$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАН ДЕЛИТСЯ НА РЕАЛЬНОСТЬ©

25.10.2013

На очередном заседании Президиума Совмина названы новые цифры прогноза социально-экономического развития республики на следующий год. Они разительно отличаются от предыдущих вариантов и ближе к оценкам международных организаций и независимых экспертов, а также, скорее всего, — и к реальности.

Прежние параметры прогноза развития экономики и формирования бюджета, разработанные в конце августа, признаны не соответствующими текущему положению дел. ВВП и другие показатели растут не так, как ожидалось, ситуация на внешних рынках меняется. А потому теперь, по расчетам Минэкономики, в 2014 г. можно надеяться на рост ВВП в размере всего лишь 2,4%, а не 5,7%, как планировалось всего 2 месяца назад. Пересмотрен на следующий год и уровень инфляции до 14,5%, что, как сообщил министр экономики Николай Снопков, обусловлено реализацией задач по сокращению перекрестного и бюджетного субсидирования и повышения уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги до 50%, а также ростом цен на транспорт. В то же время темп роста зарплаты не должен превышать темпа роста производительности труда (по прогнозу, 104% против 106%). В результате номинальная среднемесячная заработная плата, по словам министра экономики, может достичь 628 USD в эквиваленте. С учетом обещанного роста цен и тарифов ЖКХ это, пожалуй, немного. Кроме того, в проекте указа на 2014 год устанавливается показатель по привлечению прямых иностранных инвестиций (в размере 2,4 млрд. USD), что позволит в будущем году создать новые производства и не менее 47 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. ПИИ останутся основным показателем для органов госуправления и облисполкомов. Однако вряд ли чиновники смогут существенно повлиять на настроения инвесторов, если те не увидят, каким образом вложения в белорусскую экономику обеспечат им приемлемую доходность при допустимых рисках.

Глава Минэкономики полагает, что прогноз на 2014 год предполагает учет ошибок прошлых лет. При этом ставится задача нивелировать сложившиеся дисбалансы. Предлагается также максимально сократить перечень прогнозных показателей, чтобы сконцентрировать действия госорганов на достижении важнейших параметров. Их перечень будет минимальным, ориентирующим на стимулирование модернизации производств, рост добавленной стоимости, наращивание экспорта и привлечение прямых иностранных инвестиций, а на региональном уровне — валовой региональный продукт, рост реальных денежных доходов, прямые иностранные инвестиции и ввод жилья.

НОВЫЙ прогноз Н.Снопков назвал консервативным. Впрочем, Всемирный банк (ВБ) дал на этой неделе еще более пессимистичную оценку будущего нашей экономики в ближайшие 2 года, если не будут начаты серьезные структурные реформы. Так, ВБ ожидает, что в 2013 г. рост реального ВВП республики замедлится до 1%, что является отражением ситуации на внешних рынках и сдерживанием внутреннего спроса для сохранения макроэкономической стабильности, в 2014 г. ускорится всего до 1,5%, а в 2015-м — до двух, причем дисбалансы в экономике сохранятся. Всемирный банк прогнозирует также высокий уровень инфляции в связи с запланированным ростом тарифов ЖКХ и обесцениванием белорусского рубля, увеличением дефицита счета текущих операций до 8,9% ВВП в 2013 г., а затем его снижением до 8,1% в 2014-м в результате сокращения внутреннего спроса. Валовые потребности во внешнем финансировании (исключая краткосрочный долг), растущие ввиду значительных обязательств по погашению долгосрочного внешнего долга (включая МВФ), возрастут до 8 млрд. USD, что окажет давление на устойчивость платежного баланса. Учитывая более низкий, чем ожидалось, приток прямых иностранных инвестиций, выполнение данных обязательств будет сопряжено с серьезными трудностями для экономики, в особенности в условиях сжатия ликвидности на мировых финансовых рынках. В связи с тем, что слабые показатели экономической деятельности будут продолжать оказывать негативное влияние на доходы бюджета, ожидается незначительный бюджетный дефицит, говорится в экономическом обзоре ВБ.

КОРРЕКТИРОВКА прогноза на 2014 год производилась исходя из соразмерности финансовых возможностей с потребностями экономики в будущем году. Впрочем, потребности иногда растут явно непропорционально возможностям. Так, премьер-министр Михаил Мясникович напомнил, что при обсуждении на расширенном заседании Совета Министров подходов, представленных Минфином, Минэкономики и Нацбанком, были высказаны определенные замечания и предложения, направленные в первую очередь на то, чтобы «стимулировать развитие реального сектора экономики и поддержать экспортную конкурентность». Согласившись с общими подходами формирования бюджета на 2014 год, глава правительства заявил, что в будущем году необходимо резкое снижение ставки рефинансирования. Так что финансистам придется подумать, как это требование будет сочетаться с необходимостью поддерживать высокие ставки процентов по депозитам, чтобы не допустить оттока средств населения из банков. С другой стороны, содержание предприятий на «голодном кредитном пайке» усугубляет стагнацию экономики, делая ее неконкурентоспособной.

«В течение десятилетия основу доходов от экспорта Беларусь получала от трех отраслей: нефтепереработки и нефтехимии, калия, черной металлургии. Именно они формировали до 48% экспортных потоков. Максимум был в 2012 году, — признал Н.Снопков. — Именно их искажающее влияние на общий экспорт ощущается сегодня». Наращивание поставок за рубеж по-прежнему считается главным фактором роста экономики страны. Темп роста экспорта товаров и услуг в 2014 г. должен составить 107,2%, в т.ч. в Россию — 110%. Учитывая, что по итогам 9 месяцев т.г. наблюдается спад экспорта как в целом, так и по многим ключевым его позициям, задача ставится непростая. По словам главы Минэкономики, для достижения уровня 2012 года экспорт в прочие страны (кроме России и Евросоюза) должен быть обеспечен за счет 100-процентной загрузки мощностей предприятий по производству сельхозмашин, тракторов, автомобилей, автобусов, цемента, шин, свинины, сахара, обуви. Но на сей раз добиваться этого предлагается прежде всего за счет повышения конкурентоспособности продукции и использования финансовых инструментов. Пока можно лишь гадать, что стоит за этим лозунгом: активное внедрение скидок, лизинга, экспортного страхования и кредитования, товарных фьючерсов, оригинальные комбинации моделей Курно, Бертрана, Форхаймера и Штакельберга или проверенная схема девальвации, дающая пусть недолгое, но явное преимущество экспортерам? В пользу последнего варианта говорит и то, что сегодня многие развивающиеся страны вольно или невольно ослабляют свои валюты, что позволяет им стимулировать свой экспорт и ограничивать импорт. По этому пути идет и Россия: с начала года российский рубль подешевел на 2,1%, а в 2014-м, по прогнозам, девальвируется еще на 1,1–2,2%, что прямо отразится на рентабельности отечественного экспорта. Правда, в плане совместных действий Совмина и Нацбанка декларируется реализация гибкой ценовой политики, применение системы скидок к отпускным ценам, проведение уценки товаров на основании конъюнктуры внешних рынков. Разумеется, единовременная уценка готовой продукции позволила бы изрядно разгрузить склады. Но готовы ли власти и предприятия пойти на такой шаг, сулящий признание огромных убытков? Если же «гибко» продавать продукцию по сниженным ценам, то как потом объясняться с контролирующими органами, традиционно усматривающими в таких маркетинговых ходах ущерб для государства?

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ отметим, что в ближайшее время проекты бюджета и прогнозов социально-экономического развития на 2014 год еще будут дорабатываться. При этом неизвестно, сочтут ли новые цифры достаточными для обеспечения развития экономики страны в том направлении, в котором она двигалась до сих пор. Минимальный рост ВВП заставит власти распрощаться со многими планами, особенно в социальной сфере, и пересмотреть ряд проектов, в т.ч. в строительстве и АПК. Но для части предприятий и населения утрата привычных преференций и патерналистских условий существования окажется весьма болезненной и способна вызвать напряженность в обществе.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях