$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПИВНОЙ КОКТЕЙЛЬ:©

10.03.2015

импортозамещение и экспорт

По данным концерна «Белгоспищепром», производство пива в Беларуси в прошлом году выросло на 2,2%, до 43 460,6 тыс. дал. Объем продаж увеличился на 1,3%, до 43 630,1 тыс. дал, в т.ч. на внутреннем рынке — на 1,6%, до 35 758,6 тыс. дал. Такой результат стал возможен благодаря сокращению импорта на 18,3% (12 007,3 тыс. дал) и росту производства импортозамещающей продукции. При этом экспорт пива снизился на 0,1%, до 7871,5 тыс. дал. Таким образом, видимое потребление составило 47 596,4 тыс. дал. Ведущие производители республики рассказали «ЭГ» об итогах минувшего года и планах на будущее.

Наше дело — премиум

ОАО «Пивзавод Оливария» в 2014 г. реализовало 1486,4 тыс. гектолитров пива, в т.ч. 5270 тыс. л — на экспорт. На внутреннем рынке доля компании составила 31,3% (по данным Nielsen), что на 2,6% больше, чем год назад у двух отдельных компаний, представлявших ранее продукцию CarlsbergGroup в Беларуси. При этом сам рынок пива сократился на 3,7%.

Поскольку потребительский спрос концентрируется в среднеценовом сегменте, труднее было расти в премиум- и суперпремиум классах. В них доля объединенного портфеля ОАО «Пивзавод Оливария» и CarlsbergGroup по сравнению с 2013 г., по данным Nielsen, выросла на 2,6% до 8,5%. Этому способствовали инновации, в частности, обновление дизайна премиальной линейки. Бутылка «Оливарии» стала более заметной на полке, что положительно отразилось на динамике продаж.

Чистая прибыль «Оливарии» за 2014 г. составила 120,6 млрд. Br, что почти вдвое больше, чем до расширения портфеля в 2013-м (64,4 млрд.). При этом в бюджет предприятие заплатило свыше 700 млрд. Br, что позволило ему войти в десятку крупнейших налогоплательщиков Минска, отмечает генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария», CarlsbergGroup Денис ШЕРСТЕННИКОВ. Хороший финансовый результат дал возможность инвестировать в расширение и модернизацию производства 13,8 млрд. Br.

Заграница

нам поможет

ОАО «Криница» в 2014 г. сварило пива на 4% больше, чем в 2013 г., — 13,8 млн. дал, т.е. практически треть (32%) всего выпускаемого в стране пенного напитка. Кроме того, для ТНК на мощностях компании было разлито 554,6 тыс. дал пива, рассказал «ЭГ» гендиректор ОАО «Криница» Александр КИЖУК.

По его мнению, наращивать продажи труднее всего в среднем ценовом сегменте, где столкнулись интересы почти всех производителей. Сложным для развития остается премиум-класс, где конкурируют в основном лицензионные и импортные продукты. Но «Криница» стремится занять свое место и в этой нише.

«В текущем году рост пивного рынка в целом не прогнозируется. Из-за сложившейся ситуации в экономике потребитель будет искать более выгодные для себя варианты покупок, в основном в эконом-сегменте, — полагает А.Кижук. — Февральские показатели свидетельствуют о росте спроса на продукцию «Криницы».

Компания намерена и далее активизироваться на внешних рынках. В 2014 г. экспорт составил 14,6 млн. USD — практически во все страны СНГ и Балтии, Польшу, Китай и даже Новую Зеландию. В сентябре 2014 г. заключено соглашение о предоставлении эксклюзивных прав торговли продукцией ОАО «Криница» суйфэньхэской торгово-экономической компании «Сань Шэнцюань» в Китае на 18 месяцев.

Реализация продукции ОАО «Криница» в Польшу и Армению выросла более чем на 150% по сравнению с 2013 г. Из-за политической нестабильности временно прекращены поставки в Украину, но в ближайшее время они должны возобновиться. На 2015 г. запланировано закрепиться на освоенных рынках и расширить их границы. В январе заключены новые контракты на поставку в Эстонию, Латвию, новые регионы России.

В т.г. компания планирует сварить 14 млн. декалитров пива, прорабатываются вопросы сотрудничества с ТНК. План по выходу на безубыточную деятельность разработан специалистами «Криницы» совместно с концерном «Белгоспищепром», и сегодня для этого принимаются все необходимые меры.

Охота пойти

в HoReCa

ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» в 2014 г. сохранило производство пива на уровне 9 млн. дал, как и годом ранее, в т.ч. импортозамещающих сортов было сварено свыше 2300 тыс. дал (+12% к 2013 г.). В целях развития импортозамещения компания предприняла ряд кардинальных мер, среди которых выпуск нового сорта под брендом «Охота» (крупнейший российский бренд крепкого пива).

Управляющий директор Heineken в Беларуси Василен ЦАНОВ считает, что сегодня на пивном рынке Беларуси наблюдается стагнация. Сокращаются продажи в премиальном сегменте. Летом станет ясно, является ли сложившаяся ситуация краткосрочной либо это долгосрочный тренд.

По оценке В.Цанова, в прошлом году рынок пива в Беларуси сократился на 4,5%. Факторами, задавшими негативные тенденции, стали рост акцизов, повышение стоимости контрольного знака, запрет на производство пива в объеме потребительской тары более 2 л, а также различные ограничения по продаже и продвижению пива, особенно импортного.

В конечном счете пиво по цене менее доступно для населения, чем другие виды алкоголя, что не способствует росту потребления. Потребление пива на душу населения в Беларуси составляет порядка 50 л — это один из самых низких показателей в Европе (для сравнения: в России — 65, в Польше — 95).

Несмотря на общее снижение продаж, у компании выросла реализация брендов премиум-класса Heineken, Amstel и ZlatyBazant. Хороший результат достигнут в продажах крепкого пива под брендом «Охота». Часть потерь была компенсирована за счет кваса (+47% к 2013 г., с увеличением доли рынка на 4%). В 2014 г. специалисты компании предложили более 30 инноваций в продуктовой линейке и в упаковке, чтобы привлечь новых потребителей.

В.Цанов также считает, что объем потребления пива на душу населения в Беларуси остается низким, а доля водки по-прежнему высока. Это говорит об огромном потенциале развития пивоварения. Определенный оптимизм внушает и замораживание ставки акцизов на 2015 г. при одновременном увеличении этого налога на водку и другие спиртные напитки, что также должно позитивно отразиться на потреблении пива. Но по-настоящему эффективная поддержка развития культуры потребления пива возможна только в условиях стабильности и предсказуемости налогообложения на протяжении нескольких лет, полагает директор.

В т.г. ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» намерено увеличить и реализацию своего пива в ресторанах, гостиницах и кафе. Особое место отведено в планах компании импортозамещению. Важнейший проект — запуск локального производства легендарного пива Amstel, имеющего более чем 140-летнюю историю, — одного из 10 брендов международного премиум-класса. Для белорусов это очень ответственная и трудоемкая задача, для решения которой требуется около 700 тыс. EUR инвестиций.

Кроме того, компания представит ряд продуктовых новинок и продолжит реализацию проектов развития культуры потребления пива.

Утоление антикризисной жажды

ОАО «Брестское пиво», попавшее в процесс банкротства, в прошлом году смогло улучшить все основные производственные показатели и увеличить свою долю на внутреннем рынке на 0,6 процентных пункта — до 2,8%.

Как рассказал «ЭГ» антикризисный управляющий «Брестского пива» Сергей ТЕЛЬПУК, в 2014 г. предприятие увеличило объем производства на 9% к уровню 2013 г., до 112,6 млрд. Br, в т.ч. пива сварило на 18,8% больше — 1819,2 тыс. дал. Из них 1/3 составляют лицензионные сорта, в частности, под марками «Оболонь», «OeTTINGER Pils», «Золотая кружка», «Бочкове».

План санации предприятия предусматривает рост производства, оптимизацию затрат и штатной численности, изменение маркетинговой политики, отчуждение или сдачу в аренду неиспользуемого имущества, а также возможность продажи предприятия как имущественного комплекса и дополнительный выпуск акций.

В 2014 г. чистый убыток предприятия уменьшился по сравнению с 2013 г. на 10,9 млрд. Br, до 26,8 млрд. Br. В июне–августе «Брестское пиво» получило 1359,6 млн. Br прибыли от реализации продукции.

Брестский завод способен призводить 4300 тыс. дал пива в год. Безубыточная работа возможна при загрузке производственных мощностей не менее чем на 90%, но в прошлом году они были загружены всего на 42,3%. Теперь этот показатель планируется довести до 72,9%, а чистый убыток сократить до 6,8 млрд. Br.

Производственная программа предприятия на т.г. сформирована таким образом, чтобы увеличить производство продукции в фактических ценах на 161,8%. В частности, компания намерена изготовить 3136 тыс. дал пива (прирост 172,4%), 85 тыс. дал плодового вина (162,5%), 394,5 тыс. дал безалкогольных напитков (201,9%), 90 тыс. дал минеральной воды (166,9%).

Право авторского вкуса

ОАО «Лидское пиво» увеличило выпуск пива на 5,4%, до 89 842 тыс. л, а свою долю на рынке — до 16,3%. Компания открыла в республике новую категорию — крафтовое (авторское) пиво. По мнению гендиректора «Лидского пива» Аудриуса МИКШИСА, тяжелее всего расширять свое место в среднеценовом сегменте — самом насыщенном по количеству участников и продуктов с небольшими вкусовыми отличиями.

«В текущем году в связи с изменениями в регулировании рынка мы прогнозируем незначительное падение объема продаж, — говорит А.Микшис. — Сейчас тяжело предугадать степень снижения, это будет зависеть от покупательской способности населения в республике и от финансового здоровья наших партнеров».

На предприятии довольны сотрудничеством с немецкими коллегами. Сваренный в Лиде Warsteiner ничем не отличается от произведенного в Германии. Варка каждой новой партии контролируется немецкими специалистами, что заставляет совершенствовать собственные методы контроля. Хотя авторское пиво занимает очень небольшую долю в выпуске, компания планирует продолжить экспериментировать, чтобы порадовать белорусов новыми вкусами.

Оксана КУЗНЕЦОВА
 

СПРАВКА «ЭГ»

В 2014 г., по данным Белстата, в республике реализовано алкогольных напитков и пива на 27,5 трлн. Br, что в розничном товарообороте организаций торговли составило 10,9%. В частности, водки было продано 9674,3 тыс. дал (на 8,1% меньше, чем в 2013 г.), ликеро-водочных изделий — 1329,4 тыс. (–11,6%), вин виноградных — 3664,9 тыс. (+4,7%), плодовых — 9827 тыс. (–13%), игристых, включая шампанское, — 1534,3 тыс. (+3,1%), коньяка — 505,5 тыс. (+26,5%), напитков слабоалкогольных — 896,7 тыс. (+ 2%), пива — 35 978,9 тыс. дал (–1%). В пересчете на абсолютный алкоголь доля водки в объеме розничных продаж составила 46%, пива — 17,1% против 46,9 и 16,1% годом ранее. Доля коньяка выросла с 1,8 до 2,4%, виноградных вин — с 5,4 до 6,1%, плодовых — сократилась с 22,4 до 21%.