Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПИТЬ МОДНО, ПРОИЗВОДИТЬ ВЫГОДНО

Мировой пивной рынок и Беларусь
Мировой пивной рынок и Беларусь

Примером того, как развитие всемирных тенденций отражается и на нашем рынке, даже при отсутствии прямых инвестиций, может служить пивная отрасль.

В Беларусь новый "пивной" образ жизни был принесен российскими телеканалами, где пока почти 10% рекламы занимают ролики пивоваренных компаний. Другое дело, что сами российские пивовары в большинстве своем (66% рынка) уже принадлежат зарубежным компаниям. И используют западные технологии и идеи как в производстве, так и в рекламе. Каковы же тенденции этого мирового рынка, к которому мы, несмотря ни на что, принадлежим?

Пиво давно уже превратилось в международный напиток. За год в мире его выпивают 1,4 млрд. л. Но если китайцы потребляют (пока) 17 л в год на человека, то немцы - 128. Однако в Китае потребление растет на 6% в год, в то время как в Европе наблюдается стагнация.

Пивная отрасль, с конца XIX века в ускоренном темпе развивавшаяся в Северной Европе и США, выходит ныне за границы и осуществляет экспансию в Китае, России и Центральной Европе. Даже такая страна, как Чехия, где пиво - национальный напиток, а его потребление самое большое в мире (в 2003г. - 160 л на каждого жителя), в подражание баварскому Oktoberfest учредила в прошлом году пивной фестиваль в Оломоуце.

Причем, любопытно, что крупнейшими в мире являются вовсе не немецкие пивные концерны, а американский Anheuser-Busch (оборот в 2003 году - 14 млрд. евро), имеющий английские корни южноафриканский SubMiller (10,4 млрд. евро), голландский Heineken (9,2 млрд.). Лидером же является бельгийский Interbrew (в 2003г. - 7 млрд.), который 4 марта этого года слился с бразильским пивным концерном AmBev, что привело к рождению гиганта, производящего 190 млн. гектолитров пива в год с оборотом 9,5 млрд. евро и 73 тысячами работающих. В этом альянсе AmBev будет заниматься Южной и Северной Америкой, а Interbrew - остальным миром.

Anheuser-Busch наверстал свое в Китае, за который развернулась особенная борьба - в 2003 году страна стала первой по общему потреблению пива (23,5 млрд. л - на несколько пивных бутылок больше, чем США). Он 4 июня купил четвертую по размерам в Поднебесной пивоваренную компанию Harbin Brewery. Успех этой операции дает Anheuser возможность предлагать китайское пиво на уже сложившихся рынках. В частности, в США, где дальнейший рост рынка (50% которого занимает Anheuser-Busch) обеспечивается только экспортным пивом.

Стремясь привлечь потребителя, в США начали продавать пиво в алюминиевых бутылках, во Франции - в бочонках и придумывают более легкие или ароматизированные сорта этого напитка, а также пытаются увеличить потребление пива среди женщин.

А вот в России рынок растет сам и большими темпами (на 20% в 1999-2000гг., на 7% в этом). Потребление пива, еще в 1997г. составлявшее 20л на душу населения, сегодня достигает 53л, приближаясь к западноевропейским стандартам (в ЕС - 76л). Большинство крупных европейских пивоваренных компаний (Carlsberg, Heineken, Interbrew, Scottish & Newcastle, Efes и Miller) пришли в последние годы на местный рынок, вступив в конкуренцию с чисто российскими марками.

Так, Interbrew, которому принадлежат марки Stella Artois, Bass, Brahma, Rolling Rock, Skol и Beck's, в России владеет дочерней компанией Sun Interbrew и брэндами "Сибирская корона", "Клинское" и "Толстяк". Heineken, которому принадлежит марка "Бочкарев", приобрел за 80 млн. евро российский пивоваренный холдинг "Цепко", имеющий два крупных завода.

Лишь московский завод "Очаково" и фирма "Красный Восток" еще противостоят конкуренции. Под давлением иностранных компаний, скупающих небольшие пивзаводы, российские пивовары вынуждены объединяться.

В России, традиционно водочной стране, пиво приобрело популярность как заменитель более крепких напитков. В 2003г. оборот пивного рынка составил 2,5 млрд. евро. Но и вложили мировые компании в российские пивзаводы более 2 млрд. USD.

В Беларуси иностранных инвесторов нет. Если не считать Detroit Brewing Company (брэнд "Пивоварни Ивана Таранова"), которая лишь недавно, в конце февраля, получила контрольный пакет акций ЗАО "Бобруйский пивоваренный завод". В обмен Detroit Brewing обязалась погасить задолженности предприятия перед бюджетом и по зарплате. Кроме того, за счет ее средств должна быть проведена реконструкция предприятия и увеличена мощность до 20млн. дал в год (в настоящее время завод фактически не работает: в прошлом году было произведено около 500 тыс. дал пива). Предполагаемая стоимость первого этапа реконструкции 10-12,5 млн. USD, второго - около 30 млн. USD.

Попытка российской "Балтики" получить контроль над "Криницей" (вложила в 2001г. в модернизацию минского пивзавода 10,5млн. долл.), как мы помним, провалилась.

Еще года четыре назад белорусское пивоварение переживало кризис. Если в 1991г. республика производила 32,9 млн. дал пива, то в 2000г. его производство не достигало уровня 1999г. на 12,9% и составляло 23,5 млн. дал. Большинство предприятий республики сокращали выпуск продукции, испытывая острую нужду в инвестициях, кредитах, сырье и грамотных менеджерах. Это стало следствием отсутствия разумной государственной политики в отношении перспективной отрасли, некоторых ошибочных решений, таких, например, как ограничение импорта пивоваренного ячменя в то время, когда отечественное сельское хозяйство не могло предложить замену ни по количеству, ни по качеству, ни по цене.

Оборудование отрасли было изношено на 70-90%. Хмель в 1999 году пришлось ввозить из Франции, Германии, Дании и России. Низкосортный солод отечественного производства не позволял выпускать конкурентоспособную по качеству продукцию, из-за чего предприятия вынуждены были хаотично менять ассортимент: только за 2000 год было разработано 43 новых сорта пива (в целом по отрасли выпускалось около 105 наименований).

В общем объеме продаж в Беларуси доля пива, разлитого в бутылки, составляла 85-90%. Гродненский завод стеклотары не мог удовлетворить потребность в темной бутылке. Испытывали пивзаводы и проблемы с качественной водой. Доля нелегально ввезенного российского пива на минском рынке достигала 40%. Выходило, что белорусским производителям с их низкой (20%) рентабельностью (расходы на упаковку и сырье составляли 86,4%) оставалось только закрыть цеха или перейти на розлив минеральной воды, слабоалкогольных напитков и вин (так "пивной" рынок покинул Кричевский завод).

Меры, хотя и запоздалые, все же были приняты. Сегодня магазины полны отечественным пивом. В Беларуси работают 29пивоваренных заводов. Программа развития пивоваренных предприятий страны, предусматривающая до 2005 года установить предельный уровень рентабельности на пиво в размере 35% к себестоимости, обеспечить отрасль качественным пивоваренным ячменем и защитить отечественный рынок пива от внешних конкурентов, выполняется.

Если в 2000г. для обеспечения работы пивной отрасли необходимо было 120 тыс. т пивоваренного ячменя, а заготовлено лишь 63,5 тыс. т (52,8% к госзаказу), то в нынешнем году общий валовой сбор этой культуры составил 212 тыс. т. Были изменены залоговые цены на стеклянную тару.

Лидерами белорусского пивоварения были и остаются минские "Криница" и "Оливария", Лидский, Речицкий и Брестский пивзаводы. Но теперь они производят пиво мирового уровня, обновив технологии и оборудование.

Первым на этот путь встал "Речицапиво", создав совместное предприятие с литовской фирмой ЗАО "А", которой с конца 2000г. принадлежит более 30% уставного фонда предприятия. Было выпущено дополнительных акций примерно на 1 млн. USD. Именно в эту сумму оценивалось варочное оборудование, которое литовский инвестор и совладелец предприятия заказал в Германии под расширение производства. Новое оборудование (освобожденное от таможенных пошлин) позволило нарастить мощности завода с 4 млн. до 6 млн. дал пива в год. И Речицкий пивзавод сразу занял второе место в республике по объемам выпуска пенного напитка. А по качеству - первое, о чем свидетельствуют опросы любителей пива.

Вторым шагом стала реконструкция "Криницы". Уже к 30 августа 2003 года были завершены строительно-монтажные работы в главном производственном корпусе и приступили к пуско-наладочным работам. На предприятии была проведена модернизация варочного цеха, создано новое бродильное производство, смонтировано импортное (из Германии, Австрии, Дании, Бельгии, Франции, Голландии) оборудование для фильтрации и розлива пива, установлены линии по розливу пива в стеклотару производительностью в 40 тыс. бутылок в час, по розливу в жестяные банки (30 тыс. бутылок в час) и в ПЭТ-бутылки (6 тыс. бутылок в час).

В 2005 году начнется производство пива в алюминиевой 0,5 л банке. Недавно создан новый сорт светлого крепкого пива "Александрия". Ввод нового технологического комплекса позволил увеличить производственные мощности предприятия до 15млн. дал в год (с 6,1 млн. дал), а выпуск пива-до 7 млн. дал.

Сегодня "Криница" занимает до 30% пивного рынка Беларуси. Работы по реконструкции предприятие вело за счет собственных средств и кредитов, предоставленных Приорбанком. 2003-06-30г. государственная доля акций ОАО "Криница" была передана в доверительное управление Приорбанку на 5 лет. А реконструкция продолжается, к июню 2004г. было освоено более 40 млн. USD, из которых в качестве кредитов правительством Республики Беларусь предоставлено 10 млн. И продукция "Криницы" не остается без потребителя: по итогам первого полугодия объемы реализации пива выросли на 17%.

Так культивируемый мировым рынком "пивной" образ жизни придал стимул развитию белорусского пивоварения и созданию конкурентоспособной продукции.