$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЛАН БОРЬБЫ С ДИСБАЛАНСАМИ©

18.10.2013

Чиновники ведущих экономических ведомств и Аппарата Совмина представили в понедельник журналистам План совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики, утвержденный постановлением Совмина и Нацбанка от 10.10.2013 № 895/15.

Этот документ призван координировать макроэкономическую политику властей до конца текущего года и в 2014-м, заявил первый заместитель руководителя Аппарата Совмина Александр Заборовский. Главная задача — обеспечить соответствие внутреннего спроса ресурсным возможностям экономики, гибкость и предсказуемость экономической политики в краткосрочном периоде.

Бюджет

без минусов

Меры, предусмотренные планом, должны ликвидировать отклонения от расчетных показателей в бюджетной политике, не прибегая к эмиссии. После оптимизации госбюджета будут полностью профинансированы все социальные и защищенные расходы, включая зарплаты бюджетникам, обязательства по внутреннему и внешнему госдолгу. Будет обеспечена умеренная жесткость денежно-кредитной политики. До конца года кредитование экономики должно составлять не более 30 трлн. Br в месяц, а в 2014-м прирост требований банков к экономике на чистой основе не должен превысить 52 трлн. Br (общий объем валовой выдачи кредитов — 406 трлн.). Процентная политика будет направлена на рост депозитов населения, а также на достижение по итогам года целевого уровня инфляции. Четко будут сбалансированы источники финансирования в IV квартале программ строительства и АПК. Без снижения ЗВР предусмотрено провести выплаты по внешнему госдолгу и сбалансировать валютные обязательства правительства и Нацбанка.

Параллельно должно улучшиться управление экономикой и социально-экономическим планированием. До начала 2014 г. будет утвержден финансовый план, где по всем госпрограммам и мероприятиям увязываются кредитные и собственные источники, направления их использования. Вводится понятие «государственная программа кредитования», чтобы четко администрировать эффективность госфинансирования. Для исключения валютных рисков будут установлены предельные уровни заимствования валютных средств госпредприятиями. Все это должно замедлить вышедший за допустимые рамки рост кредитования национальной экономики и повысить эффективность используемых кредитов.

Сокращение внешней торговли, в частности, проблема экспорта калийных удобрений и прибыльности предприятий, существенно сказались на состоянии доходов бюджета, счета текущих операций и ЗВР. Потери бюджета в этом году оцениваются примерно в 17 трлн. Br. Высокая стоимость и структура заимствований повлекли дополнительные существенные расходы на субсидирование процентных ставок в рамках госпрограмм. Это вызвано состоянием предприятий, трудностями сбыта продукции на внешних и внутреннем рынках. Без внешнего притока ресурсов предприятия вынуждены брать кредиты на реализацию своих инвестиционных программ, но сделать это без субсидий государства многие из них не в состоянии. Чтобы сохранить баланс, власти придется ограничивать расходы бюджета, признал заместитель министра финансов Максим Ермолович. В 2013 г. дефицит бюджета сектора госуправления (включая ФСЗН) должен составить 0,8% ВВП. В первую очередь ограничения коснутся республиканского уровня. Ужесточение кредитования создаст дополнительные проблемы в экономике, и в первую очередь в строительном секторе. Поэтому план предусматривает разработку на 2014 г. увязанного по объемам и источникам плана финансирования государственных программ и мероприятий, системы контроля за его выполнением, определение объемов их финансирования (жилищное строительство, АПК, дорожное хозяйство) по источникам во взаимоувязке с возможностями бюджета и банковской системы на IV квартал 2013 г. Придется оптимизировать и сократить расходы бюджета на 2013 г., включая субвенции и дотации регионам, на общую сумму до 16 трлн. Br.

Состояние платежного баланса страны требует проведения жесткой денежно-кредитной политики, поскольку приток прямых иностранных инвестиций остается недостаточным, что неблагоприятно сказывается на обменном курсе и объемах ЗВР. Решить проблему за счет очередной девальвации не удастся: мы уже имели возможность убедиться, что этот инструмент дает лишь краткосрочный положительный эффект во внешней торговле, который нивелируется высокой инфляцией и снижением уровня жизни населения. Поэтому теперь с макроэкономическими дисбалансами решено бороться путем сдерживания внутреннего спроса.

Одновременно власти намерены продолжить наращивание внешних и внутренних заимствований. Планируется выпустить валютные гособлигации еще на 500 млн. USD, привлечь средства Антикризисного фонда ЕврАзЭС, возобновить сотрудничество с МВФ. По-видимому, в качестве основы для этого фонду будет представлен данный план. Интересно, что власти республики надеются, что новая программа с МВФ не будет включать традиционно применяемый фондом инструментарий. Иными словами, мы надеемся получить деньги МВФ, обещая улучшить экономический потенциал страны за счет повышения конкурентоспособности реального сектора, не беря на себя обязательства, которые не были выполнены после получения прошлого кредита.

С миру по нитке

Оптимизация расходов бюджета не исключает поиска дополнительных доходов. Здесь план содержит обширный инструментарий: от изъятия в бюджет части чистой прибыли отдельных высокорентабельных госпредприятий по итогам I полугодия т.г. (что уже сделано постановлением Совмина от 11.10.2013 № 900) и упрощения процедуры реализации земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и размещение производственных объектов, что должно принести казне 500 млрд. Br, до ряда мер в налоговой сфере. Так, планируется принять меры по взысканию задолженности по налогам и ее сокращению на 1.01.2014 г. не менее чем вдвое по сравнению с 1.08.2013 г., обеспечению полноты и своевременности уплаты текущих платежей в бюджет. В 2014 г. будут проиндексированы ставки акцизов не менее чем на 10% на автомобильное топливо и не менее чем на 20% по остальным группам товаров. Налогоплательщиков ждет немало перемен. Среди них рассмотрение вопроса о введении единого налога на имущество и о переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, сокращение состава налоговых льгот и совершенствование механизма взимания ряда налогов. В долгосрочной перспективе налоговую нагрузку обещают снижать соразмерно снижению госрасходов. Однако пока на это рассчитывать не приходится.

Особый вопрос — исправление положения с экспортом. Здесь план включает ряд мер, направленных на поддержку экспортеров, а также на укрепление дисциплины среди участников ВЭД. В первом блоке — обеспечение обязательного участия белорусских организаций в электронных торгах в рамках закупок по российским федеральным и иным государственным программам, заключение экспортных контрактов с использованием льготного экспортного кредитования на поставки белорусской продукции за рубеж и утверждение исчерпывающего перечня документов, представляемых экспортером (лизингодателем), для заключения договора страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Второй блок предполагает реализацию гибкой ценовой политики, применение системы скидок к отпускным ценам, проведение уценки товаров на основании конъюнктуры внешних рынков в целях разгрузки складов и экспорта подчиненными организациями в соответствии с установленными республиканским органам госуправления заданиями, а также проведение дополнительных мероприятий, обеспечивающих возврат валютной выручки в страну (дебиторской задолженности).

Планируется отменить не давший ожидаемых результатов единый торговый сбор при реализации индивидуальными предпринимателями за пределами республики белорусских товаров. Чтобы найти новые пути для решения проблем в этой сфере, власти создают рабочие группы по изучению мирового опыта во внешнеэкономической деятельности, по сокращению складских запасов, обеспечению эффективности продаж и снижению задолженности за поставленную продукцию.

Главный вопрос любой революции

Правительство надеется найти новые факторы экономического роста, ориентируясь на мировой опыт. В ближайшее время запланированы консультации со Всемирным банком, Еврокомиссией, ОЭСР, рассказал заместитель министра экономики Дмитрий Голухов. До конца года в парламент должны поступить проекты законов об индикативном планировании, инвестиционных фондах, страховании, секъюритизации, государственно-частном партнерстве, об антимонопольном регулировании. Заметим, что эти проекты давно разрабатываются и обсуждаются, но, по-видимому, окончательная уверенность в их необходимости появилась лишь теперь. В придачу нужно найти пути повышения эффективности распределения ресурсов, снижения барьеров на рынках капитала, труда, товаров и услуг.

Значительное место в плане отведено вопросам собственности и госрегулирования. Предполагается определиться с ролью государства в экономике, определить максимальную долю госсектора и стратегию ее оптимизации, разработать концепцию управления госсобственностью, определиться с показателями, доводимыми госпредприятиям, с системой мотивации, выстроить систему корпоративного управления, отвечающую мировым стандартам.

В числе предлагаемых мер — выработка секторального подхода к приватизации госимущества и систематизация предложений о его продаже в 2014–2016 гг., в первую очередь в отношении устойчиво неплатежеспособных и малых предприятий, а также предприятий с долей государства менее 25% и 50%. Планируется организация и проведение конкурса по приватизации объектов госсобственности стратегическими инвесторами в 2014 г. на сумму до 4,5 млрд. USD и внесение предложений главе государства по их результатам, передача Госкомимуществу права на реализацию неиспользуемого и неэффективно используемого госимущества по заявительному принципу на основании сформированного перечня по рыночной стоимости, продажа неконкурентоспособных, устойчиво неплатежеспособных организаций как имущественных комплексов за 1 базовую величину, организация постоянного биржевого предложения акций организаций, находящихся в госсобственности, обеспечивающих устойчивую прибыльную работу в течение 3 лет, подготовка крупных высоколиквидных ОАО к проведению в 2014–2015 гг. IPO на белорусском и зарубежных фондовых рынках, изменение порядка поступления в республиканский бюджет средств от продажи государственных пакетов акций и госимущества с резервированием части средств для финансирования подготовки объектов к приватизации. Кроме того, планируется ввести ответственность должностных лиц за затягивание принятия решений в отношении распоряжения госимуществом, необоснованный отказ в согласовании нормативных правовых актов.

Отдельный блок мер связан с повышением эффективности госуправления. Здесь предлагается переориентация целей и функций министерств и территориальных органов госуправления с развития подчиненных организаций на развитие территорий и видов экономической деятельности. Следующий этап административной реформы будет включать ликвидацию концернов и создание на их основе корпоративных структур, затем последует демонополизация экономики (энергетика, транспорт, связь, ЖКХ) и ряд других мер. Вновь повторяется идея создания на базе Минпрома Министерства промышленной политики РБ, наделенного функциями по выработке и проведению в республике промышленной политики и координации действий в рамках ЕЭП.

В целях совершенствования тарифной политики планируется создать единую антимонопольную систему, состоящую из центрального аппарата и его территориальных подразделений, не подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам. Таким образом, систему, порожденную Указом от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля», предлагается заменить на более эффективную. Также предстоит поэтапно сократить перекрестное и бюджетное субсидирование, одновременно усовершенствовав государственную систему адресной социальной помощи по результатам мониторинга эффективности ее функционирования.

Не забыты давно обсуждавшиеся вопросы развития негосударственного сектора, поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реформы рынка акций и ценных бумаг, создание законодательной базы, определяющей основы создания и функционирования новых институтов и инструментов фондового рынка. Вновь появилась идея разработки системы строительных сбережений, которую уже неоднократно и безуспешно пытались внедрить в Беларуси в прошлом.

Призывной возраст

В период реализации структурных преобразований в экономике ресурсы будут концентрироваться на социальных расходах, увеличатся лишь расходы, связанные с поддержкой населения, все остальные будут оптимизированы. Государство пытается, с одной стороны, сохранить имидж социального, а с другой — оптимизировать ставшие непосильным бременем расходы в этой сфере. Самый болезненный вопрос — пенсии. По сути, принятые в последнее время меры и прозвучавшие предложения свидетельствуют о неэффективности всей унаследованной от СССР системы социального обеспечения. Самым красноречивым свидетельством тому является раздел 11 плана, где говорится об унификации тарифов и взносов на соцстрах для работодателей, оптимизации перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСЗН, о совершенствовании профессионального социального страхования, но главное — о развитии накопительного уровня пенсионной системы и включении в основные направления развития пенсионной системы до 2025 г. вопроса о повышении пенсионного возраста. Таким образом, ключевые меры пенсионной реформы, давно предлагавшиеся независимыми специалистами и категорически отрицавшиеся чиновниками, неотвратимо возвращаются в повестку дня.

* * *

Многие пункты плана давно кочуют по различным программным документам, но до их реализации дело так и не доходило. Теперь же в постановлении № 895/15 предписано невыполнение плана рассматривать как грубое нарушение трудовой (исполнительской) дисциплины, влекущее за собой привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Впрочем, многие пункты предусматривают лишь подачу предложений и разработку проектов нормативных актов, причем зачастую только в 2014–2015 гг. Когда они будут реально воплощаться в жизнь и произойдет ли это вообще — из документа не видно. Но очевидно, что реализация ряда пунктов плана может существенно подвинуть республику к рыночной экономике — той самой, которая, как недавно было заявлено, нам пока не нужна.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях