$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Планы на вырост

15.05.2009

Министерство промышленности Беларуси в ближайшее время определится со своим участием в совместной с Россией программе развития автоэлектроники, сообщил заместитель заведующего лабораторией Объединенного института машиностроения Владимир Савченко. В настоящее время предоставленный потенциальными партнерами проект изучается на отечественных предприятиях. В случае принятия предложения финансирование работ в размере 4 млрд. RUB будет осуществлено из союзного бюджета.

Программа предусматривает разработку современных электронных компонентов и систем управления для техники, а также инновационных технологий в области автоэлектроники.

Кроме того, готовится к реализации еще один совместный с россиянами проект, который направлен на производство автомобильных компонентов (в частности, электроприводов колес, новых технологий обработки материалов). В случае одобрения появится дополнительная возможность провести научные изыскания в сфере машиностроения, внедрить в производство новинки, а следовательно, повысить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних и внутреннем рынках.

Впрочем, одного желания наших соотечественников может оказаться недостаточно. По информации «ЭГ», в Беларуси подготовлено большинство необходимых документов, но со своей стороны тормозят принятие решения потенциальные партнеры. Как и в ряде других областей, в Москве тщательно изучают необходимость каждого совместного с нами проекта. Что вполне объяснимо — «кто платит, тот и заказывает музыку». Нам же остается только ждать.

Разработчики надеются не только на внешние инвестиции. Так, в рамках ГНТП «Машиностроение» в 2009 г. предполагается выделить из республиканского бюджета 16 млрд. Br. Кроме того, будут задействованы ресурсы научных институтов и самих предприятий.

По мнению экспертов, об эффективности госпрограммы можно судить по тому, что по разработанным заданиям различными организациями выпущено продукции на 453 млн. USD. На БелАЗе проводятся подготовительные работы перед выпуском «беспилотных» карьерных самосвалов, а совместно с институтом физики создан прибор для вождения техники в условиях ограниченной видимости на объектах глубиной до 600 м. В рамках госпрограммы «Карьерная техника» к 2010 г. планируется наладить производство самосвалов грузоподъемностью 240 и 300 т, а также модернизированную модель до 360 т.

Есть успехи и у других машиностроителей. Тем не менее этих усилий недостаточно. Несмотря на все попытки улучшить качественные показатели товаров, за три прошедших месяца спад производства машиностроительной продукции произошел по большинству позиций. В целом объем выпуска по отрасли снизился на 22,1%, до 5 трлн. 759,9 млрд. Br. В частности, в январе-марте произведено лишь 3,5 тыс. грузовых автомобилей (на 47,4% меньше, чем за аналогичный период 2008 г.); 475 автобусов (на 15,2% меньше); 12,9 тыс. тракторов (на 26,6%); 1681 автомобильный прицеп и полуприцеп (на 24,9%); 1 млн. 514 тыс. подшипников качения (на 42,3%).

Безусловно, данная статистика во многом объясняется негативной конъюнктурой. Конечно, трудности испытывают и конкуренты. Тем не менее определенный негативный сигнал о развитии машиностроения Беларуси все же получен. Хотя окончательно судить об эффективности инвестируемых средств в отрасль удастся только по завершении мирового финансового кризиса — кто захватит рынки до начала их активного роста, тот и будет прав в своей инвестиционной, технологической и ценовой политике.

Антон БОЙКО