$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОБЕДА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ©

25.01.2013

Министерство по налогам и сборам подвело итоги сбора платежей за прошлый год и обозначило направления совершенствования налогового законодательства — с учетом своих достижений и мирового опыта.

С наполнением казны дела в республике традиционно идут хорошо. Однако теперь появились новые тенденции. Так, в 2012 г. в консолидированный бюджет поступило 101,4 трлн. Br, в т.ч. в республиканский — почти 39 трлн., а в местные бюджеты — 62,4 трлн. Br. При этом удельный вес поступлений, контролируемых МНС, в доходах консолидированного бюджета составил 64,3%. В текущих ценах налоговые платежи выросли по сравнению с 2011 г. почти в 2 раза, а в сопоставимых ценах — всего на 7,7%, что, впрочем, куда выше темпов роста ВВП.

Количество налогоплательщиков в Беларуси, по данным МНС, за прошлый год увеличилось на 2,2%, или на 74,1 тыс., в т.ч. организаций — на 8,4 тыс. (5,2%), индивидуальных предпринимателей — на 13,6 тыс. (6,2%), физических лиц — на 52,1 тыс. (1,8%). По состоянию на 1.01.2013 г. на учете в налоговых органах состояло почти 332 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 99,1 тыс. организаций и 232,9 тыс. — ИП.

Как и в предыдущие годы, план сбора налогов перевыполнен, правда, на скромные 0,5%, или 0,5 трлн. Br, тогда как раньше эта сумма была вдвое выше. Подвел один из основных доходных источников — НДС, по которому план не выполнен. В министерстве это объясняют значительным увеличением возмещения НДС из бюджета экспортерам — 45,7 трлн. Br, что почти на 30% больше, чем в 2011 г. Тогда из бюджета плательщикам вернули 42,9% всего поступившего НДС, а в 2012-м — 50,1%.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета произошли весьма любопытные сдвиги. Прежде всего существенно (на 2 процентных пункта) вырос удельный вес подоходного налога — 19,1%, что почти сравнялось с долей налога на прибыль — 19,3%. Между тем еще в 2009 г. удельный вес подоходного налога составлял всего 13,9%, а теперь на него приходится почти 1/5 доходов бюджета. Это можно объяснить ростом доходов населения и только радоваться такой тенденции — если бы она сопровождалась адекватным ростом производительности труда.

Основные прямые налоги — уже упомянутый налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический (вместе с налогом на добычу природных ресурсов) (доля обоих — по 3,3%) и земельный (1,8%) составили 46%, т.е. почти половину всех налоговых поступлений.

Отчисления в инновационные фонды принесли в прошлом году 3% доходов, контролируемых МНС, единый налог с индивидуальных предпринимателей — 0,6% единый налог с сельхозпроизводителей — 0,5%. Если добавить сюда налог на игорный бизнес, окажется, что прямые налоги с 2012 года доминируют над косвенными. Последние занимают всего 32,8%, в т.ч. НДС — 22,1%, а акцизы — 10,7%. Кстати, доля последних тоже существенно выросла, благодаря увеличению ставок — трижды за прошлый год.

Зато доля налога при упрощенной системе налогообложения остается практически неизменной — 2,1% . Это уже не первый год беспокоит Минфин и МНС. Напомним, предпринимательские союзы заверяли, что очередное снижение ставок налогов при УСН на 2013 г. повлечет активное развитие малого бизнеса и, соответственно рост налоговой базы. Если этот прогноз не сбудется, у государства может появиться искушение пересмотреть подходы к «упрощенке».

Кстати, если по доле налога при «упрощенке» сдвигов в сторону увеличения практически нет, то темпы поступлений сумм налогов от малого бизнеса существенно увеличились. Напомним, что субъекты малого бизнеса применяют не только УСН, но и платят налоги в общеустановленном порядке или единый налог. Так, в бюджет от всех субъектов малого предпринимательства в 2012 г. поступило около 23 тлрн. Br. налогов и сборов, темп роста соcтавил 118,2%, при этом по организациям темп роста — 119,7%.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь тенденции существенно не изменились. Всего от них поступило в казну 2,3 трлн. Br, что составляет 2,2% доходов бюджета. По-прежнему наибольшая доля поступлений приходится на плательщиков единого налога -- 43,4%, далее следуют поступления налога при УСН — 36,1% и затем от уплачивающих подоходный налог от предпринимательской деятельности — 20,2%. А вот физические лица, практически как и ранее, принесли в прошлом году в казну 1,9% всех доходов (без учета подоходного налога, удержанного налоговыми агентами).

Итак, можно констатировать, что по структуре налоговых поступлений Беларусь приближается к странам с развитой рыночной экономикой. Осталось только «подтянуть» к этому достижению все остальные сферы нашей жизни.

Пока же МНС не собирается останавливаться на достигнутом и планирует дальнейшие совершенствования налогового законодательства. Основное направление -- сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности. Этот процесс идет уже несколько лет, правда с переменным успехом: порой вместо упраздненных льгот появляются новые — для более узкого круга плательщиков.

Еще одна задача — внедрение мировой практики взимания экологического налога. Хочется надеяться, что это сделает, наконец, данный платеж удобнее для расчета, тем более, что его доля в доходах бюджета невелика.

Кроме того, можно выделить три направления совершенствования налогового законодательства. Первый из них — развитие налогового администрирования, основанного на сегментации налогоплательщиков. Отдельные его примеры уже есть — это применение УСН. Как дело пойдет дальше, пока неясно.

Второе направление — введение института консолидированного плательщика для холдингов. Дело это сложное: ведь налоговые обязательства одних участников группы могут «закрыть» другие. В ряде стран, в т.ч. в России, этот механизм применяется, но требует особых условий и ограничений, чтобы не допустить уклонения от уплаты налогов. К тому же здесь многое зависит от эффективности самого холдинга. Однако бурное развитие объединения предприятий требует создания соответствующих налоговых механизмов.

Третье направление -- изменение налоговой нагрузки для высокодоходных групп населения. Так что богатым иностранцам убежища у нас искать не придется. А жаль. Могли бы заполучить в соотечественники, например, Монику Белуччи, обещавшую эмигрировать из-за высоких налогов. Депардье уже достался России, где сразу после выдачи ему паспорта занялись вопросом повышения налогов на богатых.

Валерия Герасимова


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях