$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Платить налоги пока сложно

11.12.2007

«ЭГ» сообщила читателям о позиции МНС, которое представило свои аргументы в отношении оценки Всемирным банком белорусской налоговой системы (см.»ЭГ» № 88, с.21). Напомним, что ВБ поставил отечественную систему налогообложения на последнее место в мире с позиций создания благоприятных условий для ведения бизнеса. МНС же считает, что такая негативная оценка необъективна. Сегодня «ЭГ» публикует взгляд на эту проблему белорусского бухгалтера из «глубинки», который, судя по звонкам в редакцию после ответа МНС, разделяют и многие другие наши читатели.

Мне, как бухгалтеру с большим стажем, было интересно ознакомиться с позицией МНС по поводу оценки Всемирным банком белорусской налоговой системы. Очень хорошо, что наше налоговое ведомство сочло необходимым изложить свою точку зрения по разным вопросам, касающимся системы налогообложения: количества налогов, заполнения и сдачи расчетов, определения налоговой нагрузки. Полагаю, что именно в таком открытом диалоге можно прояснить для себя какие-то вопросы, связанные с уплатой налогов.

Однако с отдельными выводами не могу согласиться. Прежде всего с тем, что сдача налоговых деклараций в инспекцию МНС «не представляется обременительной процедурой для плательщика». Так, подсчитано, что плательщики вносят один платеж по налогу на недвижимость в квартал и один раз в год платят земельный налог. Может, в столице так и есть. Не знаю, как в других городах и районах Беларуси, а у нас в Кричевском районе организация сдает 4 ежеквартальных отчета по налогу на недвижимость и 1 декларацию по земельному налогу, но платим-то эти налоги мы ежемесячно, то есть 12 раз в год!

Если подойти к делу с точки зрения экономии, то тонны бумаги уходят на налоговые декларации и платежные поручения. И сколько потом специалистов в налоговой инспекции проверяют эти декларации.

По-прежнему создается впечатление, что законы и инструкции по налогообложению авторами разрабатываются «под себя», чтобы налогоплательщик не сразу мог разобраться, ошибался и пополнял бюджет санкциями. А ведь нормы налогового законодательства — не художественные произведения. Поэтому в них все должно быть точно и доступно, чтобы исключить недомолвки и разночтения. Хотелось бы, чтобы разработчики нормативных правовых актов серьезнее относились к законотворчеству. Тогда не надо будет столь часто вносить изменения в налоговое законодательство. А то порой уже через несколько месяцев вносятся изменения в новый документ. Пример — «упрощенка».

И еще один важный момент. Публиковать законы и инструкции по налогообложению надо с учетом всех изменений и дополнений, в «сведенном» виде. А то часто читаешь: внести изменения в пункт такой-то или абзац такой-то. Чтобы понять, что это такое, надо искать первоначальный документ, а на небольших предприятиях в «глубинке» далеко не у всех есть компьютерные базы с нормативными правовыми актами. На работу приходит молодежь, которая еще не знает законодательства. Да и опытный бухгалтер порой не сразу поймет, какая конкретно норма скорректирована. Вот и приходится часто тратить много времени, чтобы составить себе для пользования документ в актуальном состоянии.

Словом, не все так просто у нас пока с налоговым законодательством. Хочется, чтобы белорусская система налогообложения занимала в рейтинге Всемирного банка место хотя бы в первой двадцатке стран. Не из соображений престижа, а для собственного удобства. Выиграли бы все — как налогоплательщики, так и наше государство.

Фаина ВЕСЕЛКО,
г.Кричев