$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Почему не осваиваются деньги из союзного бюджета?

25.09.2007

Проанализировав на своем заседании ход исполнения бюджета Союзного государства за первое полугодие 2007 г., коллегия Счетной палаты РФ отметила крайне низкие темпы освоения средств.

ПРОВЕРКА показала, что финансирование расходов в I полугодии 2007 г. составило около 1,2 млрд. RUB, или 54,8% уточненной бюджетной росписи, а кассовые расходы — около 775 млн. RUB, или 35,6% уточненной бюджетной росписи. Причем если расходы на содержание аппарата Союзного государства достигли 77% от запланированного, то на выполнение программ, подпрограмм и мероприятий было направлено лишь 30,6%.

Как сообщается на сайте Счетной палаты www. ach.gov.ru, крайне низкие темпы освоения средств привели к значительному увеличению остатков на счетах по учету средств бюджета Союзного государства в национальных казначействах и на счетах главных распорядителей. Так, на 1 июля 2007 г. остатки превысили 2 млрд. RUB, увеличившись с начала года на 970 млн. RUB за счет превышения доходов бюджета над расходами.

На коллегии прозвучала серьезная обеспокоенность тем, как Минпромэнерго России реализует программу «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 гг.». До настоящего времени исполнение программы не начато, хотя еще в прошлом году на нее выделялось 47 млн. RUB, в нынешнем — 48 млн.

Российские контролеры также полагают, что Государственный таможенный комитет Беларуси неудовлетворительно использует средства по Программе первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Беларуси. Объем финансирования по этой программе составил 291 млн. RUB. В 2006 г. было использовано лишь 2,1%, а в первом полугодии 2007 г. — 20,8% от предусмотренных на эти цели средств.

ПРАВДА, что касается социальных проектов, то здесь картина совершенно иная. «Освоение в первом полугодии средств, предусмотренных в союзном бюджете нынешнего года на социальную политику, образование, науку, здравоохранение и культуру, приближается к 100%», — подчеркнул, отвечая на вопросы «Экономической газеты», депутат Палаты представителей, член Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Валерий Лекторов.

Но доля средств на эти цели в бюджете-2007 составляет лишь около 3%.

Основная часть бюджета Союзного государства расходуется на финансирование союзных мероприятий и программ. Так, бюджет СГ на 2007 г. по расходам и доходам сформирован в размере более 3,7 млрд. RUB. Из них 12,6% запланировано выделить на военно-техническое сотрудничество, 3,8% — на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, 19,5% — на промышленность, энергетику и строительство, 3% — на сельское хозяйство и рыболовство, 6,3% — на транспорт, связь и информатику. На предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий предусмотрено 10,5%, на образование — 0,3%, на культуру, искусство и кинематографию — 1.5%, на здравоохранение и физкультуру — 0,4%, на социальную политику — 0,7%.

О ТОМ, что проблема освоения средств актуальна и сегодня, на днях говорил госсекретарь Союзного государства Павел Бородин: «Исполнение бюджета вызывает нарекания… Во всем мире наблюдается дефицит бюджета, а у нас — профицит». По его словам, бюджет СГ выполняется в среднем на 63%.

Кстати, проблема возникла не сегодня. В предыдущие годы на качестве исполнения бюджета сказывалось опоздание с утверждением этого документа на очередной год. Например, бюджет-2004 был принят лишь в марте 2004 г., а утвержден постановлением Высшего Госсовета и того позже — 6 августа 2004 г. Добавились другие неувязки, и в итоге процесс нормального финансирования проектов СГ был тогда фактически приостановлен.

В конце концов благодаря усилиям обеих сторон удалось добиться, чтобы основной финансовый документ СГ принимался и начинал реализоваться не в середине, а в начале года. Срок получения так называемой бюджетной росписи (без нее ассигнования на программы и мероприятия не перечисляются) сократился с 8-9 месяцев до двух-трех дней.

А вот еще одна причина, по которой деньги, выделенные субъектам хозяйствования на союзные программы, «не разбираются», кроется в длительном процессе разработки, согласования и принятия союзных программ. И этот барьер убрать пока что не удается. Хотя даже в повестке дня последнего заседания Совмина СГ значился вопрос об изменении регламента разработки и реализации союзных программ.

В этом году, несмотря на то, что отношения двух стран омрачались проблемами в топливно-энергетической сфере, а в России началась подготовка к президентским выборам, в Парламентском собрании были уверены: бюджет примут своевременно. Но стоило в РФ смениться премьеру, как тут же был отложен ряд уже подготовленных встреч и запланированных мероприятий. И хотя высказывания политиков полны оптимизма, но конкретной даты, когда состоится рассмотрение и принятие союзного бюджета-2008, никто назвать не может.

Анна РАДЮК