$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

ПЛАНЫ КГК НА 2014 ГОД: ПРОВЕРОК БУДЕТ МЕНЬШЕ©

17.12.2013

На сайте Комитета госконтроля (www.kgk.gov.by) в конце прошлой недели размещены координационные планы контрольной (надзорной) деятельности на I полугодие 2014 г. Этому событию был посвящен брифинг, проведенный КГК, в котором журналистов ознакомили с некоторыми итогами контрольной (надзорной) деятельности за предыдущий период и планами на будущее.

Указанные планы сформированы с учетом требований Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), включая ограничения по периодичности проверок в зависимости от отнесения субъектов к соответствующей группе риска, года проведения и результатов предыдущей плановой проверки, планирования и недопущения назначения проверок добросовестных субъектов хозяйствования.

Как сообщила начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов главного аналитического управления Комитета госконтроля Данута Рыжикова, за время действия Указа № 510 количество проверок сократилось почти вдвое. Этому способствовали введенные ограничения в планировании, пятилетний мораторий на проверки субъектов хозяйствования, добросовестно исполняющих обязанности перед бюджетом и не имеющих нарушений законодательства, запрет на назначение проверок чаще 1 раза в 5 лет для субъектов, отнесенных к низкой группе риска, и ограничения проверок субъектов средней группы риска, если по результатам предыдущей проверки у них не было установлено нарушений.

Всего на I полугодие 2014 г. в республике запланировано 30 237 проверок, которыми будет охвачено 21 565 субъектов хозяйствования. Расхождение в этих цифрах объясняется тем, что каждую четвертую организацию будет проверять совместно по несколько органов. По сравнению с I полугодием 2013 г. количество планируемых проверок уменьшилось на 16%, а по сравнению с I полугодием 2010 г. (когда был сформирован первый после ввода в действие Указа № 510 координационный план) — на 48,5%.

Запланировано проверить 10% организаций, состоящих на учете в налоговых органах, и около 2% индивидуальных предпринимателей. Всего в координационные планы включено 5% субъектов хозяйствования, состоящих на налоговом учете (в I полугодии т.г. — 6,4%). При этом 30,4% запланированных проверок составляют проверки финансово-хозяйственной деятельности и 69,6% —- надзорные (в I полугодии 2013 г. — 34% и 66%). Таким образом, деятельность контролеров смещается в сторону надзора. Здесь наибольшее количество проверок традиционно запланировано органами Минздрава — 8104 (26,8% от общего числа и 38,5% от количества надзорных проверок) и органами МЧС — 6895 (22,8% и 32,8% соответственно).

Больше всего проверок финансово-хозяйственной деятельности столь же традиционно проведут налоговые органы (6075, или 20,1% от общего количества проверок, 66,1% от проверок финансово-хозяйственной деятельности). Зато удельный вес проверок органов Комитета госконтроля в планах I полугодия 2014 г. составляет всего 0,7%.

По словам Д.Рыжиковой, большинство включенных в координационные планы субъектов хозяйствования отнесено контролирующими и надзорными органами к высокой группе риска: 63,4%, что на 1,8% больше, чем год назад. Этой категории проверяемых уделяется больше всего внимания. Средняя и низкая группа риска установлена соответственно в отношении 21,3% и 12,4% планируемых к проверке субъектов (в I полугодии 2013 г. первых было на 1,1% меньше, а вторых — на 2,5% больше). На проверки в рамках ведомственного контроля приходится 2,9%.

ОСНОВНЫМИ критериями отнесения субъектов к высокой группе риска чаще всего является осуществление деятельности с использованием бюджетных средств, госимущества или мер господдержки; наличие двух и более случаев в календарном году неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов и иных платежей в бюджет, торговая посредническая деятельность, осуществляемая в виде розничной торговли вне магазинов. В рамках надзора основанием для отнесения к высокой группе риска чаще всего являлись деятельность, связанная с торговлей продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, общепитом, изготовлением пищевых продуктов и вспомогательных компонентов, используемых при изготовлении пищевой продукции, деятельность учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, детских домов, детских деревень (городков); эксплуатация помещений или зданий с повышенной взрывопожарной и пожарной опасностью.

При постоянном снижении числа проверок результативность контроля только растет, что во многом достигается за счет улучшения качества планирования. Но и здесь есть свои проблемы. «В этом году при формировании очередного координационного плана Комитет госконтроля установил более 300 надзорных проверок, не соответствующих требованиям законодательства, они, естественно, в координационные планы не были включены», — сообщила Д.Рыжикова. В основном это были надзорные проверки в сферах, предусматривающих обязательное использование при планировании контрольных списков вопросов (чек-листов).

При планировании проверок встречаются и иные нарушения со стороны контролеров, в т.ч. осуществляющих ведомственный контроль. Всего по материалам КГК за нарушения при формирования координационных планов и при их исполнении в т.г. привлечено к ответственности 58 должностных лиц, а в целом за нарушения при осуществлении контрольной и надзорной деятельности привлечено к дисциплинарной ответственности 550 работников.

Напомним, что включение в планы, размещенные на сайте КГК, новых субъектов предпринимательской деятельности не допускается. Однако существует возможность подключения к уже внесенным в план поверкам других контролирующих (надзорных) органов при наличии у них оснований, предусмотренных Указом № 510. Кроме того, допускается внесение изменений в координационные планы в части изменения срока проведения проверки, выхода проверяющего из состава соисполнителей и даже исключения проверки из планов.

В случае производственной необходимости субъекты хозяйствования могут попытаться изменить срок проведения проверки, установленный в координационном плане, правда, только один раз. Для этого в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления о проведении плановой проверки следует подать заявление о переносе срока ее проведения с указанием причин. Решение о переносе или об отказе в переносе срока проверки принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее 2 рабочих дней со дня получения такого заявления. Срок проведения проверки, установленный в координационном плане, может быть изменен и по инициативе контролирующего (надзорного) органа.

Алексaндр ГАНАГО