$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Плохо наливаете

09.06.2009

В рамках превентивного контроля председатель КГК Зенон Ломать обсудил с производителями алкогольной продукции пути увеличения экспортных поставок предприятий отрасли. Этой теме было посвящено совещание, проведенное 3 июня на столичном ПТРУП «Минск Кристалл».

В мероприятии приняли участие должностные лица правительства, Белгоспищепрома, Минторга и Минэкономики, Белкоопсоюза, Госстандарта, руководители 30 предприятий, выпускающих и реализующих алкогольную продукцию, стеклянную тару, укупорочные средства, а также начальники управлений торговли облисполкомов и Минского горисполкома.

Открывая совещание, руководитель КГК подчеркнул, что производство и оборот алкогольной продукции как подакцизного товара, приносящего в республиканский бюджет треть акцизов, всегда находились и будут находиться под особым контролем Комитета.

З.Ломать предложил участникам совещания обсудить проблемные вопросы в работе отрасли, уделив особое внимание вопросам роста экспорта и минимизации импорта. Руководитель контрольного ведомства отметил, что, хотя случаи импорта сырья и комплектующих изделий для производителей алкогольной продукции не так распространены, как в других отраслях, тем не менее Комитет госконтроля будет анализировать обоснованность каждой импортной закупки. З.Ломать подчеркнул, что до сих пор отдельными предприятиями отечественной ликеро-водочной промышленности ввозятся из-за рубежа укупорочные средства и сувенирная тара. Например, Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» долгое время приобретал более 90% укупорочных средств иностранного производства. Более того, нередко отечественные производители алкоголя приобретают импортные комплектующие через посредников.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ в республике имеются предприятия, способные полностью обеспечить производителей алкоголя всем необходимым, например, производители стеклотары из Гродно и Елизово, изготовители современных укупорочных средств из Гомеля. Председатель КГК указал на крайне недостаточную работу концерна «Белгоспищепром» и в целом отрасли по поставке белорусского алкоголя на экспорт и подчеркнул, что экспортно ориентированная часть заданий Программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции на 2005-2010 годы, утв. постановлением Совмина от 9.09.2005 № 1000, хронически не выполняется. Зато задания по производству спиртного из года в год перевыполняются. Таким образом, производители, с завидной рентабельностью выпускающие и продающие свою продукцию на внутреннем рынке, удовлетворяются существующим положением и даже не предпринимают активных попыток завоевать внешние рынки.

Как отметил З.Ломать, у известных и опытных ликеро-водочных заводов продвижение белорусского алкоголя за рубеж идет вяло, объемы экспорта — незначительные, хотя «сравнительно молодое частное предприятие «Дионис», преуспевшее в «раскручивании» и реализации за рубежом водки «Бульбаш», может преподать хорошие уроки старшим товарищам».

АНАЛИЗ причин невыполнения Программы № 1000, а также предложения по оптимизации экспорта белорусского алкоголя были высказаны на совещании начальником главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Владимиром Калеником. Со своими комментариями выступили вице-премьер правительства Иван Бамбиза, председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов, председатель Госкомстандарта Валерий Корешков, замминистра экономики Владимир Адашкевич, замминистра торговли Михаил Свентицкий, а также представители торговых организаций. И.Бамбиза, упрекнув отечественных производителей алкоголя в отсутствии товаропроводящей сети за рубежом, потребовал от них активизировать работу в этом направлении. Тем более что по своему качеству белорусская водка большинства предприятий, по мнению В.Корешкова, не уступает зарубежным аналогам. Тем не менее первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Генрих Черняк и руководители ряда предприятий-изготовителей не сумели убедительно аргументировать мизерное присутствие белорусского алкоголя на внешних рынках.

Подводя итоги совещания, Председатель КГК З.Ломать призвал директоров предприятий и руководство концерна «Белгоспищепром» «начинать каждый рабочий день с вопроса номер один — экспорт продукции».

Пресс-центр  Комитета госконтроля