Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
АПК
15.06.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему инвестор продолжает сомневаться?

Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии сельского хозяйства, ситуация в нем тревожная: количество убыточных сельскохозяйственных предприятий еще пока велико (47,5%)...

Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии сельского хозяйства, ситуация в нем тревожная: количество убыточных сельскохозяйственных предприятий еще пока велико (47,5%). Чтобы исправить положение дел, помимо экономических инструментов важно применить и правовые - об этом шла речь на международном семинаре "Правовое регулирование и опыт инвестирования в АПК Беларуси".

"НЭГ" обратилась к председателю Высшего хозяйственного суда Виктору Каменкову с просьбой пояснить основные моменты в совершенствовании механизма, призванного улучшить инвестклимат в белорусском сельском хозяйстве.

- За прошлый год количество дел по искам к сельхозпредприятиям возросло до 3678, заявленные суммы составили 97,5 млрд. руб. Сумма исковых требований, предъявленная к сельхозпредприятиям, в 16,5 раза превышает претензии с их стороны.

Эта тенденция обусловлена невыполнением или ненадлежащим выполнением субъектами договорных обязательств, что в большинстве случаев вызвано их низкой платежеспособностью.

Аналогично обстоят дела в исполнительном производстве.

На начало текущего года в хозяйственных судах находилось на исполнении более 3 тыс. производств в отношении колхозов и совхозов, на основании которых подлежат взысканию 36 млн. USD.

Чтобы улучшить состояние сельского хозяйства, государством принимаются меры по финансовому оздоровлению субъектов и привлечению инвестиций в этот сектор. Важный шаг на этом пути - издание Указа Президента от 2004-03-19г. N 138.

Документ предоставляет до 1.01.2009г. сельскохозяйственным организациям отсрочку в погашении долгов по налогам и другим обязательным платежам (кроме таможенных платежей и платежей в Фонд соцзащиты), начисленным пеням (в т.ч. за потребленные электроэнергию и газ). По истечении отсрочки суммы обязательств погашаются в течение пяти лет равными долями.

Для стимулирования добросовестного исполнения обязательств перед государством  предусмотрено следующее: если субъекты в течение двух с половиной лет не образуют долги по текущим платежам в бюджет, им  списывается половина задолженности по примененным экономическим санкциям и начисленным пеням, а при отсутствии долгов по этим же платежам в течение пяти лет - оставшееся.

Практическая реализация этих возможностей дает сельхозпредприятиям шанс освободиться от долговой зависимости, наладить работу на прибыльной основе, заложить фундамент будущей успешной деятельности.

Параллельно государство предприняло меры, направленные на финансовое оздоровление убыточных сельхозорганизаций, в т.ч.  присоединение их к промышленным предприятиям, объединение мелких хозяйств с крупными. Однако только это не решило бы проблему в полной мере. Поэтому разработан проект указа Президента "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций". Его принятие позволит привлечь частных инвесторов, готовых реанимировать такие предприятия и вывести их на новый уровень развития. Предполагается, что введение в действие этого правового акта поможет продать в частные руки имущество порядка 106 убыточных субъектов.  Из представителей обеих заинтересованных сторон будут создаваться специальные комиссии по продаже - чтобы максимально соблюсти взаимные интересы.

Чтобы поднять сельское хозяйство на новый уровень, необходимо привести в действие и другие факторы, использовать новые и высокие технологии, оснащать производство современным оборудованием, что возможно при широкомасштабном привлечении инвестиций.

Немаловажный фактор - реформирование сельского хозяйства. Мировой опыт свидетельствует о том, что рост экономик развитых стран начинался именно с подъема сельского хозяйства, с создания для него благоприятных экономических и правовых условий.

В Беларуси оздоровление сельского хозяйства ведется в соответствии с Программой совершенствования агропромышленного комплекса на 2001 - 2005гг. Предстоит преодолеть еще многое. Например, при передаче имущества в аренду предусматривается его оценка по остаточной стоимости, однако практика показывает, что лучше оценку проводить по рыночной цене, с учетом создания условий для инвестирования. Необходима разработка условий выхода из колхоза со своей долей при его реформировании. Сегодня это возможно только при выходе для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. Следует также привести в соответствие с Гражданским кодексом преобразование колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив. Есть и другие проблемы.

Процесс реформирования  в сельском хозяйстве уже начался. Однако  его сдерживает недостаточное привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных, что не отвечает задачам долговременного экономического роста.

Основная причина - в неблагоприятном инвестиционном климате национальной экономики. Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Беларусь рассматривается как страна с высокими рисками по следующим причинам:

- инвестиционный кризис;

- несовершенная законодательная база (ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов), нестабильность и противоречивость, особенно налогового и таможенного законодательств, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

- недостаточное развитие инфраструктуры, что увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

Эти и другие факторы, по-мнению инвесторов, снижают инвестиционный рейтинг нашего государства и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение свободных средств с мировых рынков капиталов. Однако законодательство нашей страны и судебная практика хозяйственных судов нацелены на обеспечение надлежащей правовой защиты интересов иностранных инвесторов, а также на улучшение инвестиционного климата в целом.

Чаще всего предметом споров с участием иностранных инвесторов являются расчеты за поставленную продукцию и оказанные услуги, взыскание задолженности по договорам и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Встречаются также иски о возмещении ущерба, ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями по основаниям, предусмотренным законодательством.

Правовые основы регулирования иностранных инвестиций у нас созданы. Основными актами в этой сфере являются: "Инвестиционный кодекс РБ" и Закон "Об инвестиционной деятельности", которые очерчивают правовое поле деятельности инвесторов, предоставляя им ряд льгот и гарантий. Однако требуется дальнейшее улучшение инвестклимата, чтобы получить дополнительные источники финансирования экономического роста.

В крупномасштабных вливаниях нуждаются практически все отрасли агропромышленного комплекса, но из-за отсутствия окупаемых проектов приходится рассчитывать в основном на государственные средства. Изменить ситуацию могут только рыночные условия в АПК, заинтересованность максимального количества инвесторов как национальных, так и иностранных.

Главными механизмами, направленными на приток инвестиций в агропромышленный комплекс, видятся следующие:

- создание условий для самофинансирования предприятий, предоставление им возможности финансирования новых проектов из собственных средств;

- продажа объектов незавершенного строительства и неэффективно используемого имущества;

- бюджетное финансирование важнейших государственных целевых программ АПК;

- расширение лизинговой деятельности;

- обновление и развитие законодательной базы, приведение ее в соответствие с международными стандартами, создание системы государственной поддержки инвесторов.

Кроме того, полезно вести работу в госорганах по накоплению информации для потенциальных инвесторов. Я имею в виду проведение серьезных маркетинговых исследований для сбора информации, например, о наиболее интересных объектах инвестирования в стране: природных ресурсах, сельскохозяйственных угодьях, агропромышленных комплексах, перспективных научных разработках в сфере АПК и т.п. Сделав такую информацию доступной  широкому кругу инвесторов, мы облегчим возможным партнерам поиски друг друга.

Сегодня Беларусь имеет возможность производить продовольствия, отвечающего мировым стандартам, гораздо больше для внутреннего пользования и экспорта. Поэтому мы заинтересованы в установлении новых деловых контактов и заключении взаимовыгодных сделок.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений