$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПЛАНЫ ЭКОНОМИИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ©

10.01.2012

Постановлением Совмина от 30.12.2011 № 1779 утверждены показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год, в т.ч. по видам экономической деятельности и по административно-территориальным единицам. При этом запланировано выйти на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами за счет роста экспорта и программ импортозамещения.

Кроме того, данным документом установлены объемы привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) по формам собственности, перечень и объемы производства импортозамещающих потребительских товаров, объемы сбора (заготовки) отходов бумаги, картона и стекла, а также объемы строительства лесохозяйственных дорог.

Показатели прогноза, утвержденные постановлением № 1779, определяются республиканским органам государственного управления и иным госорганизациям, подчиненным Правительству, облисполкомам и Мингорисполкому по подчиненным (входящим в состав) республиканским и коммунальным унитарным организациям, хозяйственным обществам с долей государства в размере более 50%.

Министерству экономики в двухмесячный срок поручено утвердить расчетные балансовые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год, включая балансы спроса и предложения по перечню продукции и товаров, имеющих стратегическое значение для достижения соотношения их экспорта в объеме производимой организациями промышленной продукции и товаров на уровне 65%, а также разработать и внедрить систему ежеквартального мониторинга и анализа достигнутых результатов, эффективности принимаемых мер по выполнению показателей прогноза на 2012 год, ситуации в экономике, отдельных ее секторах и регионах.

В 2012 г. правительство требует обеспечить экономию ресурсов. Так, запланировано снижение уровня материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности на 2–3% (в фактических ценах), в т.ч. в организациях фармацевтической промышленности Минздрава, предприятиях Минпрома, концернов «Беллесбумпром», «Белнефтехим» и «Белгоспищепром» — на 2–3%, в организациях Минсельхозпрода и Минстройархитектуры — на 3–4%, Беллегпрома — на 2,5–3,5%. Даны также задания по энергосбережению и снижению уровня затрат на производство продукции (работ, услуг). Так, предприятия Минжилкомхоза, Минздрава, Минпрома, Минстройархитектуры, Минсвязи, Минтранса, Белнефтехима, Белкоопсоюза должны снизить свои издержки на 0,1%, а Минсельхозпрода, Минторга, Белгоспищепрома, Беллегпрома и Беллесбумпрома — на 0,5%. Учитывая, что в прошлом году из-за девальвации и инфляции себестоимость белорусских предприятий выросла почти вдвое, такие задания не выглядят слишком обременительными.

Постановление призывает обеспечить рост производительности труда, превышающий рост реальной заработной платы. Так, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий дано задание увеличить производительность труда по валовой добавленной стоимости на 5,5–6,5%, производстве машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 11–12%, транспортных средств и оборудования — на 10,5–11,5%, в сельском хозяйстве — 5–6%, производстве пищевых продуктов — 9,5–10,5%, текстильном и швейном — 9,5–10,5%, производстве кожи, изделий из кожи и обуви — 10–11%, фармацевтической продукции — 11,5–12,5%, обработке древесины и производстве изделий из дерева — на 9–10%, химическом производстве — на 12,5–13,5%, а вот в строительстве производительность труда допускается снизить на 3–4% к уровню прошлого года. При этом Минэкономики совместно с Минтруда и соцзащиты поручено разработать методические рекомендации по применению системы мотивации труда.

В СФЕРЕ внешней торговли повторить прошлогодний рост власти явно не рассчитывают. Так, экспорт товаров должен вырасти на 11,8–12,5% к уровню прошлого года, а услуг — на 10,8–11,4%, в т.ч. по предприятиям Минздрава — на 14% и 7% соответственно, Минпрома — 16,3% и 15%, Минсвязи — 2,2% и 7%, Минсельхозпрода — на 11%, Минторга — на 15,9%, Беллесбумпрома — на 28,7% (только товары), Минстройархитектуры — на 29% и в 5,9 раза, Минтранса — на 9,1% и 18%, Минэнерго — на 12% и 3%, Белгоспищепрома — на 9%, Беллегпрома — на 10%. Интересно, что задание по экспорту товаров и услуг для концерна «Белнефтехим» осталось на уровне прошлого года. При этом отрицательное сальдо внешней торговли товарами должно составить на конец года не более 1020–1200 млн. USD, а по услугам должно быть положительным: 2508–2527 млн. USD.

Помочь побороть отрицательное сальдо должно задание по производству импортозамещающих потребительских товаров, утвержденное постановлением № 1779. Так, запланировано поставить в 2012 г. более 1,4 тыс. т конфет и прочих сластей, а также определенное количество кондиционеров, стиральных машин, холодильников, телевизоров и прочей бытовой техники, синтетических моющих средств, корзин для белья, канцтоваров, одежды, тканей, обуви, посуды, детских игр, парфюмерии и санитарно-гигиенических средств, включая женские прокладки и детские подгузники и т.д. Соответствующие задания даны министерствам, концернам и исполкомам. При этом потребительские характеристики указанных товаров должны обеспечивать их конкурентоспособность, соответствовать лучшим мировым аналогам с учетом предложений Минторга. Этому министерству поручено проводить мониторинг выполнения объемов производства импортозамещающих потребительских товаров в соответствии с перечнем и ежеквартально представлять информацию о результатах в Совмин.

Заметим, что значительная часть товаров, названных в перечне, делается из импортных сырья и комплектующих. Вряд ли можно сделать шоколадные конфеты без какао, ткани и одежду — без шерсти и хлопка, которые в Беларуси упорно не растут, а доля зарубежных деталей в отечественной бытовой технике уже стала легендарной. Если же речь идет о товарах, ранее в республике не производившихся, то для их выпуска придется, скорее всего, закупать оборудование, увеличивая и без того немалый инвестиционный импорт. Конечно, 7 млн. упаковок импортозамещающих подгузников, 5 тыс. колясок для кукол и 50 тыс. кастрюль внесут серьезную лепту в дальнейшее снижение потребительского импорта. Но погоду в отрицательном сальдо делают нефть, газ, металл и прочее сырье. И пока основой отечественной экономики остаются унаследованные от СССР материалоемкие производства с архаичными технологиями, наши предприятия будут создавать слишком мало добавленной стоимости, чтобы радикально изменить структуру торгового баланса. Разумеется, можно добиться, чтобы все население умывалось исключительно отечественным мылом и шампунем и играло в развивающие игры (пазлы) «made in Belarus». А вот бумагу местного производства факсы могут отторгнуть — потому как эти аппараты сплошь импортные, а попытка их импортозамещения, предпринятая более 10 лет назад, не увенчалась успехом, хотя казенные деньги в этот проект были когда-то вложены немалые. Подобных примеров было немало. Так что и сегодня есть риск, что задания по импортозамещению частично сведутся к очередному «распилу» бюджетных ресурсов с более чем скромным результатом.

НЕ ПРИХОДИТСЯ здесь особо рассчитывать ни на зарубежный капитал, ни на бюджетные ресурсы. Министерствам и ведомствам предстоит представить в Минэкономики перечни инвестиционных проектов, обеспечивающих в 2012 г. привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) на общую сумму не менее 1,2 млрд. USD. А Минфину предписано ограничить в 2012 г. чистый прирост кредитования госпрограмм за счет ранее накопленных остатков в размере не более 7 трлн. Br. Но если на модернизацию и строительство новых молочнотоварных ферм деньги в казне всегда найдутся, то с некоторыми проектами придется повременить — если не появятся частные инвесторы. Для этого постановлением № 1779 запланировано включить в план приватизации объекты, не проданные в прошлом году, предусмотренные к продаже в 2013 г., убыточные, неплатежеспособные либо приобретающие устойчивую неплатежеспособность, а также предложения о перечне объектов, приватизация которых позволит привлечь не менее 2,5 млрд. USD.

Тех, от кого зависит достижение запланированных результатов, ждут награды и кара — в зависимости от результатов. Республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным Правительству, облисполкомам и Минорисполкому, предстоит в двухмесячный срок внести изменения (дополнения) в контракты с руководителями организаций, предусматривающие меры поощрения и ответственности этих руководителей за выполнение показателей эффективности (чистая прибыль, снижение материалоемкости продукции, производительность труда, рентабельность продаж).

Вадим ЛЕБЕДЕВ