Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пивовары берут реванш

Пивная отрасль страны в минувшем году пошла на подъем. И пока эксперты спорят над тем, не расхолаживают ли пивоваров меры по ограничению ("упорядочению") оборота импортного пива, производители планомерно наращивают выпуск продукции, реализуют задуманные инвестпроекты...
Пивная отрасль страны в минувшем году пошла на подъем. И пока эксперты спорят над тем, не расхолаживают ли пивоваров меры по ограничению ("упорядочению") оборота импортного пива, производители планомерно наращивают выпуск продукции, реализуют задуманные инвестпроекты.

Как это удается пивоварам, корреспондент "НЭГ" пытался выяснить у директора ОАО "Пивзавод Оливария" Николая ДУДКО:

-- Николай Аркадьевич, белорусских пивоваров впору поздравить -- за подъем в отрасли -- и пожалеть одновременно -- заслуга-то в этом целиком государства, которое нерыночными мерами протекционизма помогло...

-- Со стороны ситуация видится так, будто мы сами себе успех пролоббировали? На самом деле мы просто объяснили катастрофичность ситуации, и государство осознало необходимость поддержки. Однако уже сегодня поднимается вопрос об отмене протекционизма для пивной отрасли. Кто-то перепроизводства опасается. Но перепроизводство может наступить только после полного насыщения рынка, вытеснения иностранных компаний до уровня присутствия не более 5%.

Некорректно сбрасывать со счетов усилия самих предприятий, направленные на достижение успеха. Конечно, проект реконструкции "Криницы" реализован, прежде всего, благодаря поддержке государства... Но один проект -- еще не портрет отрасли. Как ни парадоксально, большинству предприятий помог опыт деятельности... российских компаний на нашем рынке. Проанализировав его, мы позаимствовали многие приемы ведения бизнеса, позиционной борьбы...

-- Как-то незаметно эта борьба протекает, пока пивоварам (как и другим изготовителям) выгоднее видеть источник ежедневных проблем в "сером" импорте и не замечать таких огрехов, как приобретение некачественного сырья, высокие издержки производства, другие...

-- Не стоит преуменьшать последствия теневого оборота импортного пива. По нашим оценкам, нелегальный оборот все еще значителен -- около 10 млн. дал (для сравнения, официальный -- 20 млн. дал). Другая значимая проблема в том, что белорусские заводы до сих пор не смогли завершить техперевооружение. Только три из них ("Криница", "Оливария", "Лидское пиво") к концу года способны это сделать, после чего смогут полноценно конкурировать с россиянами по качеству. Пока же у наших конкурентов много преимуществ: они работают на более высоком технологическом уровне.

Мы рассчитываем потеснить конкурентов в следующем году, когда с реконструкцией подтянутся еще несколько заводов, тогда внутренний пивной рынок получит дополнительный импульс к развитию.

Приобретать оборудование сегодня всем заводам удается только за счет кредитов, а вот финансировать строительно-монтажные и пусконаладочные работы большинство может из собственных средств. Мы, например, закупили варницу, эксплуатация которой полностью компьютеризована, а мощность в 4 раза превосходит ту, что используется. По расчетам, на имеющейся производственной площадке "Оливария" максимально может развить производство до уровня 7--8 млн. дал. К концу текущего года мы запланировали обеспечить выпуск 3 млн. дал против 2 млн. 350 тыс. в прошлом году, и еще значительный резерв для роста остается. Прошлым летом пришлось констатировать, что с учетом предъявленного спроса белорусского пива на рынке не хватало. А по прогнозам маркетологов, емкость внутреннего рынка пива в ближайшие три года вырастет вдвое.

-- Почему белорусские пивовары не предлагают напитки класса "премиум"?

-- Работа в этом сегменте требует другого уровня технологий и сырья. В отличие от российских коллег, у нас ни одному заводу не достает средств, чтобы варить такое пиво. Попытки изготовления обычного дорогого пива были: помните, марка "Пан хмелю", другие, что отличались в цене на 50%. Они продавались, но технологически белорусское пивоварение было не готово сделать такой продукт. С запуском нового оборудования мы планируем освоить выпуск пива такого класса. Не думаю, что возникнут проблемы с ценообразованием.

-- Мешают ли этому ограничения на импорт сырья? "Оливария", например, с каким солодом работает? Нужна ли вам своя солодовня?

-- Анализ вкусовых предпочтений белорусов пока позволяет соблюдать паритет в закупках чешского и российско-белорусского солода. Построить свою солодовню стоит 30 млн. USD, но в этом нет необходимости, совокупные мощности белорусских солодовен превышают потребность примерно в полтора раза.

-- Что вы думаете о проекте создания белорусского пивного холдинга? "Оливарии" было бы выгодно включиться в этот проект?

-- Когда заводы объединяются в соответствии с интересами одного собственника, они могут ощутимо снизить внутрипроизводственные, другие издержки и получить дополнительный доход. Различные формы консолидации белорусских заводов на внутреннем рынке пока никому не угрожают.

-- Вас не посещали сомнения в правоте правительства, решившего отказаться от привлечения иностранных инвестиций в пивную отрасль?

-- Обсуждать решения правительства сложно, для государства этот вариант более выгодный, в то время как для предприятий плюсов было бы больше при альтернативном сценарии. Пока в отрасли не ощущается влияния ни одного иностранного инвестора, у нас есть возможность планомерно поднимать уровень состояния производственных мощностей, технологий, специалистов. С приходом даже одного инвестора, такого, например, как "Балтика", у белорусских заводов появились бы глобальные проблемы.

-- Надолго ли для белорусских пивоваров будут закрыты рынки сопредельных государств?

-- В России мы продаем чуть больше 10% выпускаемой продукции. Однако полагаю, что белорусским производителям пока основной упор следует делать на отвоевывание внутреннего рынка.

Показатели производства пива в 2002, 2003гг.                                             
=====================================================================
Предприятие       Объем производства,  Темп     Доля на рынке, %
                        тыс. дал       роста     
                  ------------------   за       ----------------
                   2002г.    2003г.    период,  2002г.    2003г.
                                       %             
=====================================================================
Брестский комб.     1747      1979      113,3     8,7       9,7
Витебский п/з       266       309       116,2     1,3       1,5
Оршанский п/з       231       235       101,7     1,2       1,1
Полоцкий п/з        980       910       92,9      4,9       4,4
Мозырский п/з       178       65        36,5      0,9       0,3
Речицкий п/з        2981      3160      106,0     14,9      15,4
Гродненский п/з     847       786       92,8      4,2       3,8
Лидский п/з         2726      2955      108,4     13,6      14,4
Слуцкий п/з         499       414       83,0      2,5       2,0
Молодечненский п/з  373       366       98,1      1,9       1,8
Могилевский п/з     734       450       61,3      3,7       2,2
Бобруйский п/з      522       180       34,5      2,6       0,9
Криница            5879      6314      107,4     29,4      30,8
Оливария           2016      2353      116,7     10,1      11,5
По республике     19979     20476      102,5              
============================================================