Проблемы и решения
22.01.2002 14 мин на чтение
мин
ПОЧЕМУ ИННОВАЦИОННАЯ КАССА ОСТАЕТСЯ ПУСТОЙ?
Диагноз -- отраслевой, болезнь -- общая За последние 10 лет в Беларуси наблюдается тенденция уменьшения инвестиций, объем которых составляет чуть более 50% от уровня 1990 г. Удельный вес инвестиций в ВВП страны сократился с 18,7% в 1995 г. до 15,4% в минувшем году (январь -- июль), хотя для обеспечения простого воспроизводства, по мнению Минэкономики, необходимо, чтобы этот показатель составлял не менее 20--22% (см. "НЭГ" N 93 за 2001 г.). Определенные трудности сложились с получением кредитов международных финансовых организаций и инвесторов (доля в инвестициях 1,6%), с использованием средств населения (фактор недоверия к банкам), ценных бумаг (не работает фондовый рынок), нет эффективного механизма возврата капитала из оффшорных банков.Диагноз -- отраслевой, болезнь -- общая
За последние 10 лет в Беларуси наблюдается тенденция уменьшения инвестиций, объем которых составляет чуть более 50% от уровня 1990 г. Удельный вес инвестиций в ВВП страны сократился с 18,7% в 1995 г. до 15,4% в минувшем году (январь -- июль), хотя для обеспечения простого воспроизводства, по мнению Минэкономики, необходимо, чтобы этот показатель составлял не менее 20--22% (см. "НЭГ" N 93 за 2001 г.). Определенные трудности сложились с получением кредитов международных финансовых организаций и инвесторов (доля в инвестициях 1,6%), с использованием средств населения (фактор недоверия к банкам), ценных бумаг (не работает фондовый рынок), нет эффективного механизма возврата капитала из оффшорных банков.
ПРОЦЕСС поиска, подбор способа привлечения инвестиций требует не только времени, но и определенных затрат: на содержание опытных менеджеров, разработку бизнес-плана и инвестиционного проекта, обеспечение их окупаемости, на рекламу. В хоре советчиков немало и тех, кто рекомендует продолжить "поиск альтернативных источников", "перекрыть каналы для осуществления неэффективных программ", "найти ответственных собственников", "создать рыночный механизм инвестиций", ввести инвестиционный налог и т.д. За этими пустопорожними голосами не видно денежного мешка с 1 млрд.USD.
Наиболее же вероятные источники -- собственные финансовые ресурсы предприятий (прибыль, амортизационные отчисления, финансовый лизинг, возмещение потерь страховых сумм и другие), государственное финансирование, кредитование (банковские и бюджетные ссуды), средства инвестиционных и инновационных фондов.
К примеру, налоговое законодательство (пп.2, 8, 16 ст.5, п.8 ст.4 Закона "О налогах на доходы и прибыль", подп.1.3, 1.4 п.1 ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость", п.1 ст.4 Закона "О налоге на недвижимость", ст.4 Закона "О налоге на пользование природными ресурсами", п.3 ст.4 Закона "О дорожных фондах в Республике Беларусь" и др.) позволяет субъектам хозяйствования оставить в своем распоряжении и использовать по целевому назначению (на капитальные вложения) значительные суммы средств, высвободившихся в результате предоставления льгот по налогам и таможенным платежам.
При появлении интереса к проекту инвестор до заключения договора неизбежно потребует доказать обоснованность и возможность его осуществления, получения доходов от реализации идеи, конкурентные преимущества и рыночный потенциал новой или обновленной продукции.
РУКОВОДИТЕЛИ, специалисты предприятий столкнулись с тем, что необходимо находить способы соединения коммерческих и государственных интересов, учиться составлению бизнес-планов, инвестиционных проектов, иметь достоверную и своевременную информацию о стоимости активов, о ценах, об участниках совместно осуществляемого мероприятия и о многом другом, что будет работать на конечный результат (прибыль).
Каждая из названных инвестиционных схем имеет свои преимущества и недостатки, но в данной публикации предлагается ознакомиться только с возможностями формирования и использования средств инновационных фондов. Активного рынка капитальных вложений из-за двухуровневой банковской системы, естественно, у нас пока нет. Есть только какое-то нерыночное изобретение, т.е. средства не покупаются под определенный кредитный процент, а выделяются собранные на бесплатной основе, как в рассматриваемом случае с инновационным фондом. Отсутствует мотивация увеличения его неведомо для кого, хотя перелива капитала без выгоды в рыночной экономике не бывает.
Согласно п.1 ст.43 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям, организациям (учреждениям), подчиненным правительству, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам разрешено образовывать инновационные фонды за счет отчислений в размере до 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг), находящихся в их ведении юридических лиц и хозяйственных обществ, не входящих в состав подчиненных правительству объединений, имеющих доли (акции) государственной собственности в уставных фондах, пропорционально доле государственной собственности, с отнесением начисленных средств на себестоимость.
КАК ЖЕ используют это право предприятия на практике? Проверка, проведенная на предприятиях и в аппарате РО "Белптицепром", показала, что разработанное Минэкономики и Минфином во исполнение подп.2.6 п.2 постановления СМ РБ от 2001-01-22 г. N 77 "О мерах по реализации Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов в 2001 году (утв. пост. от 2001-02-22 г. N 46/19) в полной мере не соблюдается.
В соответствии с упомянутым постановлением объединения должны осуществлять систематический контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты средств в их инновационные фонды, а также за целевым использованием средств этих фондов. Однако в "Белптицепроме" не был определен даже порядок взаимоотношений с предприятиями, входящими в его состав, по вопросу образования и использования инновационного фонда, отсутствовало Положение о порядке формирования и использования средств инновационного фонда в 2001 г., утвержденное Минсельхозпродом от 5.11.2001 г. N 35.
