$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ©

02.12.2011

Проект республиканского бюджета Беларуси на 2012 год выглядит весьма оптимистичным. Однако, несмотря на договоренности в газовой сфере, реализовать все благие намерения в нынешней экономической ситуации будет непросто.

Исполнение бюджета Беларуси в новом году во многом будет зависеть от обоснованности параметров прогноза социально-экономического развития страны. Так, планируемая инфляция должна составить 19–22%. Однако войти в рамки этого показателя будет чрезвычайно сложно — прежде всего из-за двойственного характера инфляции в стране. Ведь у нас имеет место не только инфляция спроса, которая достаточно эффективно регулируется монетарными методами, но и инфляция предложения, для противодействия которой такие инструменты не эффективны.

В условиях очень высоких темпов инфляции доходы через возросшие цены перераспределяются к производителям товаров и услуг, затем часть из них оседает в банковском секторе, а часть — через налоги поступает в бюджет. При таких темпах инфляции бюджет обычно исполняется с профицитом. Поэтому при подготовке бюджета на 2012 г. необходимо руководствоваться более реальными цифрами по инфляции, поскольку быстро уменьшить ее практически в 6 раз чисто монетарными методами затруднительно.

Есть также и серьезные сомнения в возможности привлечь в будущем году 3,7 млрд. USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Этому не способствует ни внешняя среда (с учетом кризиса еврозоны и угрозы новой глобальной рецессии), ни внутренняя ситуация. Недооценка этих объективных факторов может отрицательно повлиять на обоснованность республиканского бюджета.

Несмотря на объявленное ужесточение денежно-кредитной политики и сокращение эмиссионного кредитования, планируется компенсация потерь «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» по льготным кредитам, выданным на строительство жилья в 2003–2011 гг. за счет собственных ресурсов, в размере 4 550 млрд. Br. А общая сумма расходов по статье «Помощь в обеспечении жильем» в 2012 г. должна составить 4 686,2 млрд. Br, или 5,1% от всех расходов республиканского бюджета. По мнению многих экспертов, это очень высокий показатель, что может иметь негативные последствия, с которыми мы уже столкнулись в текущем году, для экономики.

К сожалению, до сих пор в обществе и органах госуправления нет четкого понимания, что именно население страны производит добавленную стоимость, которая затем государством перераспределяется через бюджет. И когда кто-то получает льготные кредиты, он отбирает и присваивает себе часть доходов налогоплательщиков. При этом часть населения будет вынуждена платить за получателей льготных кредитов еще многие годы. В 2012 г. льготникам по жилищному строительству будет перераспределено 540 млн. USD, а в случае продолжения практики льготного кредитования эта сумма может стать значительно больше.

Интересно, что в проекте бюджета на 2012 г. предполагается поступление 120 млрд. Br от приватизации (т.е. около 13 млн. USD). Эксперты считают, что эту сумму надо уменьшить исходя из реалий: от приватизации госимущества в 2011 г. получена совсем мизерная сумма, а план приватизации не выполняется все последние 5 лет. К тому же в список приватизируемых предприятий включены в основном небольшие низкорентабельные и убыточные предприятия. Поэтому поступления доходов от приватизации, с большой долей вероятности, будут значительно ниже. Если, конечно, ситуацию здесь, как и с ПИИ, не переломят масштабные распродажи, вроде сделки с «Белтрансгазом». Напомню также, что предоставление кредита Евразийского антикризисного фонда увязано с условием получения республикой от приватизации 7,5 млрд. USD в течение трех лет. Но тогда сумма поступлений в бюджет по этой статье может оказаться заниженной.

Судя по всему, государство по-прежнему хочет сэкономить на науке. Хотя в проекте бюджета на 2012 г. намечено увеличить финансирование фундаментальных научных исследований по сравнению с бюджетом на 2011 г. на 212%, этот рост выглядит не столь уж впечатляющим по сравнению с увеличением финансирования, например, общегосударственной деятельности на 248,2%. В то же время в будущем году, судя по проекту, планируется незначительное снижение удельного веса социальных расходов (на 1,41 п.п. по сравнению с бюджетом–2011). Расходы на образование, здравоохранение, физическую культуру, культуру и СМИ, социальную политику, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство должны составить в 2012 г. почти 21% общих расходов республиканского бюджета, тогда как на текущий год их доля в общем объеме расходов казны зафиксирована на уровне 22,4%.

В новом году предполагается значительный рост поступлений в бюджет доходов от сдачи в аренду имущества: с 78 млрд. Br в 2011 г. до 1361 млрд. Br, или в 17,5 раза (при увеличении всех доходов бюджета в 2,7 раза). Реально ли это? Ведь, как известно, планируются изменения в Указ Президента от 23.10.2009 № 518, предусматривающие установление ставок арендной платы в белорусских рублях с ежегодной индексацией, учитывающей инфляцию, без применения базовой величины. Впрочем, такие нововведения не являются серьезным основанием для запланированного резкого роста поступлений от аренды.

Эксперты считают также заниженной величину планируемых доходов бюджета от продажи земельных участков в частную собственность. Если в бюджете–2011 на них отводилось 1,4 млрд. Br, то на 2012 г. — только 0,8 млрд. Br, т.е. в 1,75 раза меньше. Между тем с 1.01.2012 г. вступает в силу Указ Президента от 23.09.11 № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков», который предусматривает значительные льготы юридическим лицам при выкупе земельных участков (до 70%). Также устанавливается процент от кадастровой стоимости, по которой земельные участки будут выкупать граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в зависимости от срока постановки на учет и наличия собственности. Предположительно, введение этих новшеств будет стимулировать покупку земли и соответствующий рост доходов бюджета.

Александр ЧЕЛИН,экономист

Тем временем

Госдума приняла в конце ноября в третьем чтении бюджет на 2012 г. и плановый период 2013–2014 гг. Согласно документу дефицит бюджета РФ в 2012 г. составит 1,5% ВВП, или 876,6 млрд. RUB при среднегодовой цене на нефть Urals в размере 100 USD/барр. Планируется, что дефицит будет покрываться преимущественно за счет государственных заимствований и средств от приватизации госсобственности.

Доходы федерального бюджета запланированы в 2012 г. на уровне 11,78 трлн. RUB, расходы — 12,65 трлн. При этом предполагается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП и увеличение доли ненефтегазовых доходов. Предполагается, что рост иных доходов будет связан в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по НДС и акцизам.

Прогнозируемый уровень инфляции должен составить не более 6%. К концу года резервный фонд должен вырасти до 2,22 трлн. RUB, ФНБ — до 2,66 трлн. В 2013 г. дефицит бюджета вырастет до 1 трлн. RUB (1,6% от ВВП), но уже в 2014 г. упадет до 491,1 млрд. RUB (0,7% от ВВП). Среднегодовая цена Urals запланирована на 2013 г. на уровне 97 USD/барр., в 2014 г. — 101 USD, инфляция — на уровне не более 5,5% и 5% соответственно.

В 2012 г. расходы федерального бюджета РФ на национальную оборону запланированы в размере 1,85 трлн. RUB, в 2013 г. — 2,33 трлн., в 2014 г. — 2,74 трлн., на национальную безопасность и правоохранительную систему — 1,82 трлн. RUB, 1,98 трлн. и 2,07 трлн. соответственно. Кроме того, правительство РФ будет вправе перераспределить 200 млрд. RUB бюджетных ассигнований на дополнительную соцпомощь и поддержку организаций без внесения соответствующих изменений в закон.