$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПО ЖЕСТКИМ ПРАВИЛАМ©

17.02.2012

Главной темой коллегии Минфина, состоявшейся в среду, стал поиск путей оптимизации денежно-кредитной политики и бюджетных расходов. Перед руководителями министерства стоит нелегкая задача: обеспечить стабильность финансирования экономики и социальной сферы при довольно ограниченных источниках.

Как заявил на коллегии глава министерства Андрей Харковец, «в 2012 г. сохранится жесткая денежно-кредитная политика, предполагающая прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Нацбанка, будут использоваться лишь стандартные инструменты их ликвидности. Процентные ставки по этим инструментам будут поддерживаться на положительном уровне и снижаться с учетом соответствующей динамики инфляции. Тем самым будет исключена иждивенческая практика обращений в Нацбанк за избирательной поддержкой отдельных регионов и проектов, которая была широко распространена до недавнего времени».

Бюджетно-налоговая система будет также подчинена достижению целей экономической политики через создание дополнительных налоговых стимулов, роста экономики и инвестиций. А.Харковец напомнил, что ставка налога на прибыль в республике снижена до 18%. Теперь она меньше, чем у партнеров по Таможенному союзу, и одна из самых низких среди наших западных соседей — восточноевропейских стран.

ПО-ВИДИМОМУ, это означает, что дальнейших налоговых поблажек ждать не стоит — тем более, что тратить государству по-прежнему приходится много. Так, по словам А.Харковца, в бюджете страны традиционно основная часть средств направляется на финансирование бюджетного сектора. «Социальная составляющая этих расходов превышает 50%. Поэтому Минфин большое внимание уделяет эффективности использования бюджетных средств в приоритетных отраслях социальной сферы: здравоохранении, образовании, науке и культуре. Вместе с тем возможности бюджета по финансированию бюджетных организаций снижаются. Это связано с объективной необходимостью сокращения налоговой нагрузки на экономику, направлением средств бюджета на поддержку национальной экономики, обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга», — отметил министр. Решение проблемы видится в выработке конкретных предложений по изменению системы финансирования бюджетных организаций, которые министр намерен представить для широкого обсуждения в правительстве. А.Харковец отметил, что структура расходов на финансирование бюджетной сферы в условиях ограниченных финансовых ресурсов также изменяется в пользу текущих расходов за счет сокращения бюджетных инвестиций, что сдерживает развитие этого сектора.

«Устойчивое развитие бюджетной сферы, как и коммерческих организаций, невозможно без реформ, — заявил министр. — Повышение отдачи бюджетных расходов видится в изменении механизмов финансирования бюджетных организаций, поиска оптимальных инструментов повышения заинтересованности в сокращении затрат в этих организациях, оптимизации их сети». Такая реформа должна реализовываться по трем основным направлениям. Первое — переход от финансирования затрат бюджетных организаций к бюджетированию, ориентированному на результат. «В бюджетную отрасль будут привнесены элементы рыночной конкуренции за каждый бюджетный рубль. Бюджет оплатит конкретную услугу, оказанную организацией, вместо финансирования ее содержания», — подчеркнул министр. Второе направление — изменение организационно-правовых форм бюджетных организаций, без чего невозможно решение предыдущей задачи. А потому необходимо провести инвентаризацию бюджетных организаций, определить те из них, которые будут финансироваться исключительно из бюджета, и те, финансирование которых возможно из разных источников. Третье направление — отказ от стандартного контроля сметы бюджетных организаций и переход на принципы аудита эффективности.

“Мы должны оценивать не то, на что потрачены бюджетные средства, а результат, который достигнут организацией или целой отраслью социальной сферы при использовании государственных средств. Внедрением аудита эффективности озабочены и в Комитете госконтроля (см. «ЭГ» № 4 от 13.01.2012). Теперь Минфину поручено развивать такую систему анализа и оценки деятельности бюджетных организаций”.

РЕШИТЬ эти задачи тем более важно, что Беларуси в 2012-2012-2014 годах предстоит выплатить около 8 млрд. USD по внешнему госдолгу — почти столько же, сколько сегодня имеется золотовалютных резервов. Так, в текущем году на это уйдет 1,63 млрд.USD, в т.ч. на погашение и обслуживание кредитов МВФ — 563 млн., Венесуэлы — 122 млн., а также облигаций, размещенных за рубежом — 441 млн. Соответствующие средства на указанные цели предусмотрены в республиканском бюджете на 2012 г. в полном объеме, успокаивают в Минфине. По словам первого замминистра Владимира Амарина, в республике достаточно ресурсов и инструментов, чтобы комфортно пройти пиковые периоды уплаты долга.

