Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Инвестиции
16.08.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Планы не выполнены. Примем повышенные обязательства

Во вторник президиум Совета Министров рассмотрел самый актуальный для обескровленной белорусской экономики вопрос -- "О мерах по привлечению в экономику республики в 2002--2003гг. иностранных инвестиций"...

Во вторник президиум Совета Министров рассмотрел самый актуальный для обескровленной белорусской экономики вопрос -- "О мерах по привлечению в экономику республики в 2002--2003гг. иностранных инвестиций". Правительству пришлось констатировать, что их фактически сложившийся объем не соответствует ни имеющимся прогнозам, ни потребностям отечественной экономики. Получивший оценку как неблагоприятный белорусский инвестиционный климат увеличению потока инвестиций не способствует. В этой ситуации принято решение взять повышенные обязательства по привлечению иностранного капитала в экономику страны.

Надо заметить, что с момента предыдущего рассмотрения правительством этой проблемы, которое состоялось в мае c.г., ситуация в области привлечения капитала не изменилась. Тогда была одобрена Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010г. и программа действий правительства по их привлечению на 2002г. (см. "НЭГ" N 39 от 4.06.2002г.).

Именно во втором из названных документов был обозначен план на текущий год -- "влить" в отечественную экономику 400 млн. USD иностранных инвестиций. В соответствии с программой в последующие годы количество вкладываемых средств должно увеличиваться -- до 3 млрд. USD в 2001--2005гг., до 5 млрд. USD в 2006--2010гг.

Из всего запланированного объема средств начиная с 2003г. 1 млрд. USD предполагалось получать от иностранных инвесторов. Достичь таких результатов разработчики Национальной программы рассчитывали с помощью создания более благоприятного инвестиционного климата как для иностранных, так и для отечественных субъектов хозяйствования.

Обратившись в очередной раз к проблеме привлечения инвестиций, белорусское правительство констатировало, что "ситуация с привлечением зарубежного капитала не отвечает потребностям республики для стабилизации и развития экономики, а инвестиционный климат страны оценивается зарубежными экспертами как неблагоприятный". Вместо запланированных 400 млн. USD иностранных инвестиций в этом году удалось "влить" в белорусскую экономику только 129 млн. USD. Из них 13 млн. USD -- вложения в газопровод Ямал -- Европа, более 10 млн. USD -- реконструкция и модернизация ПО "Белорусский автомобильный завод", порядка 9 млн. USD привлекло РУП "Белорусский металлургический завод", на 27,7 млн. USD стала богаче белорусская экономика благодаря операторам сотовой связи стандарта GSМ Vеlсоm и МТС. Еще 29 млн. USD привлеченных средств пришлось на долю ОАО "Мозырьский нефтеперерабатывающий завод" и ПО "Нафтан".

Пока не реализованы проекты по привлечению иностранных инвестиций на предприятия нефтехимического комплекса, что должно было дать экономике более 80 млн. USD, "заморозилось" сотрудничество ОАО "Криница" и пивоваренной компании "Балтика", в результате чего недополучено около 15 млн. USD запланированных концерном "Белгоспищепром" средств. Боясь появления на рынке серьезного конкурента, концерн "Беллесбумпром" противится заключению инвестиционного договора с компанией "Шведвуд" группы ИКЕА, которая предполагает вложить 25 млн. USD прямых инвестиций. Если упомянутые проекты до конца года реализовать не удастся, объем внешних вложений не превысит 300 млн. USD, -- прогнозируют в министерстве экономики.

Здесь же на заседании президиума был озвучен и предварительный прогноз на 2003г. В соответствии с информацией, предоставленной министерствами, концернами, облисполкомами, Минским горисполкомом и администрациями СЭЗ объем возможных иностранных инвестиций в 2003г. составит всего лишь 300 млн. USD вместо необходимых, а поэтому запланированных 0,9--1 млрд. USD.

Тот итог, который в результате имело прошедшее заседание, с трудом вписывается в логику приведенного выше рассуждения. Премьер-министр Геннадий Новицкий проинициировал взятие повышенных показателей по привлечению внешних источников финансирования до 450 млн. USD в текущем году и до 2 млрд. USD в следующем.

Мотивировал он это отнюдь не неизвестно откуда взявшимися перспективами инвестиционной привлекательности нашей страны, а потребностями белорусской экономики. Критическое состояние основных фондов не дает возможности выпускать конкурентоспособную продукцию, а чтобы перевооружить предприятия нужны средства. То, что теоретически их можно получить, белорусский премьер понял, проанализировав положение дел с инвестициями в соседних странах.

Большие сомнения относительно реализации запланированного объясняются не только знанием имеющихся негативных тенденций. Те меры, которые намерено принять правительство, дабы выйти на нужные рубежи, абсолютно не конкретны и не содержат механизма их выполнения.

Ну как, к примеру, поспособствует увеличению количества иностранных инвестиций тот факт, что в качестве приоритетных отраслей и направлений для их привлечения в 2002--2003гг. правительство определило переработку сельскохозяйственной продукции, нефтехимический комплекс, отраслевые высокотехнологичные производства, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, туризм и создание новых рабочих мест (!).

Минэкономики, разработавшее и представившее неплохую в общем-то (и главное осуществимую) Национальную программу привлечения инвестиций, которая почти не выполняется, в очередной раз обязали представить предложения "об улучшении условий для привлечения зарубежного капитала". Хотя если двигаться в соответствии с программой, то изменения инвестиционного климата хоть и небольшие, но были бы.

Неудовлетворительной, а соответственно требующей изменений была признана деятельность СЭЗ. Структура, которая создана как раз с целью "заманивания" иностранного капитала, обеспечила его приток только на уровне 1,4% от общих объемов капиталовложений страны. Требуя отдачи, государство со своей стороны пообещало, что в бюджете 2003 года "предусмотрит выделение ассигнований на развитие инфраструктуры СЭЗ в объеме 50% доходов, поступающих от резидентов СЭЗ".

Критичность ситуации заставляет смотреть в сторону международных финансовых организаций. С ними в течении 2-х ближайших месяцев должны будут "провести работу" МИД и Минэкономики на предмет открытия новых кредитных линий для нашей страны.

Для получения займов, призванных улучшить состояния реального сектора экономики, правительство готово предоставлять свои гарантии.

На президиуме было отмечено, что процесс привлечения инвестиций дает сбои еще и потому, что отечественные субъекты хозяйствования не в состоянии подготовить инвестиционные проекты, которые бы соответствовали международным нормам. Так из почти 200 предложений, разработанных отраслевыми министерствами и предприятиями для размещения в сети Интернет на сайте Минэкономики, только 30 имеют ранг бизнес-планов. Работы по поиску новых займов "ведутся вяло", отмечает правительство. Что касается последнего, то дело видимо не столько в природной инертности руководства предприятий, сколько в отсутствии у них реального экономического интереса. Где его взять? Это совсем другая история.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений