Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Проблемы и решения
28.06.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему не совпадают интересы торговли и производителей

Производство и торговля, которые выступают основными субъектами хозяйственных отношений на потребительском рынке, испытывают сегодня немало проблем...
Производство и торговля, которые выступают основными субъектами хозяйственных отношений на потребительском рынке, испытывают сегодня немало проблем. Сложилась во многом нелогичная ситуация, когда на торговлю и потребителя по сути возлагается функция защиты экономических интересов отечественных производителей. Почему так происходит?

Известно, что Министерством торговли разработан и доведен до каждой торговой точки ассортимент товаров отечественного производства. В него, в частности, входят 60 наименований продовольственных товаров, 900 (или 2230 видов и разновидностей) товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, 8 тысяч видов и артикулов одежды, обуви, тканей. На наш взгляд, такой подход малоэффективен, поскольку административными мерами спрос населения активизировать невозможно. Кроме того, в условиях роста товарных запасов как в торговле, так и в промышленности принуждение иметь в наличии некоторые товары приводит к еще большему увеличению резервов. Иными словами, происходит перекачка запасов товаров из промышленности в торговлю, где, как показывает анализ, эти запасы достигают значительных размеров. Например, на предприятиях концерна "Беллегпром" по состоянию на 1 мая 2002 г. запасы готовой продукции составили 100,4 млрд. рублей, или 129,8% объема месячного производства в действующих ценах.

А ведь из теории маркетинга известно, что производить надо только ту продукцию и в тех количествах, которые может "переварить" рынок. В Беларуси в последнее время часто происходит обратное: торговлю вынуждают продавать то, что было произведено безо всякого учета реального спроса. При этом следует отметить, что многие отечественные товары имеют невысокие потребительские свойства и довольно унылое внешнее оформление (взять хотя бы сок в набивших оскомину трехлитровых стеклянных банках). Поэтому и неудивительно, что продовольственная торговля за минувший год сработала на уровне всего 0,28% рентабельности, а промтоварная -- 2,88%. Разница по сравнению с 2000 г. -- считанные сотые доли процентов.

Сегодня импортные товары активно вытесняют с прилавков белорусские продукты питания и ширпотреб, поскольку их качество на порядок выше, а закупочная цена ниже отечественных аналогов. Не спасает даже рекламный клич "Купляйце беларускае!". И если раньше задачей органов государственного управления было удержание товаров на внутреннем рынке и ограничение их вывоза за пределы, то сейчас возникла иная проблема -- как вообще продать многие белорусские товары. В значительной мере это связано с несовершенными взаимоотношениями производителей, торговли и потребителей. К сожалению, у нас нет пока развитой системы проведения покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций, отсутствует гибкое реагирование предприятий промышленности на изменения в спросе населения.

В 2001 г. отечественными товаропроизводителями был освоен выпуск немногим более 200 наименований и разновидностей товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Слабо развивается производство принципиально новых конкурентоспособных по потребительским и эстетическим свойствам, дизайну, техническим характеристикам и ценовому фактору товаров. Об инертности промышленности свидетельствует такой простой факт: пластиковые инвентарные корзины для магазинов самообслуживания сегодня в республику завозят из Польши и России, хотя для того, чтобы произвести эти незамысловатые изделия, не нужны какие-то космические технологии. Отечественной промышленностью не производятся или производятся в недостаточных объемах нарядная одежда и обувь, швейные и трикотажные изделия из новых современных видов сырья и материалов, одежда из натуральной кожи и т.д.

Важным элементом развития взаимоотношений товаропроизводителей, торговли и потребителей является фирменная торговля, которая позволяет предприятиям ускорить оборачиваемость товаров и изыскивать собственные оборотные средства. Объединение интересов производителей и продавцов может быть реализовано также путем установления принципов ценообразования, учитывающих равенство экономических интересов (пересмотр надбавок, участие торговли в процедурах расчета цены, в издержках и др.), посредством организационного объединения производящих и торгующих структур на рынке (создание союзов, ассоциаций, соглашений), пересмотра правовых норм, регулирующих отношения торговли и промышленности на потребительском рынке.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by