$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

ПЛАТИТЬ НАЛОГИ ЗАЛОЖЕНО ЭЛЕКТРОНИКОЙ©

13.05.2014

В настоящее время в Республике Беларусь активно внедряются различные электронные сервисы в сфере налоговых правоотношений. В частности, большинство плательщиков представляют налоговые декларации в форме электронного документа. Последствия этого требования могут быть довольно неожиданными.

Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист

Так, в соответствии с п. 4 ст. 63 Налогового кодекса (далее — НК) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа, если иное не установлено ч. 2 п. 8 этой статьи. Документы, которые в соответствии с НК или иными актами налогового законодательства должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), представляются на бумажном носителе.

Абзацем 2 п. 4 ст. 63 НК установлено, что плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также плательщики НДС представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. Плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, определяют среднесписочную численность работников в соответствии со ст. 286 НК, остальные — в порядке, установленном Белстатом.

При этом у плательщиков нередко возникает вопрос, вправе ли они при каких-нибудь обстоятельствах представить налоговую декларацию (расчет) на бумажном носителе? На практике сложилось мнение, что те, на кого распространяется норма абз. 2 п. 4 ст. 63 НК, не могут подать налоговую декларацию на бумажном носителе, а налоговый орган вправе отказать в ее приеме. Однако это не совсем так. Дело в том, что представление налоговой декларации плательщиком является его основной обязанностью и неотъемлемой частью процесса исполнения им налоговых обязательств, т.е. уплаты налога. Отказ в приеме налоговой декларации фактически означает отказ в начислении и уплате налоговых платежей, что является нарушением базовых положений налогового законодательства.

Так, в соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин). В свою очередь, согласно п. 1 ст. 63 НК налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины). В п. 2 ст. 63 НК указано, что налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом), кроме плательщиков (иных обязанных лиц), указанных в п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 НК, а также плательщиков (иных обязанных лиц) в течение сроков и в части деятельности, указанных в п. 1 ст. 328 НК, и в части деятельности при соблюдении условий освобождения от налогов, сборов (пошлин), указанных в п.п. 11 и 12 ст. 330 НК, по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства.

При этом п. 5 ст. 63 НК прямо определено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной плательщиком (иным обязанным лицом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе плательщика (иного обязанного лица) на копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать плательщику (иному обязанному лицу) подтверждение в виде электронного документа при получении налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств. Как видим, здесь прямо говорится, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, если она представлена по установленной форме (установленному формату).

С другой стороны, ни НК, ни другие акты налогового законодательства не предусматривают ни права, ни обязанности налогового органа отказать плательщику в принятии налоговой декларации (расчета), если она представлена не по установленной форме. Самостоятельно же, без наличия соответствующей нормы законодательства, налоговый орган и его должностные лица не вправе принять такое решение и отказать плательщику. Ведь в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 82 НК налоговые органы и их должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством.

Поэтому следует согласиться с тем, что налоговая декларация (расчет) как основной элемент системы уплаты налогов должна быть принята в любом случае, так как ее прием обеспечивает внесение налоговых платежей в бюджет. Именно в этом заключается основная цель налоговой системы, на достижение которой направлены положения налогового законодательства. Несоблюдение формы налоговой декларации не может быть достаточным основанием для отказа в ее приеме и воспрепятствовании плательщику в исполнении им его налоговых обязательств и поступлению налогов в бюджет.

Несоблюдение требований законодательства к форме налоговой декларации является самостоятельным нарушением. При этом его не следует отождествлять с составами нарушений, предусмотренными ст. 13.4 КоАП, которой установлена ответственность за нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Полагаю, что это различные нарушения. Нужно признать, что непредставление налоговой декларации и представление ее, но не по установленной форме, не должны отождествляться и не могут влечь одинаковую ответственность: в первом случае плательщик вообще не представляет декларацию, во втором представляет, но с нарушением установленной формы.

В данном случае следует разграничивать форму и содержание: тот факт, что налоговая декларация представлена не по установленной форме, не исключает самого факта ее представления. В таком случае нарушено лишь требование законодательства к ее форме, ответственность за что, кстати, не предусмотрена действующими нормативными правовыми актами, но может быть установлена им при необходимости.

В отечественном законодательстве есть примеры подобной ответственности. Так, Указом Президента от 6.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» установлена обязательная письменная форма договоров, заключаемых между гражданами и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), предоставляющими работу таким гражданам по данным договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.

Несоблюдение формы таких сделок не влечет их недействительности, т.е. не исключает самого факта наличия сделки. При этом ст. 9.25 КоАП установлено, что несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10% от суммы договора, а при невозможности ее установления — до 15 базовых величин.


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях