$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Почти агрохолдинг

22.09.2009

Министерство экономики осуществило государственную регистрацию хозяйственной группы «Брестоблхлебопродукт». Она объединила 8 предприятий в сфере производства и реализации муки, крупы, комбикормов и других товаров зернопереработки на территории Брестской области.

Хозгруппа создана с целью повышения эффективности производства, установления рациональных экономических и технологических связей, привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов, говорится в официальном сообщении Минэкономики.

Как пояснили в Департаменте по хлебопродуктам Минсельхозпрода, это не первый опыт создания такой структуры. Аналогичные хозгруппы без образования юрлица уже на протяжении нескольких лет контролируют работу зернопереработчиков в Гомельской и Могилевской областях.

Отметим, внешне вновь образованная брестская хозгруппа напоминает агрохолдинг. При этом вошедшие в нее юрлица сами являются достаточно крупными кооперационно-интеграционными структурами: одновременно занимаются и производством сырья на базе присоединенных сельхозорганизаций, и переработкой, и реализацией продукции через собственную розничную сеть.

Правда, как показал наш опрос, на местах достаточно скептически относятся к тому, что хозгруппа поможет решить некоторые противоречия, накопившиеся между переработчиками зерна в последние годы. Объединенные под общей «крышей» предприятия фактически остаются конкурентами, которые ведут борьбу за рынки сбыта. Вместе с тем попытка централизованного управления может заблокировать рыночные принципы работы. Раньше при грамотно построенных отношениях с поставщиками можно было добиться снижения цены, отсрочки, обойдя в чем-то конкурента. Теперь же планы по централизованной закупке зерна могут лишить такой возможности. Некоторые также опасаются, что между участниками хозгруппы могут директивно распределить территории сбыта продукции, что сделает практически бессмысленной работу маркетинговых служб.

На предприятиях это сравнивают с возвратом к плановой экономике. Теоретически можно двигаться и по этому пути, но возникает вопрос, как обеспечивать доведенный рост объемов производства и снижение остатков на складах, не имея свободы в сбыте продукции?

В Департаменте по хлебопродуктам такие опасения считают преувеличением. Как показал опыт работы хозгрупп в других областях, спорные вопросы вполне решаемы. К примеру, на Могилевщине зерноперерабатывающие предприятия определились со специализацией: некоторые сосредоточились на производстве муки, иные — на комбикормах. В результате все только выиграли, заняв освободившиеся ниши. Возможно, что-то подобное ожидает и Брестскую область, где, к слову, в последние годы также наметилась специализация производств.

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО, управляющий партнер портала Продукты.by