$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАН ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ©

15.04.2014

В мае 2014 г. президенты Беларуси, Казахстана и России намерены подписать договор о создании с 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который представляется как очередной этап интеграции трех стран. Важное место в этом документе занимает унификация финансовой сферы — банковской и страховой деятельности, а также рынка ценных бумаг. При этом авторы договора настаивают на создании наднациональных регулирующих органов в этих областях, несмотря на то что многие вопросы останутся в ведении законодательства каждой из стран-участниц.

Проект этого документа размещен на сайте Минэкономразвития для публичного обсуждения. Его своеобразной презентацией стал проведенный в марте в Москве форум «Интеграция финансовых рынков стран Единого экономического пространства: стратегия и тактика», на котором были объявлены приоритетные задачи финансовой интеграции. Среди них ускорение процесса гармонизации законодательства стран ЕЭП с целью обеспечения единой финансовой конкурентной среды, включая взаимное признание лицензий финансовых посредников, к 2019–2020 гг., допуск филиалов банков и финансовых организаций по всей территории ЕЭП, а также изучение вопроса о возможности формирования интегрированной платежной системы в рамках ЕЭП с целью снижения рисков осуществления платежно-расчетных операций. Последнее выглядит сегодня особенно актуально для России в преддверии усиления санкций со стороны Запада, прежде всего в финансовой сфере.

Договор предполагает поэтапное создание общего страхового рынка государств — членов ЕЭП, что также возможно лишь после осуществления гармонизации или унификации законодательства государств — участников ЕЭП в страховой сфере. Между тем пока здесь немало барьеров, задерживающих взаимное проникновение страховых компаний на рынки стран-участниц.

Поэтому предлагается активизировать взаимодействие страховых секторов трех стран, привлечь представителей страхового бизнес-сообщества к работе над планом гармонизации («Дорожная карта») законодательств в этой сфере, выработать стратегию поэтапного признания полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств Беларуси, Казахстана и России. Учитывая различия в тарифах, а также участие Беларуси и РФ в международной системе страхования «Зеленая карта», создание эффективного механизма для работы страховых компаний членов ЕЭП могло бы стать одним из первых направлений гармонизации. Кроме того, предлагается изучить опыт агрострахования и синхронизировать имеющиеся модели, создать «дорожную карту» по развитию и углублению интеграции трансграничного перестрахования государств — участников ЕЭП, что, в частности, требует снятия барьеров в части налогового режима и регулятивных ограничений. Еще одна задача — обеспечение прозрачного и эффективного информационного обмена и раскрытия информации, создание интегрированных решений по использованию статистических данных в целях страхования.

Создание единого экономического пространства предполагает снятие всех барьеров, препятствующих полноценному функционированию филиалов финансовых учреждений на территории стран-участниц. Заметим, что в приложениях к проекту договора только в страховании законодательством Беларуси предусмотрено 6 ограничений по сравнению с нормами проекта, Казахстана — 15. России — 8.

Кроме того, одним из важнейших вопросов авторы проекта считают создание наднационального органа по регулированию финансового рынка. Поэтапное формирование такого органа предполагается начать с 2020 г., установив для каждого этапа свой круг делегируемых полномочий по мере разворачивания процесса гармонизации законодательства. При этом декларируется использование лучшего мирового опыта решения задач по формированию единых рынков.

РАЗУМЕЕТСЯ, составными элементами интеграции финансовых рынков стран ТС и ЕЭП должна стать защита интересов потребителей финансовых услуг во взаимосвязи с повышением финансовой грамотности населения, что обеспечивает равные условия доступа граждан к качественным финансовым услугам. Поэтому признано целесообразным обеспечить под эгидой Комиссии ЕЭК межгосударственную координацию в рамках ТС и ЕЭП, проведение работы по передаче опыта деятельности по защите интересов потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности населения. Конечным итогом данной работы представляется выход в рамках ЕЭП на определенные стандарты по таким направлениям, как требования к качеству финансовых продуктов и услуг, требования к квалификации специалистов финансового рынка, базовый уровень финансовой грамотности населения и методики ее повышения для различных категорий граждан. Представляется целесообразным формирование единого информационного банка данных по вопросам защиты интересов потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности.

В проекте договора планы создания интегрированной платежной системы прямо не предусматривались. Однако теперь эта тема стала чрезвычайно актуальной в России в связи с угрозой санкций, а потому в ближайшем будущем этот вопрос неизбежно распространится на всех союзников.

ОСОБОЕ место в общем финансовом рынке занимают планы выработки «дорожной карты» по гармонизации законодательства, регулирующего факторинговую деятельность. За основу процесса гармонизации гражданского, банковского и валютного законодательства стран — участниц Договора о ЕАЭС здесь предлагается принять Конвенцию УНИДРУА по международным факторинговым операциям. В этой сфере перед Нацбанком Беларуси могут возникнуть такие задачи, как снижение норм резервирования, установленных для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих операции открытого экспортного факторинга, если контрагентом клиента (дебитором) является нерезидент, приведя их в соответствие с аналогичными нормами резервирования, применяемыми странами — участниками Евразийского экономического союза. Также потребуется внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее проведение расчетов между субъектами валютных операций — резидентами РБ, в части разрешения расчетов в иностранной валюте по денежным требованиям, если последние были уступлены нерезидентом банку или небанковской кредитно-финансовой организации без необходимости получения специального разрешения. В свою очередь, национальным объединениям участников рынка факторинга стран — участниц Договора о Евразийском экономическом союзе в режиме диалога с национальными регуляторами и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) предстоит выработать единые принципы и подходы к регулированию банковских факторинговых операций в союзе, обеспечить на постоянной основе обмен информацией о развитии национальных рынков факторинга с ЕЭК.

С формированием единого финансового рынка неразрывно связано принятие мер по борьбе с незаконным вывозом капиталов, противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Масштаб оттока капиталов из государств — членов ТС и ЕЭП в последнее время растет, причем во многом с использованием схем, обусловленных отсутствием таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между тремя странами. Поэтому в ЕЭК озабочены созданием комплекса мер по организации альтернативных механизмов контроля перемещения между нашими странами товаров и пресечения незаконного вывоза капитала. В целях решения этой задачи планируется построить интегрированную информационную систему, в рамках которой будет осуществляться взаимодействие сторон между банками (обмен информацией о зарегистрированных импортерами и экспортерами контрактах), между таможенными органами (обмен сведениями о поданных статдекларациях) и между налоговыми органами по уплате импортерами НДС. Это потребует унификации аккумулируемой банками информации о внешнеэкономических контрактах субъектов хозяйствования и порядка заполнения статистических деклараций, а также внутригосударственного обмена указанными сведениями. Одновременно планируется активизировать работу по подготовке проекта Соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза на основе Рекомендаций ФАТФ.

РЕАЛИЗАЦИЯ этих планов потребует немало времени. Например, только согласование требований по гармонизации своего законодательства в финансовой сфере в части терминологии, требований к эмитентам и листингу ценных бумаг, к раскрытию информации на фондовом рынке запланировано до 31 декабря 2015 г. Затем, 2 года спустя будут согласования требования по гармонизации лицензионных требований к участникам финансового рынка, обеспечение возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов стран-членов на территории Союза при условии регистрации эмиссии регулирующим органом государства регистрации эмитента. Одновременно нужно определиться с требованиями к участникам финансового рынка, их работникам, пруденциальными нормативами, порядком раскрытия информации, правилами противодействия легализации преступных доходов. Еще 2 года нужны для гармонизации законодательства в сфере надзора за участниками финансового рынка, в т.ч. по ликвидации, применению санкций и иных мер воздействия за нарушения. На этом этапе также планируется определиться с требованиями к бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе МСФО и проведению аудита на основе международных стандартов аудита. Таким образом, гармонизация законодательства стран — участниц ЕАЭС должна завершиться к 1 января 2020 г. Впрочем, тут имеется важная оговорка: гармонизация конкретных требований к осуществлению деятельности на финансовом рынке государств-членов должна осуществляться при условии, что сохраняющиеся различия не будут препятствовать эффективному функционированию единого финансового рынка Союза. Таким образом, любые расхождения в национальном законодательстве сохранят право на жизнь при условии, что не будут мешать союзной интеграции. Следовательно, придется поступаться местными интересами ради общей цели. Остается определиться с ее выбором — чтобы не оказалось, что главная цель — соблюдение интересов российских банков и корпораций, поскольку именно они являются самыми крупными в границах Евразийского союза.
 
Константин Алехин

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях