Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
27.08.2013 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПО ДОЛИНАМ И СОВЕТАМ©

Очередное заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте прошло 23 августа в Дзержинске на базе ЗАО «ПМИ Групп» — одного из предприятий Александра Шакутина. Говорили в основном о проблемах частного бизнеса в реальном секторе экономики.

Очередное заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте прошло 23 августа в Дзержинске на базе ЗАО «ПМИ Групп» — одного из предприятий Александра Шакутина. Говорили в основном о проблемах частного бизнеса в реальном секторе экономики.

О стратегическом курсе государства на модернизацию, которая должна обеспечить рост производительности труда, а значит, и благосостояние белорусов, напомнил глава совета, вице-премьер Петр Прокопович. Он призвал довести соотношение экспорта к объемам производства реального сектора до 85%. На фоне резкого спада поставок за рубеж в текущем году такой ориентир выглядит довольно рискованно: куда девать продукцию, которая не найдет сбыта из-за изменения конъюнктуры внешних рынков? Рецепт конкурентоспособности у властей прост: обзавестись передовым оборудованием и технологиями, чтобы все лучшее в мире было у нас. О том, за счет каких источников это сделать, г-н Прокопович не уточнил.

Правительство хочет видеть частный бизнес Беларуси во главе технологической гонки, чтобы довести долю малых и средних предприятий (МСП) до запланированных 30% в ВВП до конца этой пятилетки и до 50% — в следующей. Это особенно важно для грядущего перераспределения трудовых ресурсов. По словам вице-премьера, в I полугодии этого года только предприятия Минпрома вынуждены были сократить более 10 тыс. человек. Теперь вся надежда на то, что сектор МСП сможет создать достаточно рабочих мест, чтобы избежать роста безработицы.

Главу совета радует, что уже сегодня в ряде районов страны частный бизнес играет ключевую бюджетообразующую роль, обеспечивая до 60% налоговых поступлений местной казны. Впрочем, наряду с регистрацией новых субъектов предпринимательства идет довольно активная их ликвидация (например, за 7 месяцев текущего года было зарегистрировано 12 521 новое юрлицо, а ликвидировано — 4381). В придачу некоторые существуют формально, не осуществляя предпринимательской деятельности. Очевидно, что дело здесь не только в высокой конкуренции. «Что еще мешает?» — обратился П.Прокопович к предпринимателям.

Взгляд из-за станка

Ответить на этот вопрос взялся заместитель председателя совета, гендиректор СООО «Хенкель Баутехник» Сергей Новицкий. По его словам, анализ обращений предпринимателей позволяет выделить три основных уровня проблем.

Первый связан с новыми требованиями Таможенного союза, которые зачастую не учитывают интересы предпринимателей. Нашумевший техрегламент по продукции легкой промышленности может стать лишь первой ласточкой: впереди принятие еще 47 подобных документов для различных сфер деятельности. Члены совета надеются на скорейшее появление представителей белорусского бизнеса при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), что позволит не только оперативно получать информацию об изменениях, но и влиять на их содержание. Впрочем, на претензии предпринимателей у властей всегда найдется полезный совет: П.Прокопович рекомендовал тем, кто недоволен упомянутым техрегламентом, торговать продукцией отечественного легпрома — тут проблем с сертификатами не будет.

В условиях единого рынка конкурентоспособность белорусского бизнеса страдает от более высокой налоговой нагрузки, чем в России и Казахстане. В этой связи С.Новицкий выразил обеспокоенность планами увеличить ставку НДС до 22%, что, по его мнению, противоречит логике ЕЭП, вызовет удорожание импортных материалов и комплектующих и в целом снизит инвестиционную привлекательность Беларуси.

Второй уровень проблем связан с доступом к объектам недвижимости. Около 90% частных производственных компаний продолжают работать на арендуемых площадях. Выкупить их готовы 2/3 фирм, однако несмотря на предписания Директивы № 4, малая приватизация проходит крайне вяло. С ноября 2012 г. по март этого года арендаторам продано лишь 23 объекта, в т.ч. 4 республиканской и 19 коммунальной формы собственности. Неудивительно, что инвестиционная активность и производственные показатели МСП в 1,5–2 раза отстают от его потенциальных возможностей.

С.Новицкий рассказал, что его попытка помочь одному из арендаторов — ООО «Центр грузоподъемного оборудования» — выкупить недвижимость чуть было не привела к обратному эффекту — арендодатель — госпредприятие, наоборот, намерился выгнать частника со своей территории. С большим трудом удалось продлить договор аренды еще на год. Подобные случаи — пример полного безразличия чиновников к теме малой приватизации, считает вице-председатель совета. Поэтому назрела необходимость принять нормативный акт, который обязывал бы продавать арендуемые более 3 лет площади независимо от желания арендодателя.

Еще один уровень проблем связан с «обрастанием» изначально прогрессивных реформ разного рода ведомственными актами. Предприниматели по-прежнему вязнут в инструкциях, процедурах, согласованиях. Особо досталось от С.Новицкого сертификации. По его мнению, количество уполномоченных ее вести органов постоянно растет, как и стоимость соответствующих услуг (на 40–50% ежегодно).

В долину —

по ухабам

С серьезными сложностями сегодня сталкиваются не только начинающие мелкие и средние предприятия, но и состоявшийся крупный бизнес. Например, портфель инвестпроектов Александра Шакутина, председателя совета директоров холдинга «Амкодор» и владельца ряда других компаний, приблизился к 1 млрд. USD. По словам бизнесмена, если бы в стране были нормальные инвестиционные условия, работа шла наполовину быстрее. А.Шакутин намерился создать «гидравлическую долину» по производству комплектующих для машиностроения на территории нескольких стран, в т.ч. Сербии и России, тогда как производственное ядро сформируют в нашей республике. Если все удастся, «долина» станет третьим в мире по величине производителем гидравлики. На завершающей стадии переговоры о покупке ряда профильных предприятий, на подконтрольных — уже ведется модернизация. Например, инвестпроект ООО «Салео» (Дзержинский р-н) предполагает вложение порядка 30 млн. USD в 2013–2015 гг. в производство гидравлических изделий и узлов. По словам А.Шакутина, по итогам года производительность труда по добавленной стоимости на «Салео» составит 64 USD тыс. на одного работающего, а в 2015 г. — 107 тыс. USD, т.е. значительно превысит среднеевропейскую, при этом рентабельность достигнет 30–40% и более. Надо только одолеть барьеры, порожденные несовершенством нашей финансовой системы. Чтобы не брать слишком дорогие кредиты на внутреннем рынке, обратились к услугам немецкого Commerzbank, но после проведения через белорусские банки и они подорожали вдвое. Организовать сделку через один банк в силу ряда ограничений также не получилось — пришлось обратиться к услугам сразу троих. Еще больше А.Шакутина возмущают бюрократические препоны, возникающие при организации производства, которые порой не удается быстро устранить даже после личного обращения к правительству и Президенту.

При этом А.Шакутин признает свой преференциальный статус и лояльное отношение властей к его проектам, но одновременно ратует за создание более благоприятных условий для всех: «Пока возможность заниматься бизнесом получили только 5 или 6 человек (я имею в виду и себя в том числе) — мы экономику не поднимем».

Спор

о собственности

Одна из основных проблем в республике — гарантии неприкосновенности частной собственности. Глава Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин вспомнил историю «раскулачивания» предпринимателя Михаила Шурима. С его фермы по решению Мядельского райисполкома во внесудебном порядке несколько сот коров были переведены в другие хозяйства «на временное содержание». Вернуть свой скот обратно хозяину так и не удалось: прокуратура и суд признали действия властей законными. Таким образом, практика показывает, что любую собственность можно забрать.

Впрочем, П.Прокоповича беспокоит не столько факт изъятия имущества (по его мнению, если предприниматель вовремя не позаботился о скотине, это у исполкома возникает право сделать это за него), а то, что он стал предметом обсуждения в бизнес-сообществе, в т.ч. за рубежом. Впрочем, подобных тем предостаточно — сам А.Шакутин предложил привести «таких примеров 50 штук». Один из них — производство сушилок для АПК, за которые государство уже 3 года забывает заплатить.

Приходите, инвестируйте

Тем не менее представители властей уверены, что бизнес-климат в стране постоянно совершенствуется. Заместитель председателя Миноблисполкома Александр Турчин заверил, что работа по продаже не вовлеченного в оборот госимущества продолжится, а тем, кто сетует на высокие цены в столичном регионе, посоветовал присмотреться к периферии. Не нравится за 1500 USD/м2 в Минске — покупайте за 100 USD в Слуцке или Борисове. Правда, без ответа остались ремарки предпринимателей о том, что в регионах не всегда можно найти кадры для организации производства, да и цены там тоже кусаются. В России, к примеру, аналогичные площади можно приобрести за 60 USD/м2, а в Литве и вовсе за 30.

Увлеченный успехами некоторых иностранных компаний по созданию новых производств в Беларуси, П.Прокопович порекомендовал бизнес-союзам активней помогать местным частникам искать ниши на рынке, внедрять проекты и совершенствовать логистику. Но некоторым, похоже, уже не до этого. По словам главы Белорусской научно-промышленной ассоциации Александра Швеца, после недавней отмены льгот по арендным ставкам у БНПА просто нет средств для оплаты за помещение, что ставит под вопрос дальнейшее существование объединения. О какой активной работе тут говорить? «Так может, давайте мы начнем выставлять правительству счета за бизнес-диалог, — предложил А.Швец. — Тогда сможем покрыть расходы».

Действительно, если государство продолжает само активно заниматься бизнесом вместо создания для него институциональной среды, то почему бы союзам не коммерциализовать свои отношения с властью? Правда, такой формат диалога нетипичен для остального мира, но нам не привыкать всех удивлять белорусской экзотикой.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений