$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАТФОРМА МЕЧТАНИЙ©

17.02.2012

Республиканская конфедерация предпринимательства совместно с экспертами аналитического центра «Стратегия» и исследовательского центра ИПМ представили проект очередной Национальной платформы бизнеса. Авторы попытались собрать в ней наиболее актуальные, по их мнению, предложения по усовершенствованию деловой среды и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Многие из предлагаемых мер давно стали привычными у наших соседей, иные обсуждаются у нас так долго, что предприниматели научились без них обходиться, а некоторые в нынешних условиях внедрить будет довольно сложно. Впрочем, главная проблема не столько в том, чтобы сформулировать какие-либо предложения, а в том, чтобы их услышали власти.

В 2012 г. белорусскому бизнесу нужно не только преодолеть последствия кризиса 2011 г., но и подготовиться к работе в Едином экономическом пространстве. Реализация принципа свободы перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках трех государств открывает нашу страну для российских и казахстанских компаний, предельно обостряя конкуренцию, а потому нельзя больше откладывать решение острых проблем, уверяют авторы платформы. По их мнению, отечественной экономике необходимы ускоренная реструктуризация и модернизация. Все то, что сделано в России, Казахстане, Польше, Литве и других странах Центральной и Восточной Европы за последние 15–20 лет, нам необходимо реализовать гораздо быстрее. Правда, этот призыв выглядит весьма абстрактно: белорусские власти считают главным достижением этих лет именно выбор своего особого пути и не намерены менять социально-экономическую модель. При этом отдельные поблажки частному бизнесу ее кардинально не преображают.

Тем не менее авторы платформы призывают к созданию современного бизнеса, институтов государства и общества — для достижения конкурентоспособности отечественной экономики. Они предупреждают, что новые технологии хоть и необходимое, но недостаточное условие для открытия новых возможностей. Вероятная рецессия мировой экономики в 2012 г. для Беларуси означает еще большее подорожание внешних заемных ресурсов, ужесточение требований иностранных инвесторов к потенциальным продавцам активов, интенсификацию конкуренции за новые технологии, а также снижение спроса на сырье и инвестиционные товары. Ряд нынешних дисбалансов и проблем — следствие неадекватной адаптации к быстро меняющейся внешней среде и вмешательства государства в экономику, говорится в проекте платформы. Белорусским предпринимателям пришлось столкнуться с падением покупательной способности населения, оттоком кадров за рубеж, угрозой роста коррупции и преступности. Новыми убытками грозят подорожание энергоресурсов, рост штрафов и ставок арендной платы. Повышается риск неплатежей со стороны бюджетных организаций и госпредприятий. Не решены проблемы монополизма и недобросовестной конкуренции, дороговизны кредитов. Сохраняются неопределенность макроэкономической политики, вероятность дальнейшей девальвации и инфляции и практики неисполнения законодательства органами госуправления.

Многие из перечисленных проблем призвана смягчить или решить Директива № 4, однако реализация ее норм идет крайне медленно, отмечают авторы платформы. Например, до сих пор не решен вопрос о продаже предпринимателям арендуемого ими имущества, земли. Приняты указы, регулирующие отношения в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков, но полноценный рынок земли так и не сформировался. Либерализация ценообразования в конце прошлого года начала сворачиваться. Введенный в стране механизм электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования необходимо упростить и сделать более практичным.

Не услышанными оказались и многие созвучные с Директивой № 4 пункты Национальной платформы бизнеса предыдущего года. Из 104 предложений только 21 выполнено полностью, а еще 31 — частично (находятся на стадии обсуждения в подготовленных проектах нормативных актов). Тем не менее существование платформы серьезно влияет на атмосферу законотворчества, а чиновники активно заимствуют ее идеи, отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» один из авторов документа — сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ.

В платформе-2012 названы 6 приоритетных направлений реформирования делового климата страны: улучшение макроэкономической среды; демонополизация, добросовестная конкуренция в рамках ЕЭП; расширение сферы частной инициативы и ответственности; оптимизация регуляторного и налогового бремени; повышение качества корпоративного и государственного управления; партнерство бизнеса, общества и государства.

Крошки бюджетного пирога

Бизнес-объединения желают участвовать в выработке макроэкономической политики. Они хотят предсказуемой денежно-кредитной политики, которая должна удешевить кредиты и обеспечить снижение инфляции. В платформе звучат призывы к институциональной независимости Нацбанка, его выходу из состава учредителей всех коммерческих организаций, прекращению перекрестного субсидирования государственных инвестпроектов и финансирования госпрограмм только через Банк развития, введению четких критериев оценки эффективности госпрограмм. Собственно, эти требования были условиями кредитования Беларуси МВФ и Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Но до сих пор они выполнены лишь частично и с большим «скрипом». Что касается выдвигаемых в платформе требований механизмов общественного контроля за реализацией госпрограмм и участия в них частного бизнеса без передачи государству доли в уставном фонде, то это вряд ли реально: дележка бюджетного пирога — главное конкурентное преимущество бюрократии.

Столь же трудно добиться устранения монополизма и недобросовестной конкуренции через установление равных условий хозяйствования для государственных и частных компаний. Последним необходимо равенство в проведении тендеров, распределения финансовых и материальных ресурсов, налоговых и прочих льгот, осуществления отдельных видов деятельности, в т.ч. страхования. В платформе предлагается создать независимый от правительства антимонопольный орган, отменить регулирование цен и тарифов на медуслуги для организаций, не финансируемых из бюджета, снять ограничения по количеству принимаемых студентов для частных вузов, запретить госорганам контроля и управления входить в состав учредителей любых субъектов хозяйствования, провести амнистию капитала. Предлагается упростить порядок выдачи технических условий на строительство, приобретения в частную собственность и долгосрочную (не менее 25 лет) аренды земли, продать или передать в доверительное управление частникам низкорентабельные и убыточные госпредприятия, ввести государственное финансирование участия частных компаний в зарубежных выставках в целях развития экспорта, а также передавать (в т.ч. безвозмездно) научные разработки субъектам малого инновационного предпринимательства.

Не в ставках счастье

Немало места в платформе уделено улучшению условий ведения бизнеса. Предлагается отменить требования формировать до регистрации предприятий уставные фонды и проводить экспертизу оценки неденежных вкладов, разрешить регистрировать хозяйственные общества по месту жительства одного из учредителей, а ИП и микроорганизациям — выполнять работы и оказывать услуги, не влекущие порчу помещений и негативных последствий для окружающих, в любых жилых помещениях по месту регистрации. Немало идей по ликвидации предприятий: сократить срок принятия требований кредиторов, ввести институт собрания кредиторов и разрешить по его решению продажу имущества ликвидируемой организации, сократить отчетность при ликвидации, оптимизировать процедуры банкротства.

Однако авторы вряд ли задумывались, будут ли при этом на самом деле защищены интересы кредиторов. Еще менее проработанным выглядит блок предложений по налогам. Конечно, соблазнительно снизить ставки НДС и налога на прибыль до 15%, отчисления в ФСЗН — до 25%, ставки налогов при УСН — еще на 1 пункт и т.д. и т.п. Ясно, что бизнес-союзы заинтересованы во включении в затраты вступительных и членских взносов, перечисляемых в различные общественные объединения (в т.ч. и предпринимательские), а все вместе — в отмене нормирования командировочных расходов. Но чем будет восполняться сокращение доходов бюджета? Конечно, в теории снижение налоговой нагрузки компенсируется ростом деловой активности, которая увеличит поступления в казну. Но в реальности активность нарастает не сразу, а под воздействием множества других факторов порой и вовсе не растет.

Можно даже помечтать о сокращении госрасходов, бюрократического и силового аппарата и т.п. Но на практике эти структуры не станут у нас затягивать пояса, а вечные бенефициары казны, вроде АПК, не собираются сниматься с бюджетного довольствия. Так что скорее снижение налоговых ставок (если оно случится) обернется множеством мелких креативных решений законотворцев, обеспечивающих сохранение, если не увеличение налогооблагаемой базы — вроде замены в 2012 г. льготы по капвложениям при исчислении налога на прибыль амортизационной премией. Это новшество, кстати, стало полной неожиданностью для бизнес-союзов, которым в Директиве № 4 было обещано обсуждение всех важных изменений в законодательстве. Впрочем, чиновники отлично научились обходить эту норму: достаточно присылать для обсуждения проекты за 2–3 дня до их фактического принятия.

Теперь в платформе призывают эту льготу вернуть. Но не для того ее отменяли...

Еще более странно выглядит предложение подтверждать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Россию и Казахстан на основании отметок о пересечении товаров государственной границы. Кто отмечать будет? Постов-то на внутренних границах Таможенного союза нынче нет.

По мнению авторов платформы, совокупная налоговая ставка, рассчитываемая по методике Всемирного банка, может быть снижена с 62,8% в 2011 г. до 30–35% в 2012-м, что сделает бизнес Беларуси более конкурентоспособным по сравнению с Казахстаном и Россией, где в 2011 г. ставки составили 28,6% и 46,9% соответственно. Впрочем, у наших союзников основу формирования бюджета составляют поступления, связанные с добычей и экспортом сырьевых ресурсов. Так что сравнение здесь вряд ли корректно.

Покушение на бюрократию

Видное место в платформе занимают меры по улучшению качества госуправления. Среди них предложения зачислять все платежи за административные процедуры исключительно в бюджет, что, как надеются авторы, должно препятствовать коррупции и лоббированию ведомственных интересов, запретить местным и республиканским органам власти требовать от розничной торговли определенной доли продаж региональной или белорусской продукции и определять порядок ее размещения. Заметим, попытки пресечь местный протекционизм были и раньше, но особого успеха они не имели.

Предлагается ввести административную ответственность чиновников за незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность частных предприятий, как и судей — за вынесение незаконных судебных решений, усилить ответственность бюджетных и государственных организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств в отношении частных партнеров. Впрочем, заметим, что решать, законны ли такие вмешательство, решения и исполнение, будут по-прежнему сами чиновники.

Авторы платформы призывают отменить лицензирование адвокатских и юридических услуг, издательской и полиграфической деятельности, оптовой и розничной продажи нефтепродуктов, оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, охранной деятельности, розничной торговли алкоголем и табачными изделиями. Идея вполне утопическая: вряд ли власти согласятся упустить рычаги влияния на самые выгодные сферы деятельности. А допуск на рынок услуг, требующих специальных знаний и особых отношений с клиентами и государством, подлежит лицензированию или сертификации в той или иной форме практически везде.

Интересна идея предоставить предпринимателям и топ-менеджерам право на коммерчески обоснованные риски, четко прописав это понятие в УК. Но риск — понятие субъективное, его надо не только нормативно регламентировать, но еще и научиться определять.

Создать прозрачную систему общественного контроля за государством должно размещение на сайте Минфина информации о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах и введение обязательного аудита всех органов госуправления и предприятий с долей государства более 50% с обязательной публикацией результатов на интернет-сайтах этих органов. Впрочем, с законом о республиканском бюджете и данными об его исполнении и так можно ознакомиться на сайте Минфина. А контролем за деятельностью госструктур и сейчас занимаются соответствующие органы — тоже государственные. Если же в платформе имеется в виду независимый аудит, то придется решать: где взять на него в бюджете деньги и найдутся ли подходящие специалисты?

* * *

Возможно, в проекте платформы-2012, который будет главной темой ХIII Ассамблеи деловых кругов, запланированной на 29 февраля, появятся и новые предложения. Но захотят ли власти их услышать и пойти на столь глубокие институциональные изменения в сфере экономики? Ведь от подобных реформ рукой подать до полного изменения нынешней социально-экономической модели, основанной на административно-командных методах управления, и главное — на госсобственности. Между тем у предпринимателей есть в лучшем случае право «совещательного голоса».

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях