$

2.4512 руб.

2.8432 руб.

Р (100)

3.4397 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

ПОЧЕМУ ИННОВАЦИОННАЯ КАССА ОСТАЕТСЯ ПУСТОЙ?

22.01.2002
Диагноз -- отраслевой, болезнь -- общая

За последние 10 лет в Беларуси наблюдается тенденция уменьшения инвестиций, объем которых составляет чуть более 50% от уровня 1990 г. Удельный вес инвестиций в ВВП страны сократился с 18,7% в 1995 г. до 15,4% в минувшем году (январь -- июль), хотя для обеспечения простого воспроизводства, по мнению Минэкономики, необходимо, чтобы этот показатель составлял не менее 20--22% (см. "НЭГ" N 93 за 2001 г.). Определенные трудности сложились с получением кредитов международных финансовых организаций и инвесторов (доля в инвестициях 1,6%), с использованием средств населения (фактор недоверия к банкам), ценных бумаг (не работает фондовый рынок), нет эффективного механизма возврата капитала из оффшорных банков.

ПРОЦЕСС поиска, подбор способа привлечения инвестиций требует не только времени, но и определенных затрат: на содержание опытных менеджеров, разработку бизнес-плана и инвестиционного проекта, обеспечение их окупаемости, на рекламу. В хоре советчиков немало и тех, кто рекомендует продолжить "поиск альтернативных источников", "перекрыть каналы для осуществления неэффективных программ", "найти ответственных собственников", "создать рыночный механизм инвестиций", ввести инвестиционный налог и т.д. За этими пустопорожними голосами не видно денежного мешка с 1 млрд.USD.

Наиболее же вероятные источники -- собственные финансовые ресурсы предприятий (прибыль, амортизационные отчисления, финансовый лизинг, возмещение потерь страховых сумм и другие), государственное финансирование, кредитование (банковские и бюджетные ссуды), средства инвестиционных и инновационных фондов.

К примеру, налоговое законодательство (пп.2, 8, 16 ст.5, п.8 ст.4 Закона "О налогах на доходы и прибыль", подп.1.3, 1.4 п.1 ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость", п.1 ст.4 Закона "О налоге на недвижимость", ст.4 Закона "О налоге на пользование природными ресурсами", п.3 ст.4 Закона "О дорожных фондах в Республике Беларусь" и др.) позволяет субъектам хозяйствования оставить в своем распоряжении и использовать по целевому назначению (на капитальные вложения) значительные суммы средств, высвободившихся в результате предоставления льгот по налогам и таможенным платежам.

При появлении интереса к проекту инвестор до заключения договора неизбежно потребует доказать обоснованность и возможность его осуществления, получения доходов от реализации идеи, конкурентные преимущества и рыночный потенциал новой или обновленной продукции.

РУКОВОДИТЕЛИ, специалисты предприятий столкнулись с тем, что необходимо находить способы соединения коммерческих и государственных интересов, учиться составлению бизнес-планов, инвестиционных проектов, иметь достоверную и своевременную информацию о стоимости активов, о ценах, об участниках совместно осуществляемого мероприятия и о многом другом, что будет работать на конечный результат (прибыль).

Каждая из названных инвестиционных схем имеет свои преимущества и недостатки, но в данной публикации предлагается ознакомиться только с возможностями формирования и использования средств инновационных фондов. Активного рынка капитальных вложений из-за двухуровневой банковской системы, естественно, у нас пока нет. Есть только какое-то нерыночное изобретение, т.е. средства не покупаются под определенный кредитный процент, а выделяются собранные на бесплатной основе, как в рассматриваемом случае с инновационным фондом. Отсутствует мотивация увеличения его неведомо для кого, хотя перелива капитала без выгоды в рыночной экономике не бывает.

Согласно п.1 ст.43 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям, организациям (учреждениям), подчиненным правительству, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам разрешено образовывать инновационные фонды за счет отчислений в размере до 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг), находящихся в их ведении юридических лиц и хозяйственных обществ, не входящих в состав подчиненных правительству объединений, имеющих доли (акции) государственной собственности в уставных фондах, пропорционально доле государственной собственности, с отнесением начисленных средств на себестоимость.

КАК ЖЕ используют это право предприятия на практике? Проверка, проведенная на предприятиях и в аппарате РО "Белптицепром", показала, что разработанное Минэкономики и Минфином во исполнение подп.2.6 п.2 постановления СМ РБ от 2001-01-22 г. N 77 "О мерах по реализации Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов в 2001 году (утв. пост. от 2001-02-22 г. N 46/19) в полной мере не соблюдается.

В соответствии с упомянутым постановлением объединения должны осуществлять систематический контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты средств в их инновационные фонды, а также за целевым использованием средств этих фондов. Однако в "Белптицепроме" не был определен даже порядок взаимоотношений с предприятиями, входящими в его состав, по вопросу образования и использования инновационного фонда, отсутствовало Положение о порядке формирования и использования средств инновационного фонда в 2001 г., утвержденное Минсельхозпродом от 5.11.2001 г. N 35.

Пункт 4 типового Положения устанавливает, что перечисление средств в инновационный фонд должно осуществляться в полном объеме начисленных средств на последнюю дату месяца, следующего за отчетным. И как результат неисполнения этого требования -- наличие значительных сумм задолженности предприятий перед объединением. Так, по состоянию на 1.01.2001 г. 59 хозяйств не перечислили в централизованный фонд 210,5 млн.руб., на 1.10.2001 г. задолженность по 52 предприятиям увеличилась еще на 366,9 млн.руб.

