Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
30.05.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему не переводятся коррупционные схемы

Почему не переводятся коррупционные схемыНовая сводка с криминальных полей сообщает о выявлении очередной коррупционной схемы. На сей раз она обнаружена в агропромышленном комплексе, но по своей сути абсолютно идентична схемам, ранее выявлявшимся в жилищно-коммунальном хозяйстве и некоторых других сферах деятельности.

Как говорится в пресс-релизе МВД, оперативники главного управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции совместно с УБЭП ГУВД Мингорисполкома выявили преступную схему деятельности дол­ж­ностных лиц одного из крупнейших отечественных производителей и поставщиков ветеринарных препаратов и кормовых добавок на территории Республики Беларусь – холдинга «АФМ». Оперативники ГУБЭП обнаружили, что «руководители ряда государственных сельхозпредприятий систематически получали незаконные денежные вознаграждения за лоббирование интересов холдинга при заключении сделок на поставку продукции и решении вопросов по возврату образовавшейся задолженности».

Согласно предоставленным в След­ственный комитет материалам ГУБЭП МВД, взятки передавали руководители коммерческой фирмы либо их подчиненные. При очередной такой «транзакции» и был задержан с поличным менеджер компании, «который в сговоре с руководителями передал первому заместителю председателя правления Белкоопсоюза незаконное денежное вознаграждение за обеспечение своевременной оплаты за поставляемую продукцию субъектам хозяйствования, подчиненным Белкоопсоюзу».

Теперь Следственным комитетом расследуется сразу 15 уголовных дел, соединенных в одном производстве, в т.ч. за дачу взяток (ст. 431 УК) – в отношении должностных лиц холдинга, за их получение (ст. 430 УК) – в отношении должностных лиц ряда госпредприятий: КУП «Гродномясомолпром» и «Минская овощ­ная фабрика», ОАО «Слонимский мясокомбинат», «Жодино Агроплемэлита», «Вилейский комбикормовый завод», «Смо­левичский райагросервис», Борисовского комбината хлебопродуктов. Массовость схемы впечатляет: 10 лиц, которым предъявлено обвинение, заключены под стражу, еще 5 привлечены в качестве подозреваемых. Некоторые уже раскаялись в содеянном и признали свою вину, отмечается в пресс-релизе.

К СОЖАЛЕНИЮ, правоохранители, «накрывая» одну коррупционную сеть за другой, ничего не могут поделать с причинами, их порождающими. Эти причины непоколебимо стоят на стыке государственного и частного сектора, несмотря на все попытки навести порядок в сфере госзакупок, взять под контроль цены и карать участников криминальных схем. По сути, все снабжение госсектора держится на одной маркетинговой «стратегии». Есть потенциальный клиент, который никак не озабочен наилучшим соотношением «цена-качество». Над мифическими «интересами государства» с явным преимуществом доминируют личные интересы отдельных директоров и чиновников. Некоторые из них слишком хорошо знают, что благодарность поставщиков гораздо существеннее, чем казенная зарплата, ограниченная коэффициентом соотношения, со всеми надбавками и премиями, для получения которых требуется слишком много усилий. Трудно удержаться от соблазна, когда мимо ежедневно течет поток денег и материальных ресурсов, а вокруг столько потребительских искушений, недоступных тем, кто живет за одну зарплату.

К тому же урожай «благодарностей» можно снимать дважды с каждой сделки: один раз – за ее заключение, второй – за исполнение, плюс бонусы за дополнительный сервис. В свою очередь бизнесмены, специализирующиеся на поставках некоторых товаров, столь же хорошо знают, что успеха в отдельных сегментах может достичь лишь тот, кто добился «особой благосклонности» руководителей госпредприятий-заказчиков и чиновников соответствующих ведомств. Отказаться от бизнеса в таких областях невозможно: госсектор в Беларуси слишком велик, чтобы с ним не сотрудничать. Стоит ли удивляться, что условия госзакупок формулируются под конкретного поставщика или же поставки осуществляются вообще без проведения конкурентных процедур закупок, «что устраивает отдельных руководителей государственных органов и предприятий в силу коррупционного соглашения».

Странновато выглядит другое: бизнесу приходится давать «откаты» директорам госпредприятий и курирующим их чиновникам не только за то, чтобы заключить контракт, но и за то, чтобы в дальнейшем поставки были оплачены. Куда тут деваться: просроченная кредиторская задолженность сельхозорганизаций со­ставляла на начало текущего года почти 2,3 млрд. BYN – 34,9% всех их долгов и около 1/3 суммарной просроченной кредиторской задолженности в республике. Статья 290 ГК, декларирующая презумпцию добросовестности при исполнении обязательств, писана явно не про наш АПК (как, впрочем, и некоторые другие отрасли).

ШАНСОВ вырвать свои деньги у таких клиентов немного: они почти неуязвимы для судебных исполнителей, процедур банкротства и прочих традиционных способов взыскания задолженности. Руководителям сельхозпредприятий, в отличие от частников, не грозит субсидиарная ответственность. Компетентные органы не спешат при­влекать их к уголовной ответственности по ст. 242 УК (намеренное уклонение от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности в крупном раз­мере при наличии возможности выполнить обязанность). Напомним, это та самая статья, которую сейчас планируется отменить в рамках кампании по декриминализации экономических пре­ступлений. Вероятно, отмена пройдет почти незаметно, благо, статья практически не применяется. Но кредиторам легче от этого не станет: им по-прежнему придется, чтобы вернуть свои деньги, пускаться на различные ухищрения, в т.ч. подпадающие под действие уголовных статей, которые никто отменять не собирается.

ЛАТЕНТНОСТЬ коррупции в сфере госзакупок всегда считалась высокой, а потому оценить ее масштаб затруднительно. Так и в очередном деле, как сообщает МВД, пока зафиксированы только взятки на 6,5 тыс. USD, полученные в апреле. Окончательную сумму правоохранители надеются установить в ходе следствия. По оперативной ин­формации сотрудников службы БЭП, сумма взяток составляла 5–8% от товарооборота с предприятиями АПК и предположительно может достигать в общем более 1 млн. USD за последние 2 года. По мнению некоторых бизнесменов, в реальности сумма откатов может быть куда больше, но достоверных расчетов они не представляют. Однако и выявленные схемы, безусловно, наносят серьезный ущерб государству и обществу. Ведь, как отмечается в пресс-релизе МВД, в данном случае импортные товары поставлялись пред­приятиям АПК по завышенной в 3–5 раз цене, что приводило к росту себестоимости, снижению ценовой конкурентоспособности на экспортных рынках. Кстати, из-за таких откатов и на внутреннем рынке цены на ряд отечественных товаров выглядят неестественно высокими по сравнению с зарубежными. А потому нам регулярно приходится платить дважды: не только при покупке товаров, но и при вносе в казну налогов, часть которых расходуется на господдержку АПК.

ПОЛНОСТЬЮ искоренить взя­тки и мошенничество в экономической деятельности невозможно. Но подобные потери можно было бы сократить до приемлемого минимума, если сделать процедуры закупок реально прозрачными и конкурентными, а судебные решения в отношении взыскания долгов – неукоснительно исполняемыми, независимо от статуса должников, их формы собственности,  сферы деятельности, ведомственной подчиненности и градообразующей роли.

Деньги на откаты, заложенные в стоимость поставляемых товаров, приходится обналичивать через местные «однодневки» или (при соответствующих масштабах) через подконтрольные компании за рубежом. Это обычно сопровождается уклонением от уплаты налогов и целым букетом других преступлений, с которыми правоохранительные ор­ганы также ведут неустанную борьбу. Каждый выявленный ими подобный случай (на прошлой неделе о них тоже сообщалось) заставляет усом­ниться в целесообразности смягчения контроля и ответственности за экономические нарушения. Так что несколько поблажек в этой сфере никак не компенсирует проблемы всей экономической системы.

Доля государства в экономике Беларуси

Удельный вес организаций государственной и с долей государственной собственности в основных экономических показателях Республики Беларусь в I квартале 2017 г. (в %)

Доля государства в экономике Беларуси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                               Источник: Белстат

В печатной версии «ЭГ» материал опубликован под названием «Двойной откат: почему не переводятся коррупционные схемы»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by