$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПО ОБЕ СТОРОНЫ КОВРА

27.12.2011

Уходящий год был богат на сюрпризы для белорусского бизнеса. Не стал исключением и конец года. Как сообщают наши читатели, в их организации в последние дни приходят вызовы в районные администрации на совещания с требованием представить информацию о причинах невыполнения доведенных на 2011 год заданий по росту экспорта и занятия импортом.

Леонид ФРИДКИН

Менеджеры и владельцы частных компаний, получив такие письма, недоумевают: зачем это нужно и насколько правомерно? Ведь, казалось бы, в год предприимчивости бизнес обещали избавить от необоснованного вмешательства чиновников в его деятельность. Между тем некоторые письма грозят в случае неявки административной ответственностью за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (напомним, ст. 23.4 КоАП грозит за это штрафом от 20 до 50 базовых величин или административным арестом).

По традиции, «качать права» готовы немногие. Большинство намерено явиться «на ковер» и послушно выслушать положенную порцию упреков за неправильную внешнеэкономическую ориентацию, заранее зная, что никаких реальных последствий это мероприятие иметь не будет. Другие не без ехидства поинтересуются, какие нормативные документы прямо предписывают давать частной фирме обязательные для исполнения задания по экспорту, запрещать импорт и т.п. и какие санкции предусмотрены КоАП за неисполнение таких требований — с указанием реквизитов нормативки, статей и пунктов. Третьи заготовили письменные или устные ответы, в которых чиновникам напоминается, что согласно подп. 2.6 Директивы Президента от 27.12.2006 № 2 и Указу от 2.03.2011 № 95 не допускается запрос государственными органами у непосредственно не подчиненных им организаций иной информации, кроме государственной статистической отчетности и ведомственной отчетности, а также по вопросам, не входящим в компетенцию этих государственных органов, за исключением случаев, когда разовая информация запрашивается на основании или во исполнение законов, решений и поручений Президента, его Администрации и Совмина. Кроме того, ст. 5 Закона от 1.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» не допускается вмешательство государственных органов и иных госорганизаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Самые дерзкие даже припоминают, что в КоАП помимо ст. 23.4 имеется еще и ст. 23.82, которая обещает точно такой же штраф за вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Независимо от выбранной линии поведения у всех возникает вопрос: как чиновники могут «доводить показатели» частному предприятию, не зная его специфики и возможностей, игнорируя планы и интересы собственников? Казалось бы, истории с пресловутой 500-долларовой зарплатой достаточно, чтобы отбить охоту навязывать решения, не подкрепленные ни соответствующими расчетами, ни реальными ресурсами. Разумеется, большинство бизнесменов понимает, каково сегодня состояние отечественной экономики, и готово содействовать его улучшению. Но в меру своих (обычно довольно скромных) сил и не ценой своего (вполне возможного) разорения.

У предпринимателей есть и другие вопросы, которые они по врожденной скромности стесняются задать. Один из них — где нормативная база на 2012 год? Напомним, подп. 9.2 Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» декларирует, что при принятии нормативных правовых актов (подготовке соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу таких нормативных правовых актов должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров РБ, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности). Однако до нового года остались считанные дни, а законы о бюджете, о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс и ряд других столь же актуальных документов еще не вышли из стен парламента.

Отчасти приятным исключением стало известие о том, что новый Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», который вот-вот примут, вступит в силу через год. Впрочем, учитывая масштаб изменений, содержащихся в этом нормативном акте, иное решение было бы заведомо невыполнимым. Зато целый ряд инструкций, включая новый типовой план счетов, осваивать придется в ночь с 31 на 1 — одновременно с празднованием годовщины Директивы № 4.

Таким образом, предприниматели, менеджеры, юристы и бухгалтеры проведут новогодние праздники в хлопотах, от которых государство их обещало избавить, — в изучении нормативки, принятой под конец декабря и скоропостижно вступающей в силу с 1 января. А поскольку часть этих документов увидит свет лишь в новом году, то январь, а то и весь I квартал пройдут в освоении новшеств — с соответствующими последствиями для качества управления предприятиями. Ведь бизнес-планы, цены, учетная политика за ночь не делаются. Если неизвестны ставки налогов и условия льгот (не по заявлениям с трибун, а утвержденные в установленном порядке), макроэкономические прогнозные параметры и прочие правила и условия хозяйственной деятельности, то у предпринимателей создается ощущение нестабильности и низкого качества государственного управления, которое нельзя ни оправдать «экстримом» в экономике, ни компенсировать «переводом стрелок» на самих бизнесменов. Ведь у ковра, на который их периодически вызывают, две противоположные стороны...