$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

По другую сторону прилавка

05.02.2008

Отличительной чертой отечественной торговли последних лет можно считать стабильность, с которой она выполняет доводимые ей задания. Не стал исключением и год минувший, об итогах которого руководитель отрасли А.ИВАНКОВ рассказал журналистам во время специально организованной пресс-конференции накануне состоявшейся в тот же день коллегии Минторга.

По информации министра темп роста розничного товарооборота, включая общественное питание, составил 115,3% (прогноз 109,5-110,5%). Объем бытовых услуг населению прирос на 21% (14-14,5%). Инвестиции в основной капитал при задании 17 млн.USD и дополнительных обязательствах отрасли 148 млн. достигли 173 млн.USD. Показатель по энергосбережению (при задании минус14%) оказался равен — 17%, месячные запасы готовой продукции на промышленных предприятиях снижены до 46% при нормативе не более 53%. Доля товаров собственного производства в розничном товарообороте вместо «не менее 70%» достигла 76%, в т.ч. продовольственных — более 85%. Остальное — это товары т.н. критического импорта: рыбопродукты, подсолнечное масло и другие продукты, которые в Беларуси не произрастают и не производятся.

С другой стороны — почти половина предприятий торговли по итогам работы в истекшем году закредитована и не имеет собственных оборотных средств. Средняя рентабельность — только 2,5% (к слову, в 2006 г. было еще хуже — 2,3%). Каждое десятое предприятие вообще убыточно. А это значит, что решение задач по развитию отрасли, увеличению товарооборота требует едва ли не героических усилий.

Сегодня практически нет убыточных организаций в сфере бытового обслуживания населения — сказалась помощь государства в рамках реализации Госпрограммы возрождения и развития села: в соответствии с законодательством предприятия «бытовки» освобождены от налога на прибыль и на добавленную стоимость. Кроме того, целевые субсидии на модернизацию производств, создание комплексных приемных пунктов и пунктов проката, их оснащение необходимым оборудованием, транспортом и т. д. поступают из местных бюджетов и из инновационного фонда отрасли. Вот бы по такому пути направить и развитие торговли!

В 2008 г. темп роста ВВП должен составить 111%. Чем выше основной показатель, тем значимее должна быть в нем доля отрасли, поэтому нынешний ее вклад в добавленную стоимость определен на уровне 113%.

Достичь этого показателя будет трудно, констатировал А.Иванков. Хотя бы потому, что в нынешнем году также впервые от этого темпа будет отставать темп роста реальных денежных доходов населения (определен на уровне 8,5%). В оборот придется дополнительно вовлечь 400-450 млрд. Br. Источником этого резерва могут быть (при создании определенных условий) сбережения населения — по статистике в республике на сберегательных вкладах сегодня находится более 10 трлн. Br — по 800 USD на каждого жителя республики, а также рост объемов продаж в кредит.

Еще одна проблема — отставание (почти на 8 проц. п.) от темпов роста товарооборота производства потребительских товаров. Иначе говоря — для полного насыщения рынка не хватает собственной товарной массы. Выпускаем меньше, чем продаем, вследствие чего дефицит приходится компенсировать импортом.

Определенный резерв увеличения ведомственных показателей товарооборота руководство отрасли видит в окончательном изгнании индивидуальных предпринимателей из торговли. Следующим шагом проводимой в этом направлении политики станет ликвидация киосков на остановочных пунктах транспорта. Министр отметил, что в первую очередь из них будут изъяты табачные изделия и пиво, что полностью соответствует политике государства в Год здоровья и нормам цивилизованной торговли. А к тому, что в соответствии с политикой государства производство и реализация этой продукции наращивается, торговля готова, места для нее хватит и в магазинах — сегодня в них на тысячу жителей припадает по 30 с лишним квадратных метров торговой площади.

Положительно оценил А.Иванков и предложение Минсельхозпрода об увеличении закупочных цен на продукцию животноводства. Минсельхозпрод, кстати, предлагает увеличить закупочные цены на крупный рогатый скот и свиней I и II категории в среднем на 5%, свиней жирных — на 3%, молоко — на 25%. При этом для сохранения рентабельности перерабатывающих организаций после повышения закупочных цен потребуется увеличение отпускных. В частности на молоко, кефир, сметану и творог их необходимо увеличить в среднем на 25%, животное масло — на 47%, твердые сыры — на 16%, мясо — на 16%, мясопродукты — на 14%.

Нельзя недооценивать труд крестьянина, поскольку тот достойно выполняет свою работу, прокомментировал эту инициативу аграриев министр, а во-вторых, в сопредельных странах закупочные цены в 2-4 раза выше, чем в республике, и если не наращивать цены на сельхозпродукцию (конечно, не одномоментно, а по мере роста доходов), то может начаться ее вывоз за рубеж, в т.ч. неорганизованный.

При этом, отметил А.Иванков, в республике осуществляется постоянный мониторинг ассортимента социально значимых товаров и регулируется их стоимость. В частности, в настоящее время определено 20 наименований молочной продукции и у потребителей есть выбор при покупке более дешевых товаров.

Федор ЗАЯЦ