$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПО КОМ ЗВОНИТ РИНГТОН

03.12.2010

Концерн Nokia возобновляет присутствие на белорусском рынке, на который в декабре выводит новую линейку мобильных телефонов, включая флагманскую модель — смартфон Nokia N8. Поставки ведет основной логистический партнер и дистрибьютор в Беларуси — компания VVP Group.

По оценкам VVP Group, в I полугодии 2010 г. продажи мобильных устройств Nokia в нашей стране выросли на 50% к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом в целом отечественный рынок мобильных телефонов увеличился лишь на 10–15%, и по итогам года общий объем продаж легально ввезенных трубок составит около 2 млн. «Конечно, это приблизительные оценки, т.к. доля теневого рынка еще велика — около 60%», — прокомментировал журналистам председатель правления VVP Group Василий Сибирцев.

Партнер Nokia планирует расширить дилерскую сеть в Беларуси для продвижения новых сертифицированных средств связи. Сейчас продукция финского концерна поставляется мобильным операторам (Velcom, МТС), двум оптовым покупателям, трем розничным сетям. Штат региональной компании VVP Group пока невелик — всего 14 сотрудников, но при этом подразделение пользуется всеми ресурсами и ноу-хау, которые есть у группы. В этом году появились и собственные «полевые силы» — специалисты, которые ходят по магазинам и оценивают, как представлена продукция, которую поставляет компания, по каким ценам. Так собирается информация о рынке для ежемесячного анализа. Эти данные позволяют утверждать, что доля мобильников Nokia в легальном обороте составляет около 50%. «Понятно, что наш продукт, ввозимый официально, — дороже, т.к. мы платим все пошлины, НДС. А импорт в сумках «челноков» дешевле. Но рынок все равно меняется в цивилизованную сторону. По нашим оценкам, к 2012 году доля серого рынка составит меньше 50%», — считает В.Сибирцев.

Создание Таможенного союза, к сожалению, никак не улучшило логистику поставок мобильных телефонов в РБ, отметил в ходе пресс-конференции генеральный директор Nokia в Украине, Беларуси и Молдове Павел Крысанов. «Мы по-прежнему обязаны маркировать телефоны до ввоза в страну. И здесь проблема в эффективности процесса — наносить стикеры приходится в соседних странах, это удлиняет логистический цикл. Если бы государство разрешило маркировку на складе временного хранения, то белорусские потребители могли бы получать новинки так же быстро, как и другие. К тому же внутри страны были бы созданы дополнительные рабочие места. Условия поставки (CIF) одинаковы для Украины и Беларуси, но к соседям телефоны попадают на 2–3 недели раньше. Кроме временных, есть и дополнительные транспортно-складские издержки. Все это стимулирует «теневой оборот», т.к. покупатели все же хотят приобретать новинки, пока они таковыми являются. В сравнении с другими странами, где все каналы давно легализованы, Беларусь выглядит довольно странно. Бороться с теневым рынком ограничительными мерами — не лучшее решение. Все по местам расставляет только время: усложняется выпускаемая продукция, ее невыгодно подделывать, а в авторизованных сервисных центрах работают только с тем, что ввезено официально».

Неделю назад концерн Nokia представил белорусским потребителям первую партию флагманского аппарата Nokia N8, в котором собраны все современные тренды мультимедийных устройств. Ориентировочная цена устройства в рознице 2,4–2,8 млн. Br. По мнению П.Крысанова, сегодня мы наблюдаем движение покупателей и смартфонов навстречу друг другу: смартфоны становятся доступнее, а покупатели — более требовательными к техническим характеристикам и функционалу устройств. Беларусь опережает Казахстан по количеству загрузок приложений, востребованных сервисов. В ближайшие годы рынок будет находиться под влиянием тенденций, действующих в мире: в продажах будет расти доля смартфонов. Сейчас их доля в общем объеме реализуемых у нас мобильников около 20%. П.Крысанов пояснил, что ценовая политика концерна предполагает стандартную цену на продукцию для всех европейских рынков. При покупке телефонов в интернет-магазинах отличить «белую» трубку от «серой» можно, например, по сроку гарантии. Производитель дает гарантию только на год, т.к. очень быстро меняется модельный ряд.