Сверки взаимных расчетов, как правило, не производились, и меры реагирования к нарушителям не применялись. На призывы и команды погасить задолженность ряд предприятий просто не реагируют.

В 2001 г. фондодержателем допущено ряд случаев перечисления средств инновационного фонда предприятиям на финансирование работ, предусмотренных Перечнем строек, объектов, работ и затрат, но имеющим задолженность перед объединением по формированию фонда. Взаимный зачет предусмотренных к уплате обязательных отчислений в инновационный фонд части средств, предназначенных к выделению из фонда, документально также не всегда оформлялся.

Глава 2 Положения содержит в укрупненном плане направления использования средств инновационных фондов: на научно-исследовательские работы, создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, на модернизацию, техническое перевооружение и т.д. Однако употребление фондодержателем таких терминов-показателей в Перечне, утвержденном объединением в развитие сметы доходов и расходов, не позволяет уяснить, что же за "техническое перевооружение" будет в действительности осуществлять птицефабрика. Проверкой отчетов об использовании средств фонда, представленных в Минсельхозпрод, установлено, что учет использования фонда конкретно по видам расходов в объединении не был организован.

Пунктом 4 ст.43 Закона от 2000-11-11 г. N 448-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год" предусмотрена ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты в соответствии с Законом от 20.12.91 г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". Постановлением ГНК и Минфина от 3.05.2001 г. N 59/48 утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты средств в инновационные фонды, в котором п.6 предусмотрено, что юридические лица несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты средств в соответствии с упомянутым Законом.

Согласно п.4 ст.9 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" при непредставлении или несвоевременном представлении платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет плательщики налогов вносят в бюджет в виде санкций 10% причитающихся сумм налогов. Не уплаченные своевременно в бюджет суммы налогов взыскиваются с плательщиков с начислением пени за каждый день просрочки (включая день уплаты) в размере учетной ставки Нацбанка на момент взыскания средств.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, при непредставлении или несвоевременном представлении платежных документов в учреждения банков на перечисление сумм отчислений в инновационные фонды, отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг), плательщики вносят в бюджет финансовую санкцию в размере 10% причитающихся платежей, а за нарушение сроков и пеню. Материалы проверки были направлены Министерству по налогам и сборам для применения к предприятиям-нарушителям установленных законом санкций.

Субъектам хозяйствования следует также иметь в виду, что п.5 ст.43 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" определено, что использованные не по целевому назначению средства инновационных фондов юридическими лицами взыскиваются налоговыми и финансовыми органами в доход соответствующих бюджетов в бесспорном порядке в виде штрафов в размере суммы, использованной не по целевому назначению.

Причины неперечисления средств, как и в целом проблема инвестиционных ресурсов, находятся в плоскости хозяйственно-финансовой деятельности, в увязке с платежеспособностью, созданием правового поля, выгодного для обеих сторон. Из-за низкой рентабельности и убыточности на счетах многих птицеводческих предприятий в банках практически нет свободных средств. Работая в постоянном режиме дефицита кормов и оборотных средств, предприятия, хотя и не допустили падения производства продукции и сокращения поголовья птицы и скота, но тем не менее многие закончили 2000 г. с убытками. И если год назад их было 23 с общей суммой убытков 9,5 млрд.руб., то по состоянию на 1.10.2001 г. уже 37 предприятий сработали с убытком на сумму 18,8 млрд.руб. Кредиторская задолженность составляет 88 млрд.руб. Немало средств теряется на уплату санкций и штрафов по решениям контролирующих органов.

Проведенные проверки подвинули меня к мысли о том, что формирование инновационных фондов должно осуществляться только на началах добровольности и равноправия сторон для реализации взаимовыгодных проектов. Применение санкций лишь усугубляет и так чрезвычайно тяжелое финансовое положение субъектов хозяйствования и ничего общего с внедрением рыночных отношений не имеет. Приравнивать фактически заемные средства предприятий к бюджетным и распространять на них бюджетное и налоговое законодательство нет юридических оснований. Убежден, что внедрение нового и передового под жестким прессом санкций неминуемо оттолкнет наших национальных инвесторов, даже роль кассы взаимопомощи такой фонд будет выполнять с большими трудностями. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в осуществление договорных отношений между субъектами по формированию и использованию инновационных фондов не должно допускаться.

ДЛЯ ВЫХОДА из инвестиционного дефицита следовало бы, по моему мнению, предоставить право объединению формировать цены на производимую продукцию в зависимости от сезонности спроса и влияния внешнего рынка, так как действующая система регулирования существенно сказывается на рентабельности предприятий, их доходности, ограничивает конкуренцию и экономическую свободу. Улучшению положения способствовали бы и такие меры, как оставление части валютной выручки и сумм от предоставления налоговых и таможенных льгот для использования на финансирование капитальных вложений, разрешение производить индексацию амортизационных отчислений. И, конечно, ни один из проектов обновления основных фондов не должен начинаться без утверждения расчета их эффективности.

Автор публикации: Иван СЫРОКВАШКО, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением таможенного и налогового законодательства Прокуратуры РБ, старший советник юстиции


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное