$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПЛАТА ЗА НЕСТАБИЛЬНОСТЬ©

30.12.2014

 

Меры по регулированию валютного и потребительского рынков Беларуси стали серьезным испытанием для отечественных предпринимателей. 24 декабря на пресс-конференции руководители ряда бизнес-ассоциаций страны изложили свое видение проблемы и путей ее решения.

Инициаторы пресс-конференции единодушно перечисляли негативные последствия, грозящие белорусской экономике, при этом никто из них не пытался упрекнуть власти в сложившейся ситуации. Между тем, по мнению руководителей бизнес-союзов, нам грозит снижение экономического роста и инвестиционной активности субъектов хозяйствования, вымывание оборотного капитала, «замораживание» зарплаты, падение конкурентоспособности отечественной продукции по ценовому фактору на внешнем и внутреннем рынках, рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и числа убыточных организаций, нарушение ритмичности работы бизнеса по заключению контрактов и выполнению поставок на 2015-й год.

Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин назвал шаги, предпринятые правительством, своевременными и решительными (в отличие от России, где, по его мнению, ситуация не контролируется). В письме, направленном в правительство, бизнес-союзы заявляют, что оптимальным вариантом для решения проблемных вопросов было бы признание и объявление девальвации белорусского рубля с 1 января 2015 г., а также разработка системы мер по поддержке наиболее уязвимых групп населения и самых приоритетных секторов экономики. При этом авторы письма настаивают на необходимости проведения рабочего совещания, в ходе которого состоится более детальное обсуждение вопросов.

«Понимая и принимая внешние вызовы, обусловленные прежде всего нестабильностью развития экономик наших главных торговых партнеров — России и Украины, и сложившийся ажиотаж на валютном и частично потребительском рынках, бизнес подтверждает необходимость принятия мер со стороны Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленных на недопущение развития негативных тенденций, и готов нести дополнительные оправданные расходы», — говорится в письме. Впрочем, «платить» за проблемы, сложившиеся в экономике, предприниматели хотели бы по сходной цене. Несмотря на старательно демонстрируемую лояльность, выступавшие сходились в том, что Указ от 20.12.2014 № 607 «О налоге на биржевые операции по приобретению иностранной валюты» и постановление Совмина от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» отрицательно повлияют на состояние экономики в стране.

Поэтому авторы письма предлагают разрешить субъектам хозяйствования суммы, связанные с возмещением 30-процентного налога, включать в затраты по производству и реализации продукции или относить к внереализационным расходам, учитываемым при налогообложении, не распространять этот налог на покупку валюты на погашение валютных кредитов, по которым кредитные договора заключены до 20 декабря т.г., а также на погашение кредитной задолженности по товарным кредитам, по которым заключены договора и получена продукция до указанной даты. Кроме того, предлагается признать ситуацию форс-мажорной и разрешить банкам пересмотреть условия и сроки возврата валютных кредитов без применения штрафных санкций, отменить письмо Нацбанка от 19.12.2014 № 34-13/131 в части регулирования выдачи рублевых кредитов, разрешить экспортерам уменьшать размер обязательной продажи валюты на суммы, направленные на приобретение импортного сырья и материалов для производства, а также позволить субъектам хозяйствования увеличивать цены до уровня, обеспечивающего хотя бы покрытие своих издержек, т.е. с нулевой рентабельностью. Иными словами, авторы письма хотели бы отменить самые одиозные фрагменты Указа № 607 и постановления № 1207. С одной стороны, эти нормы действительно выглядят чрезмерно жесткими — ведь налог на покупку валюты в сочетании с запретом на повышение цен автоматически на треть увеличивает расходы предприятий. Но, с другой стороны, если предложения будут приняты, это столь же автоматически повлечет такой же рост цен и «нести дополнительные оправданные расходы» придется всему населению страны (которое, кстати, вряд ли этого избежит). В придачу если бы сбылись предложения председателя клуба финансовых директоров Андрея Карпунина заморозить на 2015 г. повышение налогов и базовой величины, то круг плательщиков вырос бы еще больше — если Минфин согласится переверстать в оставшиеся до нового года дни бюджет.

ВАРИАНТ, при котором за происходящее заплатят те, кто допустил подобную ситуацию, в принципе не рассматривается. Весьма удобно свалить все на погрязшую в кровавой разборке с Украиной и взаимных санкциях с Западом Москву. Можно не вспоминать ни несбывшиеся обещания процветания за счет евразийской интеграции, ни расточительный год гостеприимства и хроническое отсутствие системных реформ. Бизнес-союзами руководят умудренные прагматики, хорошо усвоившие, что могут рассчитывать лишь на не слишком существенные поблажки. До сих пор они вполне мирились с тем, что важные решения, затрагивающие интересы бизнеса, лишь формально обсуждаются с деловым сообществом в рамках Совета по развитию предпринимательства, что хотя бы позволяло быть в курсе предстоящих изменений и смягчать их действие.

К сожалению, такая политика дала сейчас серьезный сбой. Упомянутые Указ № 607 и постановление № 1207 стали для руководства бизнес-союзов полной неожиданностью, как и Указ от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей». Между тем этот документ, позволяющий санстанциям и Минторгу приостановить на срок до 90 дней работу любого торгового объекта в случае выявления по результатам проверки нарушений законодательства в области санитарно-гигиенического благополучия, законодательства о торговле и ценообразовании, стал для торгового бизнеса настоящим кошмаром. Только за первые 2 недели после вступления Указа в силу уже было закрыто более 450 больших и малых магазинов. Массовые проверки торговых объектов продолжаются. Предприниматели пытаются объяснить, что закрытие продовольственного несетевого магазина на срок более 5 дней грозит ему неминуемым банкротством. Между тем анализ причин закрытия магазинов указывает на то, что многие из них были закрыты за незначительные нарушения. Перспективы такого закрытия имеются сегодня у любого магазина страны, поскольку отечественное законодательство включает, как убедились на горьком опыте предприниматели, «объемный свод множества иногда противоречащих друг другу актов, устанавливающих излишние, трудно выполнимые, иногда невыполнимые нормы».

Невольно хочется заметить, что немалая часть этих актов принималась в последние 4 года и, вероятно, должна была обсуждаться с бизнес-союзами в соответствии с Директивой № 4. И если теперь этому «своду» дается столь грустный диагноз, то стоит задуматься об эффективности всей проделанной ранее работы, в частности, о коррупционной составляющей. Так, cопредседатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов рассказал, что «только на территории г. Минска действует более 50 группировок профессиональных шантажистов-вымогателей, которые ходят по магазинам, выискивают или имитируют недостатки, после этого принуждают администрации магазинов платить им различными способами (например, оплатой никому не нужных курсов). Если вымогательство не удается — «профессиональные жалобщики» направляют письма в различные инстанции, которые организуют дополнительно внеплановые проверки.

НА пресс-конференции отмечено, что сложившаяся практика сломала хрупкий баланс масштаба проверок, установленный в Указе от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», создает условия для резкого обострения социальной напряженности в обществе, предпринимательской среде и лишь в минимальной мере способствует усилению защиты прав потребителей. Такая практика должна быть прекращена, призвали руководители бизнес-союзов. Они считают, что «высшая мера наказания» — закрытие торговых объектов на длительный срок (более 5 дней) — должна применяться лишь в исключительных случаях за наиболее грубые повторные правонарушения, четко ограниченные по списку. Кроме того, главы ассоциаций призывают ужесточить законодательство в отношении потребительского экстремизма, упростить — в сферах санитарно-гигиенического благополучия, торговли и общепита, установить баланс интересов предпринимателей, государства и потребителей. Для этого авторы письма призвали правительство создать рабочую группу с участием представителей делового сообщества для подготовки предложений по корректировке действующего законодательства и выразили готовность предоставить конкретные предложения.

Несмотря на то что письмо уже было отправлено в правительство, глава МССПиР В.Карягин призвал журналистов стать «парламентерами» и донести до властей чаяния предпринимателей. Надо полагать, перемены в Совмине и более чем резкое выступление Президента на совещании 27 декабря стали ответом на эти призывы.
 
Материал подготовил Леонид ФРИДКИН