$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Планы развития и перемен: в режиме благоприятствования и экономии

21.06.2016

В опубликованных 17 июня основных положениях Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 гг. обещается сохранить устойчивую экономику и уровень социальной защиты населения.

Главной причиной проблем, возникших в экономике в по­следние годы, назначен кризис в странах-соседях. Хотя ни один из прогнозных показателей пятилетки не исполнен, рост все-таки имеется. Вместо запланированных 62–68% ВВП вырос всего на 5,9%. Приходится признать нестабильность белорусского рубля, рост инфляции, тяжелое финансовое положение «некоторых предприятий». Из внутренних проблем названы только низкая производительность труда и высокие издержки производства, необходимость совершенствования структуры управления, торможение внедрения инноваций, падение качества продукции и конкурентоспособности, нехватка масштабных прямых иностранных инвестиций, рост внешнего долга и низкая доля малого и среднего бизнеса. Все эти проблемы признаются «серьезными, но не катастрофичными», а их преодоление станет одной из ключевых задач текущей пятилетки.

Решение данной задачи в программе включает как ранее неоднократно звучавшие обещания, так и некоторые новшества.

Основные показатели Про­граммы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы (см. таблицу на с. 3) свидетельствуют, что планы правительства стали гораздо скромнее, чем 5 лет назад. В ней нет неосмотрительных обещаний и планов по размерам зарплаты, ВВП на душу и производительности труда в долларовом эквиваленте, столь фатально не сбывшихся в 2011–2015 гг. Поэтому шансов на реализацию у новых планов несколько больше.

Бизнес

Самое интересное из них: «роль государства будет за­ключаться в создании благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и частном секторе. Любой инициативный человек независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний сможет начать свое дело в Беларуси или найти работу по душе». Для этого предусматриваются такие меры, как расширение форм господдержки субъектов МСП, повышение эффективности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, существенное снижение финансовых санкций за незначительные нарушения, радикальное упрощение и сокращение числа видов и форм отчетности, внедрение системы оценки последствий принятия нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, введение института налоговых консультантов.

Самое крутое из обещаний: защита и неприкосновенность прав частной собственности. Хочется верить, что с принятием программы случаи, когда отдельные предприятия без сожалений изымались у частников государством или передавались под его контроль, останутся в прошлом. Тем более, что теперь власти намерены снять ограничительные барьеры, либерализовать контрольную деятельность и даже ввести административную (а при повторном совершении – уголовную) ответственность за вмешательство должностных лиц правоохранителей и контролеров в законную деятельность субъектов хозяйствования.

Прямое регулирование цен и тарифов будет сохранено только на услуги, оказываемые предприятиями, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, и естественными монополиями, а также на отдельные группы товаров (в частности, энергоносители). Правда, в день опубликования программы Президент А.Лукашенко заявил, что: «Мы будем контролировать цены, как бы это кому-то ни нравилось из рыночников. Мы не будем пережимать, передавливать».

В текущей пятилетке дол­жны сформироваться полноценная конкурентная среда, единые правила ведения бизнеса, а доля субъектов МСП в экономике вырастет с 28,7% до 40%.

Финансы

Инфляцию в республике к концу 2020 г. планируется снизить до 5%. Это должно принести экономике макростабильность, населению – прекращение роста цен, а предприятиям – доступные кредиты. Процентные ставки по ним уже в следующем году должны снизиться до 17–18% годовых, а в 2020-м – 9–11%. Заметим, что большинство заемщиков оценит эти достижения, только если сократится до минимума льготное кредитование.

В очередной раз планируется создание полноценного финансового рынка, где инвесторам будут предложены разнообразные фондовые инструменты. Существенная новинка – либерализация валютной системы. В частности, обещается разрешить определять сроки возврата валютной выручки в страну в контрактах, отменить обязательную продажу и целевую покупку иностранной валюты, ограничения на открытие счетов в иностранных банках. Так что ждем отмены указов № 178 и № 452.

Не менее актуальной задачей является восстановление платежеспособности организаций. Здесь власти намерены применять дифференцированный подход к Финансовое оздоровление предприятий станет основой для повышения дис­циплины взаиморасчетов, снижения уровня долгов.  Среди мер по ликвидации дефицит собственных оборотных средств предприятий значится недопущение роста складских запасов и дебиторской задолженности, последовательное снижение ставок по кредитам и всех видов затрат, а также точечная реструктуризация текущих обязательств, в т.ч. с использованием корпоративных цен­ных бумаг и облигаций правительства. Иными словами, продолжится конвертация корпоративного долга отдельных предприятий в государственный.

Одновременно предусматривается управляемое выведение из экономики неплатежеспособных производств, затраты на поддержку которых превышают отдачу от них, вовлечение в экономический оборот их активов и эффективное использование высвобождающихся трудовых ресурсов, с обеспечением социальной защиты работников. То есть совсем безнадежные предприятия, наконец, будут банкротить.

Основные показатели Программы социально-экономического развития РБ на 2016–2020 гг.

 

План
2015 к 2010

Факт
2015 к 2010

Прогноз

2016

2017

2018

2019

2020

2020 к 2015

ВВП

162–168

105,9

100,3

101,5–102,1

102,4–103,6

103,3–103,9

104,1–104,3

112,1–115,0

Производительность труда по ВВП

163–168

110,8

101,5

101,6–102,1

102,2–103,2

103,1–103,7

103,8–103,8

112,8–115,1

Индекс потребительских цен, декабрь

к декабрю

 

112,0

109,0

107,0

106,0

105,0

Продукция промышленности

154–160

104,5

100,1

101,2–102,2

102,0–103,6

102,5–104,0

103,0–104,5

109,1–115,2

Рентабельность продаж в организациях промышленности, %

14–15*

8,0

9,0

10,0

10,7

11,7

Продукция сельского хозяйства
(в хозяйствах всех категорий)

139–145

108,8

104,2

102,2–102,9

102,0–102,6

101,9–102,4

101,7–102,1

112,6–115,0

Инвестиции в основной капитал

190–197

88,3

100,6

101,7–102,4

102,5–103,4

103,1–103,7

103,6–104,0

112,0–114,9

Экспорт товаров и услуг

218–222

112,1

103,5

103,6–103,8

103,8–104,1

104,0–105,5

104,5–105,9

121,0–125,0

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП

0,5 – 0,6

–0,3

0,2–0,26

0,4–0,5

0,5–0,5

0,5–0,65

Реальные располагаемые денежные доходы населения

170 –176

132,8

100,5

101,2–101,8

101,7–102,3

102,4–103,0

103,4–103,5

109,5–111,6

Бюджет

Следующая задача – повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрация на приоритетных направлениях. Это предполагает бездефицитный бюджет, оптимизацию механизмов распределения его доходов, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат оказание господдержки на основе равного доступа, конкуренции и соответствия рыночным требованиям, постепенное сокращение госдолга, переход к 3-летнему бюджетному планированию. Впрочем, последнее будет иметь смысл лишь в том случае, если бюджет не станут корректировать каждые 3–6 месяцев.

Планируется сохранять нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов (пошлин) в местные бюджеты на срок не менее 3 лет. Это должно повысить самостоятельность местной власти в политике регионального развития и дать дополнительные стимулы для поддержки бизнеса и создания новых рабочих мест.

Налоги

В 2016–2020 гг. правительство намерено поддерживать оптимальный уровень налоговой нагрузки, стимулирующий экономический рост. Предполагается, что он составит не более 26% от ВВП (очевидно, без ФСЗН). При этом власти намерены ввести мораторий на ухудшение налогового законодательства, повысить эффективность налоговой системы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Однако к остальным намерениям в фискальной сфере следует отнестись с осторожностью.

Например, совершенствование подходов к взиманию налога на недвижимость может обернуться переходом к налоговой базе по кадастровой оценке, что обычно влечет существенное увеличение взимаемых сумм. Переход на электронное обслуживание плательщиков и так активно идет в последние годы – за их счет. Неоднозначно выглядит идея освобождения от НДС внутрихолдинговых оборотов. До сих пор эта норма действует только для холдингов Госвоенпрома в соответствии с Указом № 309. Распространение ее на остальные холдинги может повлечь столь существенное снижение поступлений в бюджет. Но тогда правительству придется искать компенсацию в карманах остальных плательщиков.

Вновь создаваемым на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятиям обещается освобождение на 2 года от налогов на прибыль и на недвижимость. Это не слишком щедрое предложение. За такой срок сложно выйти на окупаемость. К тому же Декретом № 6 компаниям и ИП, зарегистрированным в регионах, льготы сейчас предоставляются на 7 лет.

Гораздо интереснее выглядит намерение ввести институт «налоговых депозитов», стимулирующих вывод доходов и капитала из тени. Речь идет о налоговой амнистии: резидентам РБ, задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, будет гарантировано безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны. Другой шаг в том же направлении:  освободить от декларирования и предъявления налоговых претензий финансовые средства, которые граждане тратят на приобретение и строительство жилья. Вопрос легализации теневых доходов – тема очень деликатная и требующая отдельного разговора.

Собственность и инвестиции

Сохранение государственной собственности или расширение частной – не самоцель, говорится в проекте. Главное – эффективность и прибыльность. Обеспечить эти параметры власти надеются с помощью уже не раз объявлявшихся мер. Среди них: передача в коммунальную собственность предприятий, не имеющих стратегического значения, в целях привлечения инвесторов, внедрение передовых мировых практик корпоративного управления на госпредприятиях. Упомянута активизация малой и средней приватизации, ориентированной на привлечение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест. Одновременно министры, председатели облисполкомов и Мингорисполкома получат дополнительные права на отчуждение части акций госпредприятий. Статус Национального агентства инвестиций и приватизации будет повышен, а его полномочия – расширены.

Власти намерены привлечь в Беларусь крупные мировые компании для реализации проектов с высокой добавленной стоимостью. В очередной раз планируется IPO крупнейших компаний на биржах Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта. Интересно, что Варшава или Шанхай, где требования к эмитентам помягче, авторов программы не устроили.

Планируется утвердить упрощенный порядок регулирования отношений собственности, включая радикальное сокращение перечня документов и согласований. Но обязательным условием будет наличие эффективного бизнес-плана, годового отчета и аудиторского заключения о состоятельности инвестора.

Приоритеты инвестиционной политики в новой пятилетке будут смещены в реальный сектор. При этом предоставление господдержки и льготных кредитов будет осуществляться на конкурсной основе в рамках госпрограмм (сейчас их 20), а инвестиции, не имеющие прямого экономического эффекта и окупаемости, но направленные на обеспечение национальной безопасности и решение стратегически важных для страны социальных вопросов, будут осуществляться в пределах бюджетных возможностей.

Инвесторам обещаются безусловное обеспечение права распоряжаться прибылью и дивидендами, свободное движение капитала, система гарантий на основе лучшей мировой практики.

В текущей пятилетке запланировано усовершенствовать государственное управление, сделать госаппарат эффективным и компактным, дать руководителям свободу действий, предоставив необходимые полномочия для принятия решений, право на риск, инициативу, при усилении персональной ответственности за состояние, внедрении действенных мотивационных механизмов.

* * *

Для бизнесменов и аналитиков проект программы таит множество вопросов. Насколько реальны и сбалансированы представленные показатели? Достаточно ли темпов роста экономики по 2,4–3% в год, чтобы компенсировать потери бизнеса и населения последних лет, или нас ждут 5 лет стагнации и «затягивания поясов»? Удастся ли обеспечить хотя бы догоняющее развитие на уровне остальных стран emerging markets?

И, наконец, главное. Произойдут ли декларируемые в программе изменения и возможны ли они без глубоких реформ, затрагивающих не только экономику, но и основы политической системы? Смогут ли чиновники переломить свои привычки, стереотипы и интересы, чтобы государство действительно существовало для бизнеса, а не наоборот, и второй вновь поверил первому?