$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

ПЛЮСЫ ДЛЯ ОБРЕЧЕННЫХ

27.03.2015

 

Текущий экономический кризис разрушит 25—30% предприятий различных форм собственности, прогнозируют практикующие HR-эксперты. Устойчивость компании будет зависеть не столько от сферы бизнеса, сколько от адаптационного потенциала предприятия. Задачи и методы управления персоналом обсуждались на круглом столе «Гармония ожиданий сотрудников и управления персоналом во время изменений: тенденции и задачи», организованном Центром Делового Роста при поддержке Института PR.

Новый кризис — это очередной вызов, который дает возможность пересмотреть работу всей организации и проверить надежность менеджмента. Его особенность — вынужденное изменение клиентского сегмента в связи с ослаблением и потерей торговых отношений с ближайшими ключевыми партнерами. Положение дел усугубляет низкая покупательная способность населения.

Новый сценарий

для рынка труда

Наиболее явной тенденцией 2014 г. на рынке труда Беларуси стало сокращение количества вакансий и увеличение количества резюме, поделилась данными анализа вакансий и резюме, размещенных на сайте www.rabota.tut.by, директор РАБОТА. TUT.BY Светлана Шапорова. Эта тенденция не исчезла и сейчас. Например, в феврале 2015 г. число вакансий снизилось на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество резюме возросло на 59%. «Это говорит о сложной экономической ситуации: компании оптимизируют штат, персонал и затраты. Но число запросов растет не только за счет активных соискателей, но и за счет трудоустроенных работников, чувствующих угрозу увольнения. Расширяется число производственных предприятий, работающих в режиме неполной занятости, что приводит к уменьшению доходов работников, сокращениям или желанию самих сотрудников сменить место работы. Конкуренция среди кандидатов возрастает», — резюмировала С.Шапорова.

Значительное снижение количества вакансий в январе—феврале 2015 г. по сравнению с началом 2014 г. наблюдается в таких профессиональных сферах, как «Рабочий персонал» (–54%), «Автомобильный бизнес» (–45%), «Производство» (–41%), «Строительство, недвижимость» (–39%), «Транспорт, логистика» (–19%), что свидетельствует о наиболее значительном влиянии кризиса в этих областях.

Изменилось соотношение спроса и предложения, растет число откликов на вакансии. Так, на 1 позицию в январе 2015 г. претендовало 13,6 резюме, а в феврале — уже 15,6 (в 2014 г. 6—7 человек при норме 5—6 откликов на вакансию). Наибольшая конкуренция наблюдается в сфере «Начало карьеры, студенты» (более 50 откликов на вакансию), что говорит о притоке на рынок труда молодежи, «причем не только студентов средних специальных и высших заведений, но и «первых ласточек» — учеников старших классов средних школ, ищущих подработку на время каникул», — пояснила С.Шапорова. Изменилась ситуация в сфере «Высший менеджмент», где, как правило, небольшой отклик, потому что люди высокой квалификации зачастую находятся под прицелом хедхантеров и самостоятельно не рассматривают предложения о работе. Однако в конце 2014 г. топ-менеджмент вышел в активный поиск (9 резюме на 1 предложение) и в феврале 2015 г. число откликов достигло соотношения 17/1. Традиционно страдают во время кризиса такие сферы, как «Юристы», «Бухгалтерия», «Транспорт и логистика», где усилилась конкуренция за место.

В 2014 г. росло количество вакансий в сферах «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты», «Туризм» и «Банки», которые пока по инерции сохраняют лидерство по числу свободных мест.

В рейтинге наиболее востребованных специалистов по-прежнему менеджеры по продажам как люди, напрямую влияющие на прибыль компании, ИТ-специалисты, рабочий персонал, маркетологи.

Шеф, все пропало…

В ситуации кризиса у сотрудников появляется страх неопределенности. «По разным оценочным данным, порядка 80–85% людей не хотят быть предпринимателями, то есть не хотят нести ответственность за свое будущее. Люди предпочитают просто продавать свои знания и навыки. Во времена изменений затрагивается самое глубинное качество, возникает угроза стабильности и персонал начинает бояться, — говорит начальник отдела подбора и карьерного развития ОАО «БПС-Сбербанк» Светлана Тарулене. — Поэтому принципиально важным моментом в поведении руководителя становится открытая информационная политика. Необходимо честно говорить работникам о том, что планируется ликвидировать организацию, отправить коллектив в отпуск за свой счет, перевести на 4-дневную рабочую неделю и т.д.». Предупрежден — значит, вооружен.

Кроме того, каждому работнику стоит помнить, что в ситуации изменений нельзя рассчитывать ни на кого, кроме себя. Каждый может попасть под сокращение, даже по необъективным причинам. «Но это не трагедия и не драма, это возможность развития. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», а другой — «возможность». Было бы мудро со стороны руководства использовать во время кризиса такие инструменты правового поля, которые позволять сотрудникам подработать, а нанимателю — сохранить рабочие места. Например, перевод на неполный рабочий день и т.д.», — уверена С.Тарулене.

Не ждите индексации зарплат. Эксперты наблюдают, что индексация проходит разве что в ИТ-компаниях с валютной выручкой. Остальным на долларовый эквивалент, судя по всему, ориентироваться больше не стоит. «Планов по индексации зарплат у компаний не наблюдается, наоборот, идет снижение зарплатного предложения, все чаще предлагается сокращенный рабочий день или неполная рабочая неделя, работодатели отказываются от социальных бонусов», — говорит С.Шапорова.

Задачи управленческой команды

Детальная проверка бизнес-модели и, как следствие, сокращение затрат в определенных сферах — вот основные задачи управленческой команды, считает генеральный директор КГ «Здесь и Сейчас» Александр Паньков. Важный момент — умение контролировать затраты и поиск мотивации для потребителя оставаться клиентом компании.

В кризисной ситуации многие наниматели выбирают самый простой способ сокращения издержек — «пустить под нож» ярко выраженную, «оцифрованную» часть затрат — персонал, а также урезать финансирование на обучение и развитие сотрудников. Но, прежде чем расстаться с частью коллектива, эксперты советуют пересмотреть бизнес-процессы организации, определить службы, которые могут работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и службы, работу которых надо активизировать. «Работники, занятые поиском новых клиентов, ниш, бизнес-направлений, должны работать 7 дней по 24 часа. Надо усиливать блок персонала, связанный с контролем затратной части. Стимулировать все, что связано с развитием — продажи, маркетинг. В кризис целесообразно уменьшить или «придержать» окладную часть заработной платы, но увеличить процентную — за результат», — подчеркнул А. Паньков.

Эффективное управление персоналом в условиях кризиса напрямую связано с работой HR-службы, отметила руководитель консалтинговой компании «Центр Делового Роста», бизнес-тренер, коуч, консультант Ольга Павлова. Во все времена критериями эффективной работы службы персонала считаются такие показатели, как качество персонала, оптимальное количество, гибкая и эффективная штатная структура, мотивированность. Оценка потенциала сотрудников, развитие системы внутреннего обучения, усиление форм нематериальной мотивации, предвидение рисков и угроз, поддержка информирования, проведение изменений в соответствии с контекстом корпоративной культуры — вот ключевые задачи HR во время изменений. Во многих компаниях готовы антикризисные модели поведения. Если у компании нет прямой угрозы существования и всего лишь наблюдается спад, для сотрудников предлагаются различные пути развития, отвечающие стратегическим задачам компании, в т.ч. обучение новым навыкам и способностям. Гармония целей предприятия и целей сотрудников при условии гибкости и предпринимательского мышления — залог успеха компании в любой ситуации.

Итак, основные задачи в области управления во время кризиса — информирование, мобилизация сотрудников и управленческих команд, определение рисков и создание антикризисной команды. В ее задачи входит и мотивация сотрудников, которые переживают времена сомнений, спада, заражают друг друга паническими настроениями.