Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
03.08.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

По полной программе

будет защищена интеллектуальная собственность
будет защищена интеллектуальная собственность

Постановлением Совета Министров от 2004-07-12г. № 843 утверждена Государственная программа защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004-2006 годы. Ее принятие является свидетельством особого внимания, уделяемого нашим государством такой сложной, но крайне важной сфере, как оборот объектов права интеллектуальной собственности.

Цель Программы определена как "обеспечение эффективной защиты интеллектуальной собственности", что должно достигаться совершенствованием нормативной правовой базы, принятием мер по противодействию нарушениям, в т.ч. защитой рынка от контрафактной продукции, а также совершенствованием охраны и управления интеллектуальной собственностью.

Предполагаемое Программой совершенствование нормативной правовой базы ограничивается вопросами авторского права и смежных прав; основными из них названы определение организационно-правового статуса организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав, законодательное регулирование их деятельности, а также установление минимальных ставок вознаграждения исполнителям и определение порядка выплаты авторского вознаграждения изготовителями и импортерами бытовой аудио- и видеотехники. Вопрос о законодательном закреплении принципов коллективного управления и статуса организации, управляющей авторскими и смежными правами, является, пожалуй, ключевым; в настоящее время эту деятельность осуществляет Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУП "РУПИС" ), которое будучи государственным унитарным предприятием согласно действующему гражданскому законодательству вообще не может заниматься управлением правами. 

Однако среди мер по совершенствованию законодательства об авторском праве есть положения, необходимость которых, по меньшей мере, сомнительна. В первую очередь это относится к упоминающейся в Программе возможности официальной регистрации компьютерных программ и баз данных. В том, что правообладателям будет дана возможность по желанию зарегистрировать эти объекты, плохого ничего нет; настораживает то, что за этой регистрацией признается статус официальной и в результате она может подменить предусмотренный Законом "Об авторском праве и смежных правах" принцип автоматической (без каких-либо формальностей) охраны.

Декларируемая Программой необходимость борьбы с распространением контрафактной продукции сомнений не вызывает, поскольку Беларусь занимает лидирующие позиции среди государств СНГ по уровню пиратства. В программе нет анализа существующей практики борьбы с оборотом контрафактной продукции и поиска путей ее совершенствования, однако предполагается нестандартный подход к решению проблемы. Для контроля за производством и обращением аудиовизуальной продукции намечается использовать имеющийся в республике потенциал системы государственного надзора за соблюдением технических регламентов и стандартов, для чего будет разработан государственный стандарт, содержащий технические требования к аудио- и видеопродукции, а также к ее реализации.

В Программе говорится о необходимости решить еще одну застарелую проблему - сократить сроки рассмотрения заявок на выдачу патентов и свидетельств. При этом сокращение сроков предполагается не на законодательном, а на организационном уровне - за счет улучшения работы специалистов Национального центра интеллектуальной собственности.

Отдельная глава Программы посвящена совершенствованию контроля со стороны государства за оборотом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по приоритетным для республики направлениям. Для этого предполагается ввести обязательное проведение патентных исследований при формировании и реализации государственных научно-технических программ. Это предложение заслуживает особого внимания, поскольку его реализация позволит повысить ответственность за эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на создание научно-технических разработок.

К великому сожалению, в Программе не назван ряд иных, не менее актуальных проблем, существующих в сфере права интеллектуальной собственности. Так, требует кардинального реформирования существующая система рассмотрения споров в области права интеллектуальной собственности, на сегодняшний день представленная единственной судебной инстанцией - коллегией по патентным делам Верховного Суда. Требует совершенствования законодательство, предусматривающее административную и уголовную ответственность за нарушение авторского права и смежных прав. Необходимо исключить многочисленные коллизии, существующие в законодательстве об интеллектуальной собственности, а может быть, и поставить вопрос о его кодификации.

Государственная программа защиты интеллектуальной собственности является первой попыткой системного решения проблем оборота объектов интеллектуальной собственности на государственном уровне. Хочется надеяться, что она не останется лишь декларацией.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by