Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
08.06.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПО ТУ СТОРОНУ ОФИЦИОЗА

Бизнес-сообщество заявляет о растущей разнице между тем, какие цели по созданию благоприятного инвестиционного климата ставит руководство страны, и тем, с какими проблемами приходится сталкиваться на местах при реализации проектов. Об этом, в частности, говорили участники недавнего заседания Совета по развитию предпринимательства в РБ.

Бизнес-сообщество заявляет о растущей разнице между тем, какие цели по созданию благоприятного инвестиционного климата ставит руководство страны, и тем, с какими проблемами приходится сталкиваться на местах при реализации проектов. Об этом, в частности, говорили участники недавнего заседания Совета по развитию предпринимательства в РБ.

Официальную точку зрения по данному вопросу представил замминистра экономики Андрей Тур. Как факт значительного продвижения вперед он отметил увеличение доли инвестиций к ВВП с 19% в 2000 г. (когда, по его словам, началась серьезная работа в этом направлении) до 31,5% в 2009-м. При этом А.Тур отметил, что для расширенного воспроизводства в экономике достаточно уже 23%.

В целом, по мнению замминистра, в стране созданы достаточно хорошие правовые условия для инвестиций, в т.ч. иностранных. А рекомендации международных организаций «весьма востребованы как на уровне правительства, так и на уровне местных органов власти». В частности, по совету ЮНКТАД «прекращена практика применения оборотных налогов, оказывающих наиболее сильное негативное влияние на экономику». Правда, замминистра не упомянул, что отмена этих налогов компенсировалась повышением ставки НДС, который, как и сохраняющиеся акцизы, по своей природе от оборотных налогов мало отличается. Кстати, напомним, что отмены отчислений в фонд поддержки сельхозпроизводителей и налога с продаж бизнес-союзы добивались задолго до того, как этим вопросом заинтересовалось ЮНКТАД.

Участникам совета напомнили о снижении ставок по УСН, активном развитии системы электронного декларирования. За последние два года упразднены 275 административных процедур, а по 349 упрощен порядок их проведения. Принят ряд мер по снижению контрольной нагрузки, либерализации цен и т.д. Словом, многое сделано, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно.

Как выразился один из директоров, присутствовавших на заседании совета, «послушав Андрея Николаевича, я понял, что здесь нам делать нечего, все прекрасно, очень правильные идут посылы, государство выбрало верный путь». Однако дальнейшие выступления директоров показали, что путешествие по «зазеркалью» инвестиционного климата без приключений не обходится.

Инвестиционное зазеркалье

Так, о проекте, в котором «легли» 9 млн. USD инвестиций, поведал гендиректор ООО «БелПСП» Сергей Филиппов. Такую сумму организация намерена была привлечь для расширения производственно-складской базы. Для этого имеющийся земельный участок в Минском районе площадью 0,8 га планировали увеличить до 2,2 га. В сентябре 2006 г. местный сельсовет принял решение о выделении земли с правом постоянного пользования, а райисполком утвердил акт выбора указанного участка.

Предприятие приступило к проектированию, сносу старых зданий, закупке строительных конструкций и материалов, потратив на это около 0,7 млн. USD, в т.ч. средств американского инвестора. Одновременно, по словам С.Филиппова, по просьбе райисполкома застройщик спонсировал газификацию двух деревень, ремонт детсада и клуба, обустройство стадиона, строительство водопровода и т.д. На это ушло еще около 1 млн. USD.

Однако когда процедура землеотвода близилась к завершению, Минский РИК отказал в предоставлении участка. Не помогли ни повторное обращение в райисполком, ни ссылки на Указ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», сразу три нормы которого проигнорировали чиновники.

Такой поворот событий поставил инвесторов, мягко говоря, в неловкое положение. «Одни пошли по судам, вторые плачут», — подвел печальный итог руководитель разоренной организации.

Значительную разницу между официальными декларациями по привлечению капитала и реальной работой с инвесторами на местах видит председатель правления немецко-белорусского клуба Клаус Байер. «Есть области и районы, где вполне можно работать, и есть те, где работа вообще никак не складывается. Можно констатировать, что усилия правительства на уровне областей, городов и районов реализуются неадекватно», — заявил он.

Доходит до того, что органы госуправления вмешиваются в отношения субъектов хозяйствования и перенаправляют поставки на предприятия, с которыми нет никаких договорных отношений. «Если проблема не будет решена, мы обязательно обнародуем этот случай», — пообещал глава клуба. Он также выразил обеспокоенность по поводу «вновь вспыхнувшей контрольной деятельности». «Отношение чиновника к предпринимателю для меня является ключевой проблемой. Выступая на Западе, я никогда не упускал возможность заверить коллег в инвестиционной привлекательности Беларуси, однако в последнее время мне становится это делать все сложнее», — признался К.Байер.

Менять подходы

Для того чтобы оздоровить инвестиционный климат, следует «относиться к частным структурам так же, как к государственным», заявил глава Совета по развитию предпринимательства в РБ, председатель Белстата Владимир Зиновский. Это ненормально, когда частное предприятие месяцами ждет, чтобы его допустили к сырьевым ресурсам, которые распределяет губернатор.

Кроме того, по мнению В.Зиновского, больше преференций следует предоставлять национальным инвесторам, которые способны принести экономике не меньшую пользу, чем иностранные. Тем более что с последними наметились тревожные тенденции. Напомним, в I квартале 2010 г. зафиксирован чистый отток прямых иностранных инвестиций (см. «ЭГ» № 37 от 18.05.2010 г.). Это требует серьезного анализа их структуры. Проблема также во многом вызвана практикой доведения до предприятий прогнозных показателей по инвестициям. Чтобы их выполнить, некоторые готовы за счет иностранных ресурсов покупать сырье, материалы, а потом платить проценты по кредитам.

Со своей стороны, предприниматели требуют больших гарантий для безопасности инвестиционных проектов. По их мнению, при местных исполкомах следует создать специальные комиссии с участием как чиновников, так и бизнесменов, но под руководством последних. При этом толк будет, только если решения таких комиссий будут обязательными для властей.

Члены Совета надеются, что данная идея найдет отражение в готовящейся Директиве Президента № 4, а государство поступится частью властных полномочий на местах ради общей цели — привлечения капитала в экономику и ее развития.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений