$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАТФОРМА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:©

04.06.2013

евразийский вариант

Представители властей и бизнеса на Форуме деловых людей, прошедшем в Минске 31 мая, обсудили пути дальнейшего развития евразийской интеграции. Особое место здесь занимает промышленная политика.

Ее стратегией в рамках Единого экономического пространства должна стать защита общего рынка мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, включающая специальные защитные меры в отношении третьих стран, развитие конкуренции и использование господдержки приоритетных отраслей, заявил директор Департамента промышленной политики ЕЭК Владимир Мальцев.

Предполагается, что основными инструментами промышленной политики ЕЭП станут промышленная кооперация, субсидии (прежде всего в модернизацию и инновационное развитие), межгосударственные программы и проекты, формирование евразийских технологических платформ. При этом промышленная кооперация должна обеспечить увеличение доли продукции изготовителей ЕЭП на общем рынке и продвижение инновационных товаров, в т.ч. через транснациональные корпорации, на рынки третьих стран. Заметим, что здесь, как и в отечественных программах, не уточняется, каким образом можно заинтересовать ТНК в таком сотрудничестве.

Гораздо традиционнее выглядит стимулирование производителей в ЕЭП. Инновационное развитие приоритетных секторов и реализация важнейших проектов будут поддерживаться с помощью промышленных субсидий. В частности, речь идет о производстве компонентов (материалов, комплектующих), импортируемых в связи с нехваткой в странах ЕЭП, и организация производства которых даст наибольший экономический эффект. Согласованные приоритеты и критерии господдержки промышленности будут положены в основу документов, которые предстоит разработать в рамках протокола к Соглашению о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9.12.2010 г.

Для обеспечения результативности межгосударственных программ и проектов планируется кардинально пересмотреть подходы, существующие сегодня в Союзном государстве и ЕврАзЭС, радикально сократить бюрократические процедуры и сроки согласования. В частности, предусматривается утверждение одной рамочной программы с согласованными направлениями, которые в последующем будут наполняться конкретными проектами с выходом на инновационный продукт.

Одним из основных инструментов в сфере производственной кооперации должны стать евразийские технологические платформы. По-видимому, это будет аналог европейского опыта, описанного 9 лет назад в докладе комиссии ЕС «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований». В нем технологические платформы (ТП) определены как объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. В рамках ТП особое внимание должно уделяться определению основных направлений стратегических исследований и мобилизации усилий на соответствующих научных исследованиях и инновациях. Всего к 2008 г. было создано 36 европейских технологических платформ (ЕТП). В 2010 г. этим инструментом заинтересовались в России. Тогда правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям поручила Минэкономразвития и Минобрнауки РФ подготовить предложения по формированию собственных ТП. Из представленных 200 предложений было отобрано 28 платформ, каждая из которых объединяет от нескольких десятков до нескольких сотен участников. Сейчас функционируют 32 российские платформы, которые разбиты на 10 подгрупп. Ключевыми координаторами являются госкорпорации или подобные им организации: Росатом, Роснанотех, РЖД, Ростехнологии и ее дочерние компании, вузы, научные институты или КБ разной формы собственности, подконтрольные государству, государственные ОАО, ЗАО или госучреждения, а также некоторые бизнес-структуры и ассоциации. Эти платформы должны стать основой формирования евразийских ТП путем включения белорусских и казахстанских организаций в состав уже имеющихся структур.

Таким образом, имеются существенные различия в европейском и евразийском подходах. В ЕС в рамках платформ бизнес, научное и образовательное сообщество совместно разрабатывают стратегию развития научных исследований определенного сектора экономики на 10–20 лет, договариваются о ее совместной реализации, чтобы обеспечить взрывное развитие того или иного сектора. Суть в том, что это не традиционный заказ от промышленности науке, а согласованная точка зрения на перспективы развития науки и бизнеса. При этом процесс создания всех европейских техплатформ инициируется «снизу вверх» («bottom-up» process), и все ЕТП являются добровольными самоорганизующимися объединениями заинтересованных сторон, образующих что-то вроде расширенного консультативного совета. Инициаторами, координаторами и исполнителями здесь, как правило, выступают крупнейшие промышленные компании и отраслевые объединения. Для них технологические платформы — это попытка, предпринятая самими участниками рынка, создать основу для разработки стратегических планов развития важнейших секторов экономики. В ЕЭП же, по-видимому, инициатива, а скорее всего, и ключевая роль будут принадлежать государству. А потому велика вероятность, что евразийские ТП окажутся лишь некими квазиадминистративными организациями в дополнение к уже существующим.

ПОКА в числе первых шагов предполагается создание Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза — совещательного органа, объединяющего национальные ассоциации в сфере машиностроения. Он будет формировать общие подходы к проведению политики в области машиностроения с учетом современных технологических разработок и достижений науки и техники. Следующим этапом станет создание Евразийского инжинирингового центра, который будет собирать информацию о мировых достижениях науки и техники, об инновациях в сфере промышленности, сопровождать совместные проекты по техническому перевооружению промышленных предприятий и внедрению инновационных разработок.

Для его эффективной работы предлагается использовать созданные в рамках НИОКР результаты интеллектуальной деятельности стран ТС. Например, в России насчитывается 12,5 тыс. таких объектов, включая 3 тыс. в области авиационной промышленности, 4,5 тыс. — радиоэлектронной промышленности, более 800 — в области химического комплекса и биоинженерных технологий.

В дальнейшем планируется формирование Евразийских технологических платформ в машиностроении на базе российских, таких как технологии мехатроники, «зеленый» автомобиль, высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт, авиационная мобильность и авиационные технологии, космическая платформа. В частности, российская технологическая платформа «зеленый автомобиль» объединяет сегодня такие крупнейшие предприятия, как ОАО «КамАЗ», «Завод АИТ», «АВТО-ВАЗ», АМО «ЗИЛ», ООО «Тойота Мотор», «АВЛ», «Роберт Бош», СП «Технотон» и др. Она ориентирована на создание совместных высокоэффективных тяговых и других видов электрических приводов, высокоэффективных источников и накопителей энергии, элементов силовой и других типов электроники, элементной базы автомобилей, технологий производства деталей автомобиля из пластмасс, углепластика, иных современных материалов.

Все эти организационные мероприятия будут использовать уже существующие в странах ЕЭП условия по формированию рынка для развития машиностроения. Например, в середине мая российское правительство приняло постановление о переводе на газовое топливо не менее 50% общественного транспорта в стране. При этом председатель правительства РФ Д.Медведев предложил снизить или обнулить таможенные пошлины на компоненты для производства транспортных средств на газовом топливе. Это решение формирует перспективный внутренний рынок в ЕЭП, который предстоит наполнить не за счет импорта, а за счет кооперации с развитием соответствующих технологий и совместных производств. Заодно удастся помочь «Газпрому» восполнить потери, связанные с ростом конкуренции и сокращением спроса на газ на внешних рынках и экспансией «сланцевой революции».

Для ряда белорусских предприятий этот проект может оказаться интересным, например, для Новогрудского завода газового оборудования. Нужно лишь дать импульс для развития, сформировать совместные кооперационные проекты, обеспечить (при необходимости) господдержку.

ИДЕОЛОГИ евразийской интеграции по-прежнему уверены, что объединение национальных рынков в ЕЭП обеспечивает рост взаимной торговли. При этом более быстрыми темпами растет взаимный товарооборот продукцией машиностроения и в целом обрабатывающей промышленности. Однако состояние технологического парка в машиностроении — одна из острейших проблем промышленных комплексов стран ТС. Стоимость основных фондов в машиностроении ЕЭП составляет сегодня 59,2 млрд. USD, их физический износ — 47,6%. Моральный износ не поддается количественной оценке, однако и без нее понятно, что необходима широкомасштабная модернизация. На общем рынке машиностроительной продукции велика доля импорта из третьих стран. По состоянию на 2012 г. она составила 47,7%, в т.ч. 40,3% — по транспортным средствам и оборудованию, 51% — по машинам и оборудованию, 55,2% — по электрооборудованию, электронному и оптическому оборудованию. В денежном выражении — это 161 млрд. USD, которые мы оплачиваем за далеко не самую современную импортную продукцию. При этом объемы реализации наших предприятий на общем рынке составляют 176,7 млрд. USD, а наш экспорт в третьи страны — лишь 13,6 млрд. USD.

В 2009–2012 гг. при росте общих объемов импорта частей и автомобильных принадлежностей по всем моторным транспортным средствам (позициям 8701–8705 ТН ВЭД) в Россию в 4,1 раза, импорт из Беларуси вырос только в 1,6 раза. Соответственно, доля Беларуси в российском импорте упала на 15,2 п.п., с 25,3% до 10,1%. Импорт двигателей возрос в 5 раз, в то время как поставки их из РБ увеличились только в 1,8 раза, а доля белорусской продукции снизилась с 27,3 до 9,8%. На фоне такой статистики закономерен вопрос: почему в ЕЭП не используется потенциал кооперации? Напротив, пока идет жесткая конкуренция между предприятиями по отдельным товарным позициям, целые сегменты рынка остаются неосвоенными.

Для решения подобных проблем необходимо проведение более активной промышленной политики в странах — участницах ТС и ЕЭП. Необходимо, чтобы добавленная стоимость генерировалась на территории Таможенного союза, увеличивалось поступление высокотехнологичной комплектации для обрабатывающих, машиностроительных производств из стран «тройки». С этой целью подготовлено решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств, которое предусматривает основные направления развития промышленного сотрудничества с выходом на разработку соглашения о промышленной политике. В частности, в нем названы такие направления, как углубление промышленной кооперации; создание совместных предприятий; взаимодействие в сфере науки и техники; стимулирование экспорта и совместное продвижение промышленной продукции на рынки третьих стран; формирование комплекса совместных мер поддержки приоритетных отраслей; взаимодействие с бизнес-сообществом государств — членов ТС и ЕЭП.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях