Планы развития и перемен: в режиме благоприятствования и экономии
В опубликованных 17 июня основных положениях Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 гг. обещается сохранить устойчивую экономику и уровень социальной защиты населения.
Главной причиной проблем, возникших в экономике в последние годы, назначен кризис в странах-соседях. Хотя ни один из прогнозных показателей пятилетки не исполнен, рост все-таки имеется. Вместо запланированных 62–68% ВВП вырос всего на 5,9%. Приходится признать нестабильность белорусского рубля, рост инфляции, тяжелое финансовое положение «некоторых предприятий». Из внутренних проблем названы только низкая производительность труда и высокие издержки производства, необходимость совершенствования структуры управления, торможение внедрения инноваций, падение качества продукции и конкурентоспособности, нехватка масштабных прямых иностранных инвестиций, рост внешнего долга и низкая доля малого и среднего бизнеса. Все эти проблемы признаются «серьезными, но не катастрофичными», а их преодоление станет одной из ключевых задач текущей пятилетки.
Решение данной задачи в программе включает как ранее неоднократно звучавшие обещания, так и некоторые новшества.
Основные показатели Программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы (см. таблицу на с. 3) свидетельствуют, что планы правительства стали гораздо скромнее, чем 5 лет назад. В ней нет неосмотрительных обещаний и планов по размерам зарплаты, ВВП на душу и производительности труда в долларовом эквиваленте, столь фатально не сбывшихся в 2011–2015 гг. Поэтому шансов на реализацию у новых планов несколько больше.
Бизнес
Самое интересное из них: «роль государства будет заключаться в создании благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и частном секторе. Любой инициативный человек независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний сможет начать свое дело в Беларуси или найти работу по душе». Для этого предусматриваются такие меры, как расширение форм господдержки субъектов МСП, повышение эффективности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, существенное снижение финансовых санкций за незначительные нарушения, радикальное упрощение и сокращение числа видов и форм отчетности, внедрение системы оценки последствий принятия нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, введение института налоговых консультантов.
Самое крутое из обещаний: защита и неприкосновенность прав частной собственности. Хочется верить, что с принятием программы случаи, когда отдельные предприятия без сожалений изымались у частников государством или передавались под его контроль, останутся в прошлом. Тем более, что теперь власти намерены снять ограничительные барьеры, либерализовать контрольную деятельность и даже ввести административную (а при повторном совершении – уголовную) ответственность за вмешательство должностных лиц правоохранителей и контролеров в законную деятельность субъектов хозяйствования.
Прямое регулирование цен и тарифов будет сохранено только на услуги, оказываемые предприятиями, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, и естественными монополиями, а также на отдельные группы товаров (в частности, энергоносители). Правда, в день опубликования программы Президент А.Лукашенко заявил, что: «Мы будем контролировать цены, как бы это кому-то ни нравилось из рыночников. Мы не будем пережимать, передавливать».
В текущей пятилетке должны сформироваться полноценная конкурентная среда, единые правила ведения бизнеса, а доля субъектов МСП в экономике вырастет с 28,7% до 40%.
Финансы
Инфляцию в республике к концу 2020 г. планируется снизить до 5%. Это должно принести экономике макростабильность, населению – прекращение роста цен, а предприятиям – доступные кредиты. Процентные ставки по ним уже в следующем году должны снизиться до 17–18% годовых, а в 2020-м – 9–11%. Заметим, что большинство заемщиков оценит эти достижения, только если сократится до минимума льготное кредитование.
В очередной раз планируется создание полноценного финансового рынка, где инвесторам будут предложены разнообразные фондовые инструменты. Существенная новинка – либерализация валютной системы. В частности, обещается разрешить определять сроки возврата валютной выручки в страну в контрактах, отменить обязательную продажу и целевую покупку иностранной валюты, ограничения на открытие счетов в иностранных банках. Так что ждем отмены указов № 178 и № 452.
Не менее актуальной задачей является восстановление платежеспособности организаций. Здесь власти намерены применять дифференцированный подход к Финансовое оздоровление предприятий станет основой для повышения дисциплины взаиморасчетов, снижения уровня долгов. Среди мер по ликвидации дефицит собственных оборотных средств предприятий значится недопущение роста складских запасов и дебиторской задолженности, последовательное снижение ставок по кредитам и всех видов затрат, а также точечная реструктуризация текущих обязательств, в т.ч. с использованием корпоративных ценных бумаг и облигаций правительства. Иными словами, продолжится конвертация корпоративного долга отдельных предприятий в государственный.
Одновременно предусматривается управляемое выведение из экономики неплатежеспособных производств, затраты на поддержку которых превышают отдачу от них, вовлечение в экономический оборот их активов и эффективное использование высвобождающихся трудовых ресурсов, с обеспечением социальной защиты работников. То есть совсем безнадежные предприятия, наконец, будут банкротить.
Основные показатели Программы социально-экономического развития РБ на 2016–2020 гг.
|
План |
Факт |
Прогноз |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2020 к 2015 |
|||
ВВП |
162–168 |
105,9 |
100,3 |
101,5–102,1 |
102,4–103,6 |
103,3–103,9 |
104,1–104,3 |
112,1–115,0 |
Производительность труда по ВВП |
163–168 |
110,8 |
101,5 |
101,6–102,1 |
102,2–103,2 |
103,1–103,7 |
103,8–103,8 |
112,8–115,1 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю |
|
– |
112,0 |
109,0 |
107,0 |
106,0 |
105,0 |
– |
Продукция промышленности |
154–160 |
104,5 |
100,1 |
101,2–102,2 |
102,0–103,6 |
102,5–104,0 |
103,0–104,5 |
109,1–115,2 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности, % |
14–15* |
– |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
10,7 |
11,7 |
– |
Продукция сельского хозяйства |
139–145 |
108,8 |
104,2 |
102,2–102,9 |
102,0–102,6 |
101,9–102,4 |
101,7–102,1 |
112,6–115,0 |
Инвестиции в основной капитал |
190–197 |
88,3 |
100,6 |
101,7–102,4 |
102,5–103,4 |
103,1–103,7 |
103,6–104,0 |
112,0–114,9 |
Экспорт товаров и услуг |
218–222 |
112,1 |
103,5 |
103,6–103,8 |
103,8–104,1 |
104,0–105,5 |
104,5–105,9 |
121,0–125,0 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП |
0,5 – 0,6 |
– |
–0,3 |
0,2–0,26 |
0,4–0,5 |
0,5–0,5 |
0,5–0,65 |
– |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
170 –176 |
132,8 |
100,5 |
101,2–101,8 |
101,7–102,3 |
102,4–103,0 |
103,4–103,5 |
109,5–111,6 |
Бюджет
Следующая задача – повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрация на приоритетных направлениях. Это предполагает бездефицитный бюджет, оптимизацию механизмов распределения его доходов, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат оказание господдержки на основе равного доступа, конкуренции и соответствия рыночным требованиям, постепенное сокращение госдолга, переход к 3-летнему бюджетному планированию. Впрочем, последнее будет иметь смысл лишь в том случае, если бюджет не станут корректировать каждые 3–6 месяцев.
Планируется сохранять нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов (пошлин) в местные бюджеты на срок не менее 3 лет. Это должно повысить самостоятельность местной власти в политике регионального развития и дать дополнительные стимулы для поддержки бизнеса и создания новых рабочих мест.
Налоги
В 2016–2020 гг. правительство намерено поддерживать оптимальный уровень налоговой нагрузки, стимулирующий экономический рост. Предполагается, что он составит не более 26% от ВВП (очевидно, без ФСЗН). При этом власти намерены ввести мораторий на ухудшение налогового законодательства, повысить эффективность налоговой системы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Однако к остальным намерениям в фискальной сфере следует отнестись с осторожностью.
Например, совершенствование подходов к взиманию налога на недвижимость может обернуться переходом к налоговой базе по кадастровой оценке, что обычно влечет существенное увеличение взимаемых сумм. Переход на электронное обслуживание плательщиков и так активно идет в последние годы – за их счет. Неоднозначно выглядит идея освобождения от НДС внутрихолдинговых оборотов. До сих пор эта норма действует только для холдингов Госвоенпрома в соответствии с Указом № 309. Распространение ее на остальные холдинги может повлечь столь существенное снижение поступлений в бюджет. Но тогда правительству придется искать компенсацию в карманах остальных плательщиков.
Вновь создаваемым на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятиям обещается освобождение на 2 года от налогов на прибыль и на недвижимость. Это не слишком щедрое предложение. За такой срок сложно выйти на окупаемость. К тому же Декретом № 6 компаниям и ИП, зарегистрированным в регионах, льготы сейчас предоставляются на 7 лет.
Гораздо интереснее выглядит намерение ввести институт «налоговых депозитов», стимулирующих вывод доходов и капитала из тени. Речь идет о налоговой амнистии: резидентам РБ, задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, будет гарантировано безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны. Другой шаг в том же направлении: освободить от декларирования и предъявления налоговых претензий финансовые средства, которые граждане тратят на приобретение и строительство жилья. Вопрос легализации теневых доходов – тема очень деликатная и требующая отдельного разговора.
Собственность и инвестиции
Сохранение государственной собственности или расширение частной – не самоцель, говорится в проекте. Главное – эффективность и прибыльность. Обеспечить эти параметры власти надеются с помощью уже не раз объявлявшихся мер. Среди них: передача в коммунальную собственность предприятий, не имеющих стратегического значения, в целях привлечения инвесторов, внедрение передовых мировых практик корпоративного управления на госпредприятиях. Упомянута активизация малой и средней приватизации, ориентированной на привлечение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест. Одновременно министры, председатели облисполкомов и Мингорисполкома получат дополнительные права на отчуждение части акций госпредприятий. Статус Национального агентства инвестиций и приватизации будет повышен, а его полномочия – расширены.
Власти намерены привлечь в Беларусь крупные мировые компании для реализации проектов с высокой добавленной стоимостью. В очередной раз планируется IPO крупнейших компаний на биржах Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта. Интересно, что Варшава или Шанхай, где требования к эмитентам помягче, авторов программы не устроили.
Планируется утвердить упрощенный порядок регулирования отношений собственности, включая радикальное сокращение перечня документов и согласований. Но обязательным условием будет наличие эффективного бизнес-плана, годового отчета и аудиторского заключения о состоятельности инвестора.
Приоритеты инвестиционной политики в новой пятилетке будут смещены в реальный сектор. При этом предоставление господдержки и льготных кредитов будет осуществляться на конкурсной основе в рамках госпрограмм (сейчас их 20), а инвестиции, не имеющие прямого экономического эффекта и окупаемости, но направленные на обеспечение национальной безопасности и решение стратегически важных для страны социальных вопросов, будут осуществляться в пределах бюджетных возможностей.
Инвесторам обещаются безусловное обеспечение права распоряжаться прибылью и дивидендами, свободное движение капитала, система гарантий на основе лучшей мировой практики.
В текущей пятилетке запланировано усовершенствовать государственное управление, сделать госаппарат эффективным и компактным, дать руководителям свободу действий, предоставив необходимые полномочия для принятия решений, право на риск, инициативу, при усилении персональной ответственности за состояние, внедрении действенных мотивационных механизмов.
* * *
Для бизнесменов и аналитиков проект программы таит множество вопросов. Насколько реальны и сбалансированы представленные показатели? Достаточно ли темпов роста экономики по 2,4–3% в год, чтобы компенсировать потери бизнеса и населения последних лет, или нас ждут 5 лет стагнации и «затягивания поясов»? Удастся ли обеспечить хотя бы догоняющее развитие на уровне остальных стран emerging markets?
И, наконец, главное. Произойдут ли декларируемые в программе изменения и возможны ли они без глубоких реформ, затрагивающих не только экономику, но и основы политической системы? Смогут ли чиновники переломить свои привычки, стереотипы и интересы, чтобы государство действительно существовало для бизнеса, а не наоборот, и второй вновь поверил первому?