$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАН ГОНИТСЯ ЗА ПРОГНОЗОМ, А ГОД УХОДИТ МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ©

20.04.2012

Постановлением Совмина и Нацбанка от 12.04.2012 № 328/29 утвержден план совместных действий по достижению прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год. Поскольку более трех месяцев этого года уже прошло, часть мер выглядит несколько запоздавшей. Можно было бы подумать, что это документ для очередной «галочки», а не для практического применения. Однако некоторые пункты, когда бы они ни были воплощены в жизнь, серьезно скажутся на ведении бизнеса в Беларуси.

Логичным продолжением политики экономии является ограничение в 2012 г. чистого прироста кредитования государственных программ за счет ранее накопленных остатков бюджетных средств. В то же время пункт 8 плана предусматривает обеспечение финансирования госпрограмм с участием ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также привлечение к их финансированию банков на конкурсной и добровольной основе.

Странно для середины апреля выглядят планы усовершенствовать механизм взимания НДС путем оптимизации порядка применения налоговых вычетов, а также размеры ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Это следовало сделать еще полгода назад при подготовке изменений в Налоговый кодекс. Только теперь Совмин ждет предложений по изменению подходов к определению налогооблагаемой базы по налогу на недвижимость с учетом развития рынка недвижимости. Если речь идет о взимании налога не с остаточной, а с рыночной стоимости объектов, то плательщиков ждут неприятные сюрпризы. Еще одна задача — оптимизация налоговых льгот и сокращение их количества. При этом Минфину, МНС и ГТК поручается подготовить информационный отчет, содержащий методику количественной оценки налоговых льгот и расходов, которая должна быть учтена при подготовке проекта закона о бюджете на 2013 г.

УДЕРЖАТЬ ИНФЛЯЦИЮ в заданных рамках (19–22%), помимо мониторинга инфляционных процессов и монетарных мер, должен контроль за изменением цен на продукцию подведомственных предприятий, имеющую импортную составляющую. Ситуацию в этой сфере планируется регулярно рассматривать на заседаниях коллегий облисполкомов и оперативно «принимать меры по необоснованному росту цен (тарифов)». Заметим, что с принятием Указа № 72 законных методов административного влияния на цены у чиновников осталось не так много. Однако пункт 14 плана обязывает Минэкономики вместе с министерствами и ведомствами в течение года анализировать применяемые способы ценового регулирования и оперативно их пересматривать, чтобы не допустить роста цен сверх прогнозных параметров. Кроме того, планируется упорядочить регулируемые цены (тарифы), чтобы устранить ценовые диспропорции, сократить перекрестное и бюджетное субсидирование с учетом роста доходов населения и ценовой ситуации, обеспечить бесперебойную поставку социально значимых товаров на внутренний рынок, обсудить предложения о снижении предельных оптовых и торговых надбавок на лекарства, а также ввести ограничения при формировании импортерами отпускных цен на социально значимые товары. Заодно власти собираются рассмотреть вопрос о целесообразности дооценки товаров в оптовой и розничной торговле. Учитывая, что нормативная база в этой сфере (постановления Совмина от 4.07.2001 № 989 и Кабинета Министров от 17.07.1995 № 375) безнадежно устарела, самое время ее обновить.

Не оставлены без внимания и проблемы монополизма, которые многие специалисты считают одной из главных причин роста цен. Правда, внести предложения о создании независимого антимонопольного органа запланировано в уже прошедшем I квартале, а принять правовой акт, регламентирующий проведение проверок за соблюдением антимонопольного законодательства, — до 15 апреля.

Интересное новшество — проведение в течение года закупочных и товарных интервенций (при необходимости) в целях насыщения внутреннего потребительского рынка товаров и услуг по приемлемым ценам. Обычно такие мероприятия планируются загодя, поскольку требуют резервирования бюджетных средств и товаров. По-видимому, авторы плана надеются изыскать то и другое по мере необходимости.

ЧАСТЬ ПЛАНА, посвященная инновациям, больше похожа на дань моде. Вероятно, не вредно в очередной раз поговорить о нанотехнологиях, технопарках, создании условий для появления в республике венчурных фондов (предложения должны быть внесены в декабре), о доработке проекта Закона ”О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь“ и Указа ”О некоторых мерах по стимулированию инновационной активности и коммерциализации перспективных объектов промышленной собственности“. С принятием этих документов в республике появятся новые для нас инструменты финансирования инновационной деятельности на безвозвратной основе – инновационные ваучеры и гранты на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности. Стимулом для творческой мысли должна также стать внесение изменений в Указ от 31.08.2009 № 432, предусматривающих закрепление за негосударственной организацией – исполнителем НИОК(Т)Р, вложившей в них не менее 50% собственных средств, права приобретения на возмездной основе части имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, обладателем которой является госзаказчик.

Государство намерено оказать организационно-информационную поддержку стартап-движения в Беларуси, включая развертывание сети стартап-школ и проведение регулярных интерактивных конкурсов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов. Как на них будет возлагаться такая обязанность, не уточняется.

Заметим, что льгота по налогу на прибыль от реализации инновационных товаров (подп. 1.13-2 ст.140 НК) введена еще с 1 января, но из-за отсутствия утвержденного Совмином перечня до сих пор не применяется. Согласно плану его собираются сформировать в течение года. Видимо дело с инновациями все-таки не слишком срочное.

ОТСТАЮТ от календаря сроки реализации мер инвестиционной политики. Так, доработка проекта Указа Президента ”О Китайско-Белорусском индустриальном парке“ и его согласование с китайской стороной запланированы на I квартал, а подготовка проекта перечня важнейших инвестпроектов на 2012 г. – до 1 апреля. В течение года власти намерены на системной основе опрашивать организации с иностранными инвестициями и разрабатывать предложения об улучшении инвестклимата, организовать продажу дополнительно выпущенных акций под ОАО, созданные в процессе приватизации, а также выполнить планы приватизации и акционирования на 2012 г. Учитывая, что в прошлые годы эти планы систематически срывались, теперь нужно ждать прорыва.

Для создания новых производств на местных ресурсах с высокой добавленной стоимостью, запланировано внести предложения о создании организаций с зарубежным капиталом, в т.ч. транснациональных компаний, по выпуску новых видов продукции с участием иностранных инвесторов, исходя из установленных заданий по привлечению ПИИ на год, а также привлечь компании для организации в Беларуси производства товаров мировых брендов. Хочется надеяться, что власти знают, чем соблазнить ТНК – обладателей этих брендов поучаствовать в реализации этих планов. До сих пор это не слишком удавалось.

Обеспечению положительного сальдо внешней торговли должно способствовать внесение изменений в постановление Совмина и Нацбанка от 5.11.2011 № 1483/22 ”Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций“ (что уже сделано постановлением от 11.04.2012 № 327/8). Решение других задач этого блока — увеличение экспорта белорусской техники на условиях лизинга, в т.ч. в Азию, Африку и Южную Америку, а также организация за рубежом центров сервисного обслуживания этой техники займет гораздо больше времени.

Особое внимание Совмин и Нацбанк намерены уделить обеспечению социальной стабильности в республике. Для этого решено проанализировать состояние госпредприятий-банкротов и решить, что с ними делать: попытаться провести санацию, реорганизовать, ликвидировать или приватизировать. Решено создать стимулы развития корпоративного добровольного пенсионного и медицинского страхования, усовершенствовать условия оплаты труда руководителей госпредприятий, пересмотреть тарифную ставку 1-го разряда бюджетников - с учетом обязательств в рамках соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Заметим, что по последним данным ставка 1 разряду будет повышена на 5% с 1 мая. А вот очередной транш фонда опять задерживается, несмотря на уверения наших властей о неукоснительном выполнении всех договоренностей.

Запланировано также усовершенствовать порядок осуществления долевого строительства жилья и защиту интересов дольщиков буде путем повышения ответственности застройщика в случае нарушения условий договора. Впрочем, если стоимость строительства будет расти, то выполнить свои обязательства без помощи государства они все равно не смогут.

САМОЕ СКРОМНОЕ МЕСТО в плане занимают вопросы активизации предпринимательства и деловой инициативы. Конечно, открытые электронные торги неиспользуемого госимущества и земли, проект Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 – 2015 годы, лишение лицензий только через суд и превращение госорганизаций, имеющих неиспользуемые производственные площади, в бизнес-инкубаторы, единая система льгот и преференций для сельских предпринимателей – это прекрасно. Но у частного бизнеса есть еще много проблем и пожеланий, которые можно было бы добавить к этому списку.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях