$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Платформа спасения

10.03.2009

На Республиканской ассамблее деловых кругов «Выход из кризиса через развитие предпринимательства — альтернативы нет!» 4 марта состоялась презентация Национальной платформы бизнеса Беларуси-2009. В ней предложен целый ряд мер, реализация которых, по мнению авторов, позволит разрешить основные трудности отечественной экономики. Впрочем, далеко не все идеи частного сектора нашли понимание у госчиновников.

Белорусские предприниматели одобряют и поддерживают последние решения властей, направленные на либерализацию экономики. Но надеются, что останавливаться на достигнутом правительство не станет.

По словам председателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, план первоочередных мероприятий по либерализации условий экономической деятельности в 2009 г. в основном можно лишь приветствовать. Однако ситуация сегодня требует более решительных шагов. «Высока вероятность, что государство не сможет удержать на плаву многие предприятия, возможен рост безработицы и появление иных сложностей, — считает В.Маргелов. — Это убеждает в необходимости построения экономики нового типа, которая была бы способна развиваться за счет собственных ресурсов, устойчивых к мировым катаклизмам».

Малый и средний бизнес готовы помочь — если правительство решит 12 неотложных проблем, мешающих частному сектору. Среди них отмена государственного регулирования цен и зарплаты, включение механизмов саморегулирования рынков, снижение налоговой нагрузки (размер которой выше, чем в соседних странах, что снижает конкурентоспособность наших товаров) и арендных платежей (растущих по мере девальвации рубля к евро), упрощение документооборота и сертификации. Кроме того, бизнес просит ускорить приватизацию (не только крупных объектов, но и тысяч малых и средних, простаивающих сегодня), ограничить произвол монополистов, уменьшить штрафы, снизить отчисления в Фонд соцзащиты, улучшить кредитную политику для частного бизнеса. Если это будет сделано, по мнению авторов программы, удастся стабилизировать будущий антикризисный бюджет, повысить конкурентоспособность предприятий, модернизировать экономику, создать новые рабочие места.

ТАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, наверно, устроили бы всех. Но, выслушав предложения бизнесменов, правительство отнеслось к ним без энтузиазма. По словам замминистра экономики Андрея Тура, часть предлагаемых мер уже полностью или частично реализована, а еще около трети и так запланированы правительством. Остальное А.Тур назвал «лозунгами», воплотить в жизнь которые вряд ли возможно. Скажем, хорошо бы снизить налоговую нагрузку на 10-15% и довести ее с нынешних 50% к 2010 г. до 30% ВВП. Но за счет чего тогда финансировать расходы на экономику и социальную сферу? А замена отчислений в Фонд соцзащиты единым социальным налогом и переход на накопительное пенсионное страхование, по мнению замминистра, займет 12-15 лет. Между тем нынешним пенсионерам платить пенсии нужно сегодня и завтра. Не видит А.Тур и возможности отказаться от госрегулирования цен, пока в стране не работают действенные антимонопольные механизмы. Легко говорить теоретикам, «никогда не работавшим в реальной экономике и не принимавшим реальных решений», упрекнул замминистра. А вот меры, принимаемые правительством, можно ощутить уже сейчас: в рамках плана либерализации уже подготовлено 37 документов. Среди них — заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, упрощение работы участников ВЭД, которым разрешили авансы по импорту за счет экспортной выручки, и т. д. Впрочем, если бы график замминистра позволил ему задержаться до конца мероприятия, он бы услышал и иные аргументы. Например, о том, что многие шаги в сторону упрощения тех или иных аспектов хозяйственной жизни стали всего лишь исправлением того «закручивания гаек», которым власти занимались все последние 15 лет. Тех самых лет, которые другие страны провели за построением рыночной экономики. И если для нас сегодня упрощение регистрации фирм или плоская шкала подоходного налога — выдающийся прорыв, то наши соседи уже забыли, когда такое внедрили. И если мы не можем расстаться с госрегулированием цен и набрать полноценный штат антимонопольных органов, то в постсоветских странах, не говоря уже о ЕС и США, государство, если хочет повлиять на цены, вынуждено снижать налоги, а назначение фиксированных цен и единых наценок считается монопольным сговором и строго карается или хотя бы ограничивается.

В итоге, если мировой кризис заставил многих зарубежных толстосумов покинуть списки миллиардеров в журнале Forbs, то наши бизнесмены к нему и близко не подходили. Впрочем, нельзя сказать, что частный бизнес в Беларуси не растет. Так, председатель Белстата и Совета по развитию предпринимательства Владимир Зиновский сообщил, что у нас число малых предприятий за 2006-2008 гг. возросло более чем в 1,5 раза — до 62 тыс., индивидуальных предпринимателей — на 11% и достигло 216 тыс. Правда, большого вклада в экономику страны пока не видно: удельный вес малых предприятий в ВВП составил 8,6%, в выпуске товаров и услуг — 8,3%, в списочной численности работников — почти 13%. Для сравнения: в России сейчас действуют 2,4 млн. малых и средних фирм (с численностью до 250 человек и оборотом менее 1 млрд. RUB). Они обеспечивают нашим соседям свыше 1/4 рабочих мест (10,2 млн.) и около 15% ВВП, а в развитых странах — до 30%.

А ПОТОМУ В.Зиновский призвал реализовать комплекс мер по усилению инвестиционных и инновационных возможностей субъектов малого бизнеса. Однако возместит ли малый бизнес потери экономики от мирового кризиса? Ведь, как отметил экономист Ярослав Романчук, после 52 кварталов непрерывного роста мы вступаем в фазу падения. Сокращается спрос на традиционных рынках сбыта, падают цены на экспортируемые нефтепродукты, калийные удобрения, химические товары и т. п., растет отрицательное сальдо внешней торговли товарами, усиливается угроза неплатежей и безработицы, сокращаются возможности по поддержке реального сектора. Между тем, по оценке Я.Романчука, принятие всех предложений Платформы-2009 даст экономический эффект в размере 11,9 млрд. USD (20% ВВП). Но чтобы удержать и улучшить конкурентоспособность экономики, нужно чтобы отечественное законодательство выгодно отличалось от зарубежного, которое тоже не стоит на месте.

Одной из мер может стать принятие нового закона о поддержке предпринимательства. По словам советника по правовым вопросам МФК Валерия Фадеева, «ныне действующий документ, принятый в 1996 г., устарел». В готовящемся законе много полезных для бизнеса решений, но недостаточная защищенность прав собственника портит все дело. А потому бизнес-сообщество предлагает внести в законопроект ряд поправок, ограждающих предпринимателей от произвола чиновников. Например, сократить число проверок и размер штрафов, установить срок исковой давности по налоговым нарушениям 3 года (кстати, срок возврата налогов из бюджета всего 1 год), запретить внесудебную конфискацию имущества. Частный бизнес по-прежнему уверен, что ревизоры предвзято относятся к нему в ходе проверок и имеют негласные планы по сбору штрафов и доплате налогов. И если проведение проверок Указом от 19.12.2008 № 689 приостановлено, то не секрет, что исключения, предусмотренные в нем, позволяют контролирующим органам не снижать свою активность — например, настоятельно предлагая субъекту хозяйствования «добровольно пригласить» проверяющих.

Правда, чиновники подобные мнения отрицают. Но как тогда объяснить, что в бюджете страны из года в год закладывается сумма штрафных санкций? Мечтают бизнесмены и о появлении в отечественном законодательстве нормы, аналогичной п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Впрочем, чтобы такая норма заработала, нужны соответствующие механизмы. У нас же чиновники пока категорически возражают даже против взыскания штрафов по решению суда — чтобы не перегружать судебную систему работой.

Тем не менее государство во многом готово пойти навстречу бизнесу. Генпрокурор страны Григорий Василевич, выступая на ассамблее, заявил, что «санкции должны иметь стимулирующий характер, чтобы они не банкротили субъекта хозяйствования, а позволяли исправить отношение к законодательству». Поможет руководителям проявлять деловую активность право на профессиональный риск. «Если не достигнут результат, который был намечен, то, на мой взгляд, нельзя вести речь об уголовной ответственности», — полагает генпрокурор. Кроме того, в ближайшее время планируется ввести по ряду статей социальную компенсацию, исключить уголовную ответственность за злоупотребление служебным положением вопреки интересам службы, если нет корыстной или личной заинтересованности.

Полным ходом идет либерализация в сфере сертификации, заверил председатель Госкомстандарта Валерий Корешков. Упрощен ряд процедур, сокращен перечень подлежащих сертификации товаров и услуг, увеличены сроки действия разрешительных документов и т. п. Вносятся изменения в действующие технические нормативные правовые акты. Более того, по словам В.Корешкова, основная часть преобразований еще впереди.

ДОСТАТОЧНО ли будет таких мер? Будут ли услышаны предложения бизнес-сообщества? А главное — смогут ли чиновники и бизнесмены найти общий язык и совместными усилиями противостоять мировому кризису? Ведь потребность в либерализации экономики возникла давно. И первые шаги, например, в отношении приватизации и развития фондового рынка государство сделало еще до того, как залихорадило мировую экономику. Но теперь ожидаемого эффекта от принимаемых мер можно и не получить. Ведь сегодня, как предупредил в своем выступлении Берени Ференц, советник по внешнеэкономическим вопросам посольства Венгрии в РБ, на мировых рынках при избытке предложения объектов инвестиций цену и условия сделки определяет покупатель (если таковой вообще найдется). А потому надеяться продать белорусские предприятия по высоким ценам в ближайшие 2-3 года не стоит. Мы снова пропустили благоприятный момент, уповая на административный ресурс, в то время как собратья по соцлагерю закладывали основы рыночной экономики.

Сегодня нужно, наверстывая упущенное, искать новые подходы. В том числе, как полагает директор фирмы «Сатио» Жанна Гринюк, внедряя современные методы маркетинга и менеджмента. А если свои специалисты с ними незнакомы, привлекать их из-за рубежа. Что же, нынче за границей, по данным МОС, от 300 до 500 тыс. безработных финансистов. Они с удовольствием поделятся с нами своим опытом работы в банках и компаниях, еще недавно процветавших, а ныне оказавшихся банкротами. Если белорусская зарплата соблазнит такие кадры…

Опыт кризисов прошлого подсказывает, что малый и средний бизнес, быстро реагирующий на изменения рынка, способен трудоустроить многих людей, потерявших работу, и ускорить экономический подъем. Но в начале 90-х малый бизнес активно занимал освобожденные ниши, пользуясь демонополизацией рынка и удешевлением кредита. Сейчас, наоборот, крупные компании и госпредприятия выдавливают «малышей» из их традиционных сфер деятельности — оптовой и розничной торговли, общепита, сферы услуг и производства потребительских товаров. Пока предприниматели не могут получить доступа к материальным и финансовым ресурсам и, спасаясь от административного давления и монополистов, уходят в тень, шансов в одиночку спасти экономику страны от кризиса у них нет. Разве что объединившись между собой и заручившись поддержкой государства — искренней и безоговорочной.

Антон БОЙКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях