$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАН СПАСЕНИЯ

07.06.2011

Словесным обещаниям, которые власти в избытке дают уже несколько месяцев, пытаясь сбить девальвационные ожидания и ажиотажный спрос населения, мы давно перестали верить. Валюта в стране не появилась ни после призывов главного банка страны, ни после расширений и сужений «коридора», ни после наспех проведенной девальвации. На этот раз вице-премьер правительства Сергей Румас пообещал, что ситуация на валютном рынке должна разрешиться полностью в течение ближайших 10–14 дней.

Решить все проблемы, накопившиеся в республике, должен план действий Правительства по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля, утв. постановлением Совмина от 25.05.2011 № 662 «О дополнительных мерах экономического регулирования и социальной защиты населения». Хотя документ вступил в силу со дня его принятия, ознакомить с ним население решили лишь неделю спустя. Первоначально он даже получил гриф «Для служебного пользования», а замминистра экономики Беларуси Андрей Тур отказался показать его представителям Федерации профсоюзов Беларуси на внеочередном заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам: «Этот план закрытый, мы не имеем права его предоставить». Однако, к чести С.Румаса, он не только извинился перед присутствующими за столь странные действия, но и добился отмены грифа: вечером 3 июня постановление № 662 появилось на сайте Совмина. Вероятно, сыграла свою роль и необычайно жесткая позиция ФПБ. «Доверие населения правительству сохранится до середины августа, т.е. до значительного роста затрат трудящихся, связанных с началом отопительного сезона и подготовкой детей к школе», — в частности, заявил председатель Минского городского объединения профсоюзов Николай Белановский.

Итак, мы получили возможность узнать, что нас ждет в ближайшем будущем. Приоритетными направлениями работы правительства на ближайшее время будут сохранение положительных темпов экономического роста; стабилизация потребительского и валютного рынков; наращивание экспорта; оптимизация расходов бюджета; обеспечение социальной защиты населения. Стало быть, призывы независимых экономистов снизить темпы роста, отказаться от безудержного кредитования и резко сократить госрасходы не были услышаны. Видимо, власти по-прежнему не видят угроз в перегреве бурно растущей за счет кредитов и господдержки экономики: рост ВВП Беларуси в январе–апреле 2011 г. составил 12,3% — самый высокий показатель за последние 10 лет.

Социальная защита

Первым разделом в плане значатся меры по социальной защите населения. С.Румас не зря подчеркнул, что сокращать бюджетные расходы на финансирование нужд социальной сферы не будут. Инфляционные потери граждан, особенно малоимущих, будут компенсироваться. Так, запланировано до 25 мая провести перерасчет трудовых пенсий за I квартал, что уже сделано в соответствии с Указом от 26.05.2011 № 215. Одновременно получателям минимальных трудовых пенсий с той же даты увеличена доплата с 15% до 20%. Таким образом, пенсии в среднем вырастут на 13,7% (на 80,5 тыс. Br), до 669,8 тыс. Br. Следующие повышения трудовых пенсий предусмотрены с 1 августа и с 1 ноября исходя из средней зарплаты работников за II и III кварталы. Соответствующий проект указа должен быть подготовлен до 25 июля. Кроме того, запланирован пересмотр размера социальных пенсий инвалидам и детям, потерявшим родителей, с 1.08.2011 г. Остается решить вопрос с увеличением средней зарплаты работников. Но о путях решения этой проблемы в Плане не говорится ничего.

Зато до 10 июня должен быть подготовлен проект указа, возвращающего систему безналичных жилищных субсидий для малообеспеченных категорий граждан — но лишь для тех, у которых доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (при нормативном потреблении) в совокупном доходе семьи превышает 20% для городских и 15% для сельских жителей. Учитывая, что тарифы на ЖКУ согласно Плану должны существенно вырасти (о чем ниже), получателей таких субсидий, по оценке Минэкономики, станет вдвое больше (в 2009 г. их было всего 50 тыс.).

План требует обеспечить источниками финансирования расходы на индексацию зарплаты бюджетников, денежного довольствия, пособий, стипендий, а также полную и своевременную их выплату. Напомним, согласно Закону от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции», начиная с февраля все работники бюджетной сферы получали доплату в размере 15 440 Br. Так как бюджет прожиточного минимума, исходя из которого она исчисляется, изменился, а официальный рост цен составил 11,9%, с апреля 2011 г. эта доплата будет рассчитываться исходя из 11,9% от БДМ, который сейчас равен 343 260 Br, что составляет всего 40 850 Br. Коммерческим организациям и такая индексация не положена. А.Тур пояснил, что повышение зарплат на предприятиях возможно по решению их руководства. Если они эффективно работают, можно повышать зарплату без привязок к тарифной ставке 1-го разряда, индексации и т.п. А, по словам премьер-министра М.Мясниковича, «на промышленных предприятиях уже принимаются решения об увеличении зарплаты на 10–15%».

Будут расширены полномочия руководителей бюджетных и иных приравненных к ним по оплате труда организаций по самостоятельному определению размеров выплат стимулирующего и компенсирующего характера (надбавок, повышений тарифных ставок (окладов), доплат) в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников данных организаций. Напомним, что нормы Указа от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», развязавшего руки нанимателям в части оплаты труда, на бюджетные организации не распространяются. Теперь они тоже свободны — в пределах своей сметы. Запланировано выделять в необходимом объеме финансовые средства на организацию питания и приобретение медикаментов в бюджетных организациях с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Коммерческим организациям придется выкручиваться самим.

Решить проблему занятости призван п. 5 Плана, разрешающий юридическим лицам и ИП привлекать по трудовым (гражданско-правовым) договорам работников, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, предоставляемым по инициативе нанимателя, без учета особенностей, предусмотренных трудовым законодательством для работы по совместительству, и ограничений, установленных для заключения таких договоров ИП. Соответствующий проект указа должен быть подготовлен до 1 июля 2011 г. Предусматривается Планом и компенсация расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения, принятых на работу граждан из числа высвобожденных другими нанимателями, впервые ищущих работу. Вопрос с такими компенсациями будет решен в законе, проект которого должны представить до 1 июля.

Не останутся без внимания размеры стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите. Кроме того, придется откорректировать Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утв. постановлением Совмина от 4.03.2011 № 270. В частности, нанимателей обяжут в течение 3 рабочих дней после принятия решения о введении режима неполного рабочего времени или частичного приостановления производства письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и соцзащиты. Какие меры последуют за таким признанием, не уточняется.

Планом предусмотрена компенсация дополнительных расходов, необходимых для организации достойного уровня летнего оздоровления детей. Кроме того, решениями местных Советов депутатов должны быть увеличены объемы расходов местных бюджетов, направляемых на выплату государственной адресной социальной помощи.

Очевидно, что эти суммы не покроют полностью потери населения от девальвации рубля и роста цен. Но гонка «цены — зарплаты — цены» лишь усилила бы раскрутку инфляционной спирали. Впрочем, принимаемые меры жесткой экономией тоже не назовешь — государство старается сохранить свой социальный имидж.

Финансовая политика

Важным пунктом плана является сокращение дефицита республиканского бюджета вдвое — с 3% до 1,5% ВВП (на 1.04.2011 он составлял 3,2% к ВВП). Чистое эмиссионное кредитование госпрограмм в 2011 г. будет ограничено 4% ВВП. Придется также уточнить объемы ввода и финансирования в текущем году жилищного строительства в объемах, обеспеченных неэмиссионными источниками, и с учетом сформированных в областях и г. Минске коллективов застройщиков. Очевидно, что под уточнением объемов здесь и далее следует понимать их уменьшение. Будут сокращены объемы финансирования Государственной инвестиционной программы на 30% с передачей облисполкомам и Мингорисполкому полномочий на распределение финансовых ресурсов и изыскание дополнительных внебюджетных и неэмиссионных источников. Тем не менее финансирование строительства в 2011 году молочно-товарных ферм все равно будет осуществляться в объемах, определенных постановлением Совмина от 13.04.2011 № 490, но с дополнительным привлечением средств коммерческих банков с возмещением части процентов за их пользование. Так что печатный станок хоть и снизит темпы своей деятельности, выключаться все-таки не будет.

Потребительский рынок

Планом предусмотрено устранение диспаритета цен с сопредельными государствами на потребительские товары в увязке с комплексом мер по социальной защите населения. Означает ли это, что цены на многие виды товаров, которые можно вывезти из Беларуси, поднимутся до уровня цен у соседей?

Не исключено, что так и будет. К примеру, планируется «оптимизировать» ставки акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия, поэтапно сблизив их с российскими (где они выше почти в 6 раз). А поскольку россияне намерены поднять акцизы на алкоголь и табак до среднеевропейского уровня, белорусам пора избавляться от вредных привычек.

Скорее всего, ставки акцизов вырастут настолько, чтобы розничная цена на подакцизные товары соответствовала долларовому эквиваленту до девальвации. Называются и более конкретные цифры: акцизы на пиво с содержанием доли спирта до 7% предлагается повысить до 1080 Br за литр, а более 7% — до 1830 Br, т.е. почти втрое, на сигареты среднего и премиум сегментов — примерно в 2,5 раза, что приведет к удвоению их цены.

Планом узаконивается постоянный мониторинг розничных цен на потребительские товары и принятие соответствующих мер реагирования по фактам недобросовестного ценообразования в торговле. Собственно, эти мероприятия уже стали знакомы торговле, а теперь они станут ее постоянным спутником.

Этой же цели должно способствовать повышение закупочных цен на всю сельхозпродукцию с учетом паритетного роста цен на продовольствие на розничном рынке — на 50% до конца года.

А. Тур выразил сожаление, мол, вместе с либерализацией не было введено антимонопольное законодательство. Не будем выяснять, почему вкралась такая ошибка, главное, что она исправляется: к октябрю будет разработан проект закона по вопросам совершенствования антимонопольного регулирования. Вместе с тем план поручает исполкомам по созданию стабилизационных фондов отдельных товаров, пользующихся повышенным спросом. Известно, что в Минске это будут госпредприятия — «Белбакалея», «Белрыба», «Белгалантерея», «Минский комбинат хлебопродуктов», «Белхозторг», «Мебельстройматериалы» и т.д. Частникам среди них места не нашлось.

Вопрос о временном расширении сферы использования иностранной валюты при расчетах с физическими лицами на территории республики, предусмотренный Планом, уже решен письмом Нацбанка от 27.12.2010 № 31-14/346 (см. ЭГ № 39, с.2). Долларизация экономики возобновилась: только за валюту уже заправляют топливом на пограничных АЗС, отдельным письмом Нацбанк разрешил продавать за валюту новые автомобили физическим лицам. Кроме того, должен быть разработан проект указа, предоставляющий возможность уплаты налогов, сборов (пошлин) в иностранной валюте.

Валютный рынок

Еще более эффективной мерой по извлечению иностранных денег у их обладателей должна стать отмена льгот при обязательной продаже валютной выручки. Сегодня их имеют предприятия с иностранными инвестициями, резиденты СЭЗ, а также ряд предприятий в индивидуальном порядке — по решению главы государства. Кто из них лишится столь значимой сегодня преференции пока неясно. Учитывая, что реально в распоряжение Нацбанка сейчас поступает не более 20% валютной выручки экспортеров, такая мера может увеличить предложение валюты в 1,5 раза. Это, согласно плану расширит доступ субъектов хозяйствования к приобретению иностранной валюты для обслуживания своих внешних корпоративных долгов. Осталось лишь дождаться соответствующего указу Президента, который должен быть подготовлен до 15 июня.

Запланировано также минимизировать влияние курсовых разниц на финансовое состояние организаций (см.с.2).

Ценовые диспропорции и рост цен на импорт

План предусматривает индексацию тарифов на электро- и тепловую энергию для юридических лиц и ИП. Уже в ближайшее время для субъектов хозяйствования стоимость электроэнергии повысится на 60%. А ведь впереди еще отопительный сезон...

Под оптимизацией розничных цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, в целях устранения диспаритета цен с сопредельными государствами скрывается банальное повышение цен на бензин и дизтопливо, которое стало проводиться с печальной регулярностью. Видимо того же приходится ожидать от «уточнения» тарифов на услуги городского транспорта, пригородных автоперевозок, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, на услуги связи. Часть из них уже «уточнена», процентов на 50 и выше, остальные – на очереди.

Обеспечение к концу 2011 года 30-процентного уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг (нынешних 20%) с увеличением соответствующих тарифов в два этапа, добавит немало «веса» жировкам — плата должна повыситься в 1,5 раза. Если же ЖКХ захочет вернуть себе долларовый эквивалент своих затрат, то тарифы вырастут в 2,5 раза. Тут уж компенсация потребуется многим.

Экспорт

Решить финансовые проблемы страны и населения можно лишь, увеличивая свои заработки – общие и личные. Но почему-то меры по наращиванию экспорта выглядят не слишком убедительно. Сделать это предлагается за счет увеличения объемов производства на базе роста производительности труда, числа рабочих смен и численности занятых (создание новых рабочих мест). Остается выяснить, где взять сырье для обеспечения трехсменки, как увеличить производительность труда при нехватке средств на новые технологии и стимулирования персонала. К тому же, наращивая объемы, нужно быть уверенным в наличии спроса на внешних рынках. Видимо, эти проблемы решат предусмотренные планом предложения по расширению функций Банка развития в части экспортно-импортного кредитования, а также создание в министерствах и концернах, облисполкомах и Мингорисполкомах отделов стратегического планирования экспортной деятельности – в пределах имеющейся численности. Так что бизнес вскоре ждут дополнительные указания – по части роста экспорта.

Весьма любопытно, что этой же цели должно служить установление контроля за продажами товаров белорусского производства непосредственно организациями-производителями в целях продвижения товаров в национальной розничной сети на основе мерчендайзинга. До сих пор под этим красивым словом понималась методику продажи товара в рознице, включая способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами и ценообразование. У наших властей давно были претензии к торговым сетям, которые не уделяют должного внимания продвижению отечественных товаров, да еще и требуют от производителей скидки или дополнительную плату за «место на полке». Но нормативной базы, чтобы прижать за это, как следует, до сих пор не было. Теперь можно ожидать, что сей пробел будет восполнен. Правда административно-маркетинговые ухищрения не стоит переоценивать: граждане любимый товар (если он есть в наличии) всегда найдут, как ни задвигай его в дальний угол.

С другой стороны, постановлением № 662 на облисполкомы и Мингорисполком возложена ответственность за насыщение потребительского рынка отечественными товарами. Таким образом, можно ожидать, что проверки ассортимента в магазинах, подобно недавно организованным в Минске, станут повседневной практикой. Помог ли почин столичных властей, или рынок сам нащупал ценовое «дно», сказать трудно. Но потребитель радуется уже тому, что цены несколько «притихли», а кое-где и откатились назад.

Кроме того, постановление № 662 поручает министерствам, ведомствам и исполкомам разъяснять на местах текущую ситуацию и меры, принимаемые по обеспечению социальной защиты населения. Люди должны понимать, что их защищают.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях