Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Победитель конкурса "Лучший предприниматель года"

КТО НАУЧИТ СЕЛЯН БИЗНЕСУ?...
КТО НАУЧИТ СЕЛЯН БИЗНЕСУ?

Центр маркетинга был создан в 1997 г. и является дочерним предприятием Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, созданного при МИДе Беларуси. Статус Центра поддержки предпринимательства он получил в 2000 г.

В этом году облисполком вместе с департаментом по предпринимательству Минэкономики присвоил Центру статус базового в Витебской области, поскольку наработанный опыт дает возможность способствовать  созданию и развитию других центров поддержки предпринимательства. Присвоенный статус позволяет пользоваться небольшими льготами, например такими, как снижение ставки арендной платы. 

Центр помогает начинающему бизнесу разрабатывать бизнес-планы, ведет поиск потенциальных инвесторов и вариантов возможного финансирования инвестиционных проектов, помогает продвигать товары и услуги, производимые предприятиями региона, на внутренний и внешние рынки, для чего проводит выставки, конференции, форумы, фестивали, бизнес-встречи, презентации. Консультирует по вопросам организации маркетинга и менеджмента на предприятиях.

До недавнего времени торговать на белорусском рынке было значительно выгоднее, чем заниматься производством. С начала 2005 г. ситуация изменилась: желающих наладить собственное производство становится все больше, рассказывает   в номинации "Лучший предприниматель - центр поддержки предпринимательства" директор базового центра поддержки предпринимательства "Витебский центр маркетинга" Людмила ПРОКОФЬЕВА.

- Людмила Леонидовна, чем вы объясняете переориентацию предпринимателей с торговли на производство?

- Отчасти это происходит потому, что с введением новой системы уплаты НДС многим стало невыгодно работать в сфере торговли. Ведь не особо рвется налоговая служба России какому-то частному предприятию из Беларуси давать письменные подтверждения. Вторая причина в том, что многие предприниматели за 5-7 лет наработали в торговле некий стартовый капитал, который позволяет приняться за реализацию серьезных замыслов в сфере производства. Да, это тяжело, но перспективно...

- Если говорить о проблемах, то на что больше всего жалуются предприниматели?

- Сегодня предприниматели очень боятся вступившей в силу нормы Указа № 148 о введении штрафных санкций, связанных с ведением книги учета движения товаров.  Да и вообще, для них самая большая сложность - это наша бюрократия.  Провозглашенного Президентом принципа "одного окна" как не было, так и нет. Как была забюрократизирована система получения сертификатов, лицензий, как было нестабильное законодательство- так все и осталась. Боюсь, что изменится это не очень скоро.

Хорошо было бы создать действенную систему поддержки начинающего малого предпринимательства, как во всем мире: снизить, допустим, налоговую нагрузку. Убрать налог на прибыль, уменьшить НДС и не трогать предпринимателя хотя бы два первых года работы   - пусть встанет на ноги. А то он еще не успел открыться, а все уже бегут проверять. Если мы хотим, чтобы бизнес развивался, его нужно стимулировать.

- А начинающие обращаются к вам?

- Да, конечно. Вот сейчас меня ждет один человек - экотуризм на селе развивать собирается. Все наши консультации бесплатные, кстати. Селяне пишут и приезжают, просят: вы нас научите... Или звонят из села, и я по телефону рассказываю, как правильно составить бизнес-план. Вот в начале ноября мы совместно с "Белгоспромбанком" и управлением предпринимательства облисполкома провели семинар по развитию  и  финансированию сельского предпринимательства.

Два с половиной года "раскручивали" сельский туризм в Россонском районе и только в этом году получили результат. За это лето бывший экономист колхоза из деревни "Клястицы" приняла 250 туристов. Естественно, не одна -  всю деревню обеспечила работой. Теперь она предложила проект создания "деревни экологического туризма". 

Уже в этом году мы планируем начать создавать филиалы - центры поддержки сельского предпринимательства в Миорском и Россонском районах. За каждым из них мы еще по 4 района закрепим, чтобы селяне ехали не к нам, а туда. На месте им быстрее помогут.

- Если консультации бесплатные, то на чем деньги зарабатываете? Какие еще услуги оказывает ваш центр?

- Мы проводим маркетинговые исследования на заказ. Раньше вывозили своих субъектов хозяйствования в Россию, Латвию и Литву. С 2000 г. специализированные и универсальные выставки проводим у себя. Так, у нас уже устоялась международная выставка-конференция "Энергоресурсосберегающие технологии, оборудование, материалы". Фестиваль "Здоровье и красота" в этом году мы провели второй раз. Проводим также республиканскую выставку "Малый бизнес в фестивальном Витебске", на которой широко представлен малый бизнес всех областей страны во время  фестиваля "Славянский Базар в Витебске" и куда приезжают также наши партнеры-предприятия из Москвы (у Витебской области подписан договор о сотрудничестве с Северным административным округом российской столицы). В ноябре проводим строительную выставку "Мой дом". Помимо выставок проводим бизнес-встречи с бизнесменами Латвии, Литвы, России и Польши.

Оказываем информационные услуги. Разработали и предлагаем электронную версию базы данных "Предприятия Витебской области", бесплатно предоставляем любую информацию по законодательству, которой обеспечивает все центры поддержки предпринимательства управление предпринимательства облисполкома.  

Используем информационную систему "Тендеры", которая является централизованным и достоверным источником получения информации о тендерах и конкурсных торгах, проводимых более чем в 100 странах мира. Эту информационную систему Национальный центр маркетинга по поручению Совмина внедряет в Беларуси, ну а мы - соответственно в Витебской области. Система тендера насчитывает более 3 тыс. абонентов- ведущих предприятий Беларуси и более 100 предприятий-абонентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Регулярно в ней размещается информация о тендерах, проводимых в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Мы издаем литературу для предприятий начиная от буклетов и заканчивая издательством книг, а также другую представительскую продукцию. Есть у нас свое кадровое агентство, занимающееся подбором и тестированием персонала для субъектов хозяйствования.

Основной источник дохода компании - продажа услуг. Кроме того, мы получаем некоторые средства из областного бюджета. Ежегодно в рамках областной программы поддержки предпринимательства помощь получают предприятия-производители области, что выражается в компенсации им части затрат на участие в наших выставках.

Кстати, на следующий год мы запланировали провести маркетинговые исследования по определению инвестиционных ниш, что сейчас востребовано на внутреннем и внешнем рынках. И если нам удастся провести эти исследования, мы будем  рады помочь предпринимателям определиться в выборе сегмента рынка.