$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПИВО ВАРИТСЯ НА УВЕРЕННОСТИ©

22.05.2012

Приобретение финским концерном Olvi 92% акций ОАО «Лидское пиво» в 2008 г. должно быть выгодным для всех. Белорусское предприятие уже получило новые возможности для развития: осуществлен первый этап реконструкции производства стоимостью более 40 млн. EUR. Сегодня иностранный инвестор хочет быть уверенным в окупаемости своих вложений Так, менеджеры Olvi хотели бы лучше представлять себе, как будет изменяться в ближайшем будущем налоговая система и каковы возможности репатриации прибыли. Только убедительное подтверждение стабильности ситуации на белорусском рынке может побудить продолжить инвестиционную программу, направленную на удвоение мощности «Лидского пива». Об этом в интервью «ЭГ» рассказал менеджер Olvi по странам Балтии и Беларуси Пеэп АККЕЛЬ.

— Чем же была покупка ОАО «Лидское пиво» для финского концерна: дружественным слиянием или скорее поглощением?

— Это приобретение было, конечно, дружественной сделкой. Заводу в одиночку было бы трудно конкурировать с международными пивными концернами, которые пришли на белорусский рынок практически одновременно. Помимо состязания бизнес-стратегий, конкурентная борьба предполагает и борьбу эффективности инвестиционных проектов. Самостоятельно ОАО «Лидское пиво» было трудно найти инвестиции в нужном объеме, а Olvi в это время искал привлекательный актив для дальнейшего развития и освоения нового рынка. Предварительный анализ показал, что ваша страна подходит для реализации совместного проекта. В пользу этого говорит географическая близость и схожая культура труда. Например, в Азербайджане нам было бы трудно контролировать такой завод. Российский или украинский рынки для нашей компании слишком велики и требуют громадных инвестиций. При этом в случае неудачи возникают значительные риски для всей группы. В Беларуси нас привлекли размер и степень развития рынка, высокий нераскрытый потенциал.

— Когда начнется второй этап реконструкции?

— В ближайшие годы, если сохранится стабильность, не будет расти инфляции, будет под контролем курс национальной валюты и не возникнет дефицит ресурсов. Как помните, в прошлом году была очень плохая ситуация в экономике, не было возможности покупать валюту и сырье. Это стало серьезной угрозой: после девальвации срок окупаемости инвестиций значительно удлинился, а наша рентабельность упала более чем вдвое. Инвестор, планируя свою деятельность, вынужден принимать во внимание такие обстоятельства. Сейчас мы продолжаем оценивать ситуацию, прочность достигнутой стабильности. Кроме того, на решение концерна об инвестициях влияет ситуация в мире и Европе. Поскольку мы финансируем этот проект при участии Европейского банка, то должны быть готовы к тому, что в условиях кризиса в Европе могут возникнуть сложности с получением кредитных ресурсов и придется рассчитывать только на собственные силы. Но, возможно, откроются альтернативы более выгодных инвестиций. Очевидно, что здесь пока еще есть потенциал. Важное значение имеет также наличие бренда и хорошей организации производства. Созданная инфраструктура позволяет обслуживать большие объемы выпускаемой продукции. Поэтому надеюсь, что следующий шаг можно будет сделать быстро. Если же такого не случится, то это не значит, что мы совсем отказались от своих планов: 5–6 млн. EUR в год — это обычный объем финансирования текущих расходов, требуемый производством для среднего развития. Кроме того, по нашим оценкам, стоимость второго этапа реконструкции, который позволит удвоить производственные мощности, составит еще 30–40 млн. EUR.

— В какой мере ОАО «Лидское пиво» свободно в формировании своих планов или они должны «подгоняться» под стратегию группы?

— Стратегия Olvi иная, чем у некоторых других крупных мировых концернов, где управлять без строгих правил невозможно в силу широкой географии инвестиций и связанных с этим трудностей контроля. У нас каждая компания, входящая в концерн, достаточно самостоятельна и менеджеры свободны в своих инициативах. Головная компания требует от заводов группы определенной окупаемости и соблюдения законов. Синергию усилий обеспечивает трансфер знаний и технологий.

Решения о формировании ассортимента продукции, маркетинговых стратегий принимаются на местном уровне. Мы вполне доверяем здесь менеджерам предприятия, но они обязаны представлять нам на утверждение годовой бюджет.

— Головная компания утверждает предприятиям группы и планы наращивания экспорта?

— Стратегия Olvi предполагает, что приоритетом развития является местный рынок страны, в которой находится наше производство. Делать приоритетным экспорт очень рискованно, т.к. работа на внешних рынках строится на поддержке дистрибьюторов, что само по себе создает дополнительные риски.

Оксана КУЗНЕЦОВА