$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОЧЕМУ ГУДИТ ТРАНСФОРМАТОР©

23.04.2013

В течение месяца правительство должно разобраться с формированием тарифов на энергию и системой управления энергетикой в республике. Такую задачу глава государства поставил на совещании 16 апреля.
От состояния энергетического комплекса во многом зависит ситуация в экономике всей страны и качество жизни населения. Еще в 2007 г. была утверждена Концепция энергетической безопасности Беларуси до 2020 года. С тех пор организации Минэнерго освоили 7 млрд. USD капитальных вложений — сумма для республики немалая. В результате существенно повысилась надежность систем электроснабжения, уровень износа основного оборудования снизился — с 60% до 40%, за счет модернизации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства на 7% снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии, развивается диверсификация источников электроснабжения. Запланированный до 2016 г. ввод в эксплуатацию 2241 МВт высокоэффективных технологических мощностей и вывод 1840 МВт невостребованных мощностей должны обеспечить снижение отказов в работе оборудования, снизить удельный расход топлива и дать значительную экономию — более 630 млн. USD, что ляжет в базу снижения затрат. Заметим, что вряд ли это остановит рост тарифов: огромные вложения надо еще окупить, кредиты — возвращать, а источник для этого один — платежи потребителей.
Бесперебойностью обеспечения энергией в XXI веке никого не удивишь. Между тем наряду с достижениями в отрасли существует целый ряд проблем. Соответствующей отдачи от вложенных средств до сих пор не видно, контролирующие органы то и дело натыкаются на серьезные недоработки. Несогласованность энергетической политики обостряет противоречия между разными отраслями и регионами, усугубляет проблему перекрестного субсидирования.
Министр энергетики Александр Озерец уверяет, что тарифы на энергию и газ полностью не покрывают затраты, а потому в соответствии с Программой социально-экономического развития до 2015 года страна должна выйти на уровень возмещения коммунальных услуг потребителями в 60%, что позволит создать финансовый баланс для расчетов по кредитам и снизить тарифы. Однако, по мнению Президента Александра Лукашенко, 60-процентный порог уже перейден — надо лишь правильно посчитать.
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков обратил внимание на то, что сегодня в стране целый ряд энергоисточников загружен только на 20–30%. При этом расходы на их содержание и обеспечение ложатся на всю энергосистему. В то же время наращивается импорт электроэнергии. По мнению А.Кобякова, отсутствие прозрачности в затратах Минэнерго и формировании тарифов порождает серьезные подозрения и негативную реакцию. А потому преобразования требует сама структура энергетики. Почему-то именно теперь власти обеспокоились целесообразностью запланированных 6 лет назад капвложений в энергетику, непрозрачностью механизмов формирования энерготарифов и их неудержимым ростом. Впрочем, замораживать их не собираются — речь идет лишь о проверке обоснованности формирования тарифов и целевого использования средств, полученных за счет дифференцированной оплаты за потребление электроэнергии. Уже сегодня ясно, что тарифную политику определяют принятые еще в прошлом веке ведомственные нормативные акты, хотя структура производства и потребления энергии, характеристики оборудования давно изменилась. «Однако подходы к расчетам тарифов определяются Минэкономики и Минэнерго в отдельных случаях исходя из ведомственных интересов последнего, а не общегосударственных, — заявил председатель КГК Александр Якобсон. — Например, в тарифы на электроэнергию для населения на 2013 г. заложены более высокие уровни удельных норм расхода топлива, потерь в электро- и теплосетях, чем фактически сложившиеся в 2012 г. При этом при снижении стоимости потребляемого предприятиями «Белэнерго» газа на 12% топливная составляющая в тарифе на электроэнергию уменьшилась только на 2,5%. В придачу энергетики тратят значительные средства на содержание социальной сферы, включающей 7 санаториев, 14 баз отдыха, более 20 оздоровительных комплексов и т.п. Убытки от их содержания (только по «Витебскэнерго» в 2012 г. около 8 млрд. Br) относятся на основную деятельность, а ведь это достаточно доходный у нас в стране вид услуг, способный не только окупать свои затраты, но и приносить прибыль», — отметил глава КГК. Кроме того, объединение «Белтопгаз» ежегодно выделяет средства на займы своим работникам. Так, только за 2012 г. было выдано займов на сумму около 9,5 млрд. Br, при этом на текущий год только по центральному аппарату объединения запланировано увеличение таких средств почти в 4 раза.
Заметим, что о реструктуризации монополий, в т.ч. путем выделения социальной сферы, независимые эксперты говорили с начала 90-х годов. Впрочем, отдых в ведомственных санаториях по льготной цене — часть соцпакета, позволяющего удерживать в республике квалифицированные кадры. Если ликвидировать соцсферу, окажется, что за рубежом не только за работу платят больше, но и отдыхать дешевле. Наверное, плохо, что плату за перерасход Минэнерго «забирает в свой котел» и использует по своему усмотрению. Но ведь не на Кипр же уходят эти деньги: они используются ведомством (как и всеми остальными) в рамках своей же системы.
Любая монополия рано или поздно приобретает черты «государства в государстве». Особенно это характерно для «естественных» госмонополий, привилегированное положение которых в административно-командной экономике неизбежно приводит к появлению «элементов мафии и банды». И как бы власти ни пытались призвать своих зарвавшихся монополистов к порядку или смягчить их давление чем-нибудь вроде синхронизации роста доходов населения и тарифов, решить проблему не удастся. Неудивительно, что пока энергопредприятия становятся более затратными и пытаются покрывать свои растущие издержки за счет населения и бюджета, промышленность и ЖКХ пытаются создавать собственные дублирующие мощности, отказываясь от услуг Минэнерго — другого способа вырваться из тисков монополиста у них нет. В результате снижается нагрузка на энергосистемы и повышается стоимость вырабатываемой энергии для оставшихся потребителей. Так, если в соседней Латвии тариф для промышленных потребителей составляет 12 центов за КВтЧч, в Польше — 10, в России — 9, то в Беларуси — 14. Впрочем, на совещании не стали глубже анализировать причины такого различия — а то, чего доброго, оказалось бы, что это — следствие тех самых рыночных реформ, которых Беларусь столь старательно избегает почти 20 лет.
Возможно, межведомственная рабочая группа, созданная по распоряжению премьер-министра, найдет ряд нарушений в формировании тарифов на тепло, газ и электроэнергию, инвестиционной деятельности Минэнерго в отношении ряда проектов и их финансирования, найдет изъяны в условиях экспорта и импорта электроэнергии. Какие последствия это будет иметь? Если тарифы будут пересмотрены, энергетики «уйдут» в убытки. Если создания в Беларуси новых генерирующих мощностей будет сочтено нецелесообразным, придется останавливать проекты, в которые уже вложены немалые деньги, получены кредиты, которые все равно придется возвращать. Собственно, это характерно и для всех остальных отраслей, где решения о развитии, экспорте и инвестициях принимается по указанию свыше, а не исходя их экономических реалий.
На совещании прозвучало множество нареканий по реализации инвестпроектов в энергетике: решения не продуманы, стоимость проектных работ завышена, сроки реализации срываются на годы (например, по фактам проволочек с вводом мощностей на Березовской ГРЭС Следственным комитетом возбуждено уголовное дело), заключаются договоры с потенциальными банкротами и посредническими компаниями, закупается некачественное, а зачастую и контрафактное оборудование, причем система госзакупок не защищает от «воровства, откатов, коррупции и элементарного разгильдяйства». Президент констатировал: «Деньги-то не свои, вот и сорят напропалую и есть диагноз государственного бизнеса…
Леонид ФРИДКИН