Пункт 4 типового Положения устанавливает, что перечисление средств в инновационный фонд должно осуществляться в полном объеме начисленных средств на последнюю дату месяца, следующего за отчетным. И как результат неисполнения этого требования -- наличие значительных сумм задолженности предприятий перед объединением. Так, по состоянию на 1.01.2001 г. 59 хозяйств не перечислили в централизованный фонд 210,5 млн.руб., на 1.10.2001 г. задолженность по 52 предприятиям увеличилась еще на 366,9 млн.руб.
Сверки взаимных расчетов, как правило, не производились, и меры реагирования к нарушителям не применялись. На призывы и команды погасить задолженность ряд предприятий просто не реагируют.
В 2001 г. фондодержателем допущено ряд случаев перечисления средств инновационного фонда предприятиям на финансирование работ, предусмотренных Перечнем строек, объектов, работ и затрат, но имеющим задолженность перед объединением по формированию фонда. Взаимный зачет предусмотренных к уплате обязательных отчислений в инновационный фонд части средств, предназначенных к выделению из фонда, документально также не всегда оформлялся.
Глава 2 Положения содержит в укрупненном плане направления использования средств инновационных фондов: на научно-исследовательские работы, создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, на модернизацию, техническое перевооружение и т.д. Однако употребление фондодержателем таких терминов-показателей в Перечне, утвержденном объединением в развитие сметы доходов и расходов, не позволяет уяснить, что же за "техническое перевооружение" будет в действительности осуществлять птицефабрика. Проверкой отчетов об использовании средств фонда, представленных в Минсельхозпрод, установлено, что учет использования фонда конкретно по видам расходов в объединении не был организован.
Пунктом 4 ст.43 Закона от 2000-11-11 г. N 448-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год" предусмотрена ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты в соответствии с Законом от 20.12.91 г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". Постановлением ГНК и Минфина от 3.05.2001 г. N 59/48 утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты средств в инновационные фонды, в котором п.6 предусмотрено, что юридические лица несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты средств в соответствии с упомянутым Законом.
Согласно п.4 ст.9 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" при непредставлении или несвоевременном представлении платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет плательщики налогов вносят в бюджет в виде санкций 10% причитающихся сумм налогов. Не уплаченные своевременно в бюджет суммы налогов взыскиваются с плательщиков с начислением пени за каждый день просрочки (включая день уплаты) в размере учетной ставки Нацбанка на момент взыскания средств.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, при непредставлении или несвоевременном представлении платежных документов в учреждения банков на перечисление сумм отчислений в инновационные фонды, отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг), плательщики вносят в бюджет финансовую санкцию в размере 10% причитающихся платежей, а за нарушение сроков и пеню. Материалы проверки были направлены Министерству по налогам и сборам для применения к предприятиям-нарушителям установленных законом санкций.
Субъектам хозяйствования следует также иметь в виду, что п.5 ст.43 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" определено, что использованные не по целевому назначению средства инновационных фондов юридическими лицами взыскиваются налоговыми и финансовыми органами в доход соответствующих бюджетов в бесспорном порядке в виде штрафов в размере суммы, использованной не по целевому назначению.
Причины неперечисления средств, как и в целом проблема инвестиционных ресурсов, находятся в плоскости хозяйственно-финансовой деятельности, в увязке с платежеспособностью, созданием правового поля, выгодного для обеих сторон. Из-за низкой рентабельности и убыточности на счетах многих птицеводческих предприятий в банках практически нет свободных средств. Работая в постоянном режиме дефицита кормов и оборотных средств, предприятия, хотя и не допустили падения производства продукции и сокращения поголовья птицы и скота, но тем не менее многие закончили 2000 г. с убытками. И если год назад их было 23 с общей суммой убытков 9,5 млрд.руб., то по состоянию на 1.10.2001 г. уже 37 предприятий сработали с убытком на сумму 18,8 млрд.руб. Кредиторская задолженность составляет 88 млрд.руб. Немало средств теряется на уплату санкций и штрафов по решениям контролирующих органов.
Проведенные проверки подвинули меня к мысли о том, что формирование инновационных фондов должно осуществляться только на началах добровольности и равноправия сторон для реализации взаимовыгодных проектов. Применение санкций лишь усугубляет и так чрезвычайно тяжелое финансовое положение субъектов хозяйствования и ничего общего с внедрением рыночных отношений не имеет. Приравнивать фактически заемные средства предприятий к бюджетным и распространять на них бюджетное и налоговое законодательство нет юридических оснований. Убежден, что внедрение нового и передового под жестким прессом санкций неминуемо оттолкнет наших национальных инвесторов, даже роль кассы взаимопомощи такой фонд будет выполнять с большими трудностями. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в осуществление договорных отношений между субъектами по формированию и использованию инновационных фондов не должно допускаться.
ДЛЯ ВЫХОДА из инвестиционного дефицита следовало бы, по моему мнению, предоставить право объединению формировать цены на производимую продукцию в зависимости от сезонности спроса и влияния внешнего рынка, так как действующая система регулирования существенно сказывается на рентабельности предприятий, их доходности, ограничивает конкуренцию и экономическую свободу. Улучшению положения способствовали бы и такие меры, как оставление части валютной выручки и сумм от предоставления налоговых и таможенных льгот для использования на финансирование капитальных вложений, разрешение производить индексацию амортизационных отчислений. И, конечно, ни один из проектов обновления основных фондов не должен начинаться без утверждения расчета их эффективности.