По-видимому, одним из таких инструментов должно стать сотрудничество с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ. Но удастся ли рефинансировать нынешние долги за счет новых кредитов — вопрос открытый. Если Антикризисный фонд ЕврАзЭС и ЕАБР, как уверяют в Минфине, удовлетворены сотрудничеством и положительными тенденциями в экономике республики, то с МВФ отношения выглядят менее радужно. Правда, в Минфине не исключают, что во время работы очередной миссии 22 февраля — 6 марта будет обсуждаться вопрос дальнейшего финансового сотрудничества с Фондом. Но сообщение о ликвидации в начале апреля должности постоянного представителя в Беларуси в связи с неэффективностью или отсутствием реформ в стране — тревожный сигнал как для правительства, так и для инвесторов. Впрочем, миссия экспертов ЕАБР в январе т.г. тоже заявила, что “говорить о стабилизации экономики страны еще преждевременно, особенно на фоне негативных прогнозов развития мировой экономики и сокращения внешнего спроса”.

Поэтому финансовым властям предстоит решить еще немало задач. Одна из них — восстановление позиций в рейтингах международных рейтинговых агентств. Сделать это будет непросто: Standard & Poor’s. Moody’s и Fitch нынче весьма жестко оценивают всех, невзирая на былой авторитет. После того, как эти агентства «опустили» США и половину еврозоны, ждать от них комплиментов остальным и подавно не приходится. Поэтому Беларусь пока готова довольствоваться суверенным кредитным рейтингом от китайской рейтинговой компании Dagong Global Credit Rating Co. Ltd, что должно способствовать привлечению внешних займов на азиатском направлении. Правда, в Минфине полагают, что пока рано оценивать степень влияния оценки от Dagong, но надеются, что наличие этого рейтинга откроет больше возможностей для привлечения инвесторов в белорусские долговые бумаги.

НЕ ОСТАНУТСЯ без внимания и другие возможности для инвестиций. Так, А.Харковец сообщил, что завершается работа над проектом закона об инвестиционных фондах, подготовлен проект указа, направленный на повышение привлекательности страхового рынка страны для иностранных инвесторов. В свою очередь, премьер-министр Михаил Мясникович поручил Минфину подготовить предложения по развитию в Беларуси фондового рынка, который, по мнению главы правительства, до сих пор не имеет лица и находится в зачаточном состоянии. “Вам надо оперативно вносить радикальные предложения по ускоренному запуску фондового рынка в связке с работой по реформированию отношений собственности и приватизации”, -- заявил премьер-министр. Одновременно он предостерег от повторения глобальных ошибок. Министр считает, что главный источник мирового финансового кризиса — в 10-кратном перевесе выпущенных ценных бумаг над реальными активами. Последних в мире насчитывается на сумму около 60 трлн. USD, а деривативов — 600 трлн. А потому финансовая сфера не должна отрываться от реальной экономики, и в этом главная задача Минфина как регулятора, призвал премьер-министр.

Впрочем, в Беларуси пока далеко до засилья фондовых пузырей. Секъюритизация отечественной экономики еще далека от оптимального показателя. К примеру, объем эмиссии акций на 01.12.2011 г. составил 73,9 трлн. Br, а производные финансовые инструменты у нас пока существуют в основном в теории. Так что время, чтобы разъяснить суть бюджетной политики обществу, поработать над повышением финансовой грамотности граждан. Именно такое поручение дал Минфину глава правительства, озабоченный тем, что «так называемые обозреватели через СМИ просто вводят население в заблуждение, заявляют о непрозрачности бюджета, антисоциальном характере расходов, отсутствии источников для роста зарплат и соцвыплат. В итоге простой человек не имеет объективных данных". Премьер-министр заявил, что “авторитетный голос Минфина должен быть услышан в обществе”. “В понятной и доступной форме необходимо доводить до людей правду о бюджетных ассигнованиях на социальные и иные программы, развитие предприятий”, — отметил премьер-министр. По его мнению, в министерстве хватает квалифицированных специалистов, чтобы донести до граждан информацию о фондовом и страховом рынках, ценных бумагах.

***

Заметим, что этим вопросом во всем мире занимаются не только чиновники. Важное значение здесь имеет достоверность и объективность финансовой информации, что требует совершенствования правил бухгалтерского учета и наличия квалифицированного независимого аудита. Так что в числе приоритетных действий Минфина мы будем ждать, прежде всего, новых редакций законов «О бухгалтерском учете и отчетности» и «Об аудиторской деятельности», инструкций по различным аспектам бухучета и аудита — и соответствующих авторитетных комментариев к ним.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях