключено условие установления указанной надбавки, а также надбавки руководителю за высокие достижения в труде, утратившие смысл в связи с принятием Указа Президента от 6.08.2010 № 405, которым установлено, что запрет на начисление и выплату всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юрлиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, не распространяется на предприятия, получившие в соответствии с решением Президента отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по платежам в бюджет, начисленным экономическим санкциям и пеням, при условии своевременной уплаты текущих платежей в бюджет.

Другое новшество — базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда и дифференцированные коэффициенты к нему в зависимости от основного вида экономической деятельности организации в пределах от 1 до 1,5 будут устанавливаться не для всех госпредприятий и организаций с долей собственности государства, а только для тех, кто включен в Госреестр субъектов естественных монополий. Соответствующие изменения в постановление Совмина от 27.12.2004 № 1651 вступают в силу задним числом — с 1.09.2010 г. Кроме того, отменяется установленное постановлением № 1651 ограничение в отнесении на затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, выплат по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200%. Теперь такие выплаты можно будет списывать на затраты полностью не только организациям с иностранными инвестициями, но и всем остальным, независимо от форм собственности. При этом Минтруда и соцзащиты избавлено от заботы вносить предложения о корректировке базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда и дифференцированных коэффициентов.

Кроме того, постановлением № 1285 внесены корректировки в постановление Совмина от 27.04.2006 № 555. Этим документом было установлено, что премирование руководителей (их замов) и главных специалистов коммерческих организаций, имеющих по итогам предыдущего года убыток от реализации продукции, товаров (работ, услуг), осуществляется по итогам работы за квартал. При этом 30% начисленной премии резервируется и выплачивается при отсутствии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг): за I и II кварталы — по итогам работы за первое полугодие, а за III и IV— по итогам работы за весь год.

Теперь же премирование руководителей (их замов) и главных специалистов во II полугодии отчетного года можно производить без резервирования начисленной премии, если по результатам работы за I полугодие этого года получена прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг). По мнению разработчиков, это позволит нанимателям принимать оперативные решения о поощрении руководителей организаций за улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, а руководителям — аналогичные решения в отношении своих заместителей и главных специалистов. Норма вполне логичная, поскольку сопоставление всех показателей с предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) является в настоящее время обычной мировой практикой.

Таким образом, постановление № 1285 стало очередным шагом по уменьшению вмешательства государства в вопросы формирования зарплаты. Но не окончательным. В частности, сохраняется требование Декрета Президента от 23.01.2009 N 2 о том, что общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций отраслей экономики независимо от форм собственности, кроме организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% суммы зарплаты, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом РБ.

Впрочем, помимо ликвидации нормативных ограничений, для повышения зарплаты нужны еще экономические предпосылки и, прежде всего — наличие соответствующих финансовых ресурсов. Ведь рост зарплаты неизбежно приведет к росту цен на белорусские товары или снижению рентабельности их производства и реализации.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях