$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

20.05.2011

Международная финансовая корпорация (IFC) начала в прошлом году реализацию консультативной программы «Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь». Какие задачи ставятся в ее рамках? На какую аудиторию программа рассчитана? На эти и другие вопросы отвечает старший руководитель консультативных программ Европы и Средней Азии IFC Иван ИВАНОВ.

— Сегодня белорусские предприятия стремятся увеличить экспорт продовольствия, в том числе в страны Евросоюза. Те, кто работает в этом направлении, знают, что без наличия соответствующего сертификата пищевую продукцию через границу не пропустят. Такое требование ЕС ввел с целью защиты своих потребителей. Сертификат — свидетельство того, что продукция пригодна к потреблению и не может отрицательно сказаться на здоровье человека, не приведет к болезням.

Для обеспечения безопасности пищевой продукции наиболее эффективной является система НАССР (от английского Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ опасных факторов и критических контрольных точек). Этот способ контроля основан не на периодических испытаниях сырья и готовой продукции, а на создании системы, при которой непрерывно контролируется весь процесс производства. На предприятиях выявляются процессы, в которых в свою очередь выделяются критические точки, где могут возникать проблемы. Система менеджмента и предупреждает появление и развитие опасных факторов в этих критических точках.

Структура управления и технологические цепочки выстраиваются так, что каждое действие любого работника четко фиксируется и документируется. И если в продукте выявляется недостаток, то по соответствующим документам очень быстро можно определить, кто и на каком этапе допустил ошибку, и предусмотреть меры, чтобы подобная ситуация не повторилась в будущем. Программа «Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь» рассчитана на три года и призвана помочь субъектам хозяйствования, которые хотят разработать и внедрить такие системы контроля за пищевой безопасностью.

Мы стараемся объяснить руководству предприятий, с которыми сотрудничаем, почему они должны заниматься данной темой, почему она для них важна. Далее планируем оказывать содействие тем, кто действительно собирается совершенствоваться в этом направлении. Наши специалисты помогут руководству понять, в каком состоянии находится уровень обеспечения пищевой безопасности на их предприятии, какие мероприятия необходимо провести для дальнейшего ее совершенствования. Затем отберем некоторые из этих организаций для пилотного внедрения системы НАССР. А позже на их опыте сможем учить других.

Обычно директора предприятий интересуются: сколько это стоит и кто это сделает? Подчеркну, что 95% работы делает сама организация, ее сотрудники — они лучше всех знают свое производство, свои продукты и технологии. С нашей стороны они могут рассчитывать на консультации, подсказку, как поступить в той или иной ситуации.

Кроме того, параллельно идет взаимодействие с регулирующими органами. У меня были встречи с представителями министерств сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, Госкомстандарта. У них есть хорошее понимание темы, планы изменения системы регулирования таким образом, чтобы помочь предприятиям снизить риски безопасности пищевой продукции. Сотрудники этих органов должны стать советниками для подведомственных предприятий, а не неумолимыми контролерами, которые приходят с внезапными проверками с целью найти нарушения.

В ходе уже проведенных семинаров приглашенные IFC эксперты показывали, как система работает в Евросоюзе, как она могла бы действовать здесь.

— Каковы критерии отбора предприятий для участия в программе?

— В первую очередь речь идет о компаниях, в уставном фонде которых не менее 51% частного капитала и где руководство действительно заинтересовано во внедрении системы на основе принципов НАССР. Мы сейчас пытаемся определить, что все-таки нужно претендентам: сертификат на стене в рамочке или же они на самом деле стремятся изменить ситуацию и создавать на предприятии систему, которая действительно будет содействовать выходу на новые рынки и увеличению объемов торговли.

Также они должны участвовать в финансировании мероприятий по внедрению системы, хотя часть затрат IFC берет на себя. Кстати, программа осуществляется при финансовой поддержке Министерства финансов Австрии.

Еще желательно, чтобы это были известные в стране компании, но формально такой критерий нигде не прописан.

Кстати, работа по внедрению системы НАССР далеко не всегда требует больших финансовых затрат. Иногда приходится менять технологические процессы, бывает, старые помещения не соответствуют нормам. Но в любом случае даже там, где установлено самое современное оборудование, понадобится провести большую организационную работу.

— Желательно, чтобы такую сертификацию прошли все белорусские производители пищевой продукции?

— Необязательно. Главное, чтобы действовала система контроля рисков. Получать сертификат или нет — решает сама компания. В любой стране есть предприятия с небольшими объемами, работающие только на местном рынке, где их продукцию хорошо знают. Зачем небольшому кондитерскому цеху по выпечке тортов такой сертификат? Другое дело, если ставится задача выйти на зарубежные рынки.

Важно, чтобы и контролирующие органы также проверяли предприятие не на наличие сертификата, а смотрели, создана ли система предупреждения рисков.

Кстати, по данным белорусской стороны, 250 из более чем 700 действующих в стране пищевых компаний уже внедрили систему HACCP. Однако я сомневаюсь, что она действительно у всех эффективно функционирует и гарантирует безопасность пищевой продукции. Ведь надо не только поменять стиль управления компанией, безопасность должна стать приоритетом для всего коллектива, на всех уровнях — от директора до рядового сотрудника, причем ежедневно, а не только к визиту проверяющих. Систему следует постоянно поддерживать, обучать новичков.

Эти вещи несложные, но их нужно соблюдать 24 часа в сутки. Поэтому я не знаю, сколько из этих 250 предприятий выдержат независимый аудит.

— Чего еще не хватает, чтобы система НАССР работала в нашей стране?

— Например, необходимо создать рынок консалтинговых услуг в данной области. Сейчас они предоставляются в основном Госстандартом, где имеются грамотные специалисты. И хотя эта функция на законодательном уровне не закреплена только за ним, нет и прямого запрета на создание фирм, оказывающих подобные услуги, но выбора у клиента сегодня практически нет. Должна быть конкуренция, когда на рынке работают хотя бы 3–4 фирмы. Лишь в таком случае можно говорить о доступности и качестве консультаций.

Впрочем, это характерно и для других стран. Например, в Украине, где действует множество производителей сельхозпродукции, такого рынка также нет, лишь его зачатки.

Еще в рамках программы идет подготовка проектов нормативных правовых актов, направленных на гармонизацию законодательства в этой сфере с нормами, принятыми в Евросоюзе.

— Как продвигается аналогичная программа в Украине, реализация которой началась несколько раньше? Возможно, там уже наработан опыт, которым могут воспользоваться в Беларуси?

— К сожалению, в Украине у нас не получается такого хорошего диалога с регулирующими органами, как в Беларуси. Там вся контролирующая система отличается довольно высокой степенью коррупции, и нам пока не удалось, несмотря на все усилия, добиться изменения этой практики. Что касается Беларуси, то есть шанс, что система НАССР здесь будет очень близка к европейской — конечно, если ее внедрить.

С другой стороны, Украина в глазах многих — это своего рода Эльдорадо, которое может спасти мир от голода. Там огромное число быстро развивающихся компаний, которым проблема пищевой безопасности интересна. Правда, их директора не всегда понимают, сколько им самим надо приложить усилий (не денег!), чтобы добиться результата. Поэтому мы часто сталкиваемся с очень поверхностным отношением, которое реальных результатов не дает. Впрочем, подобных организаций немало в любой стране.

Но рынок там большой, и IFC реализует в Украине несколько интересных проектов, в том числе с такими крупными торговыми сетями, как Мetro Cash and Carry.

— Вы несколько лет возглавляли представительство IFC в нашей стране и хорошо знакомы с белорусской экономикой. Насколько, на ваш взгляд, выполнима поставленная правительством задача удвоить к 2015 г. экспорт сельхозпродукции?

— А почему бы и нет? Спрос на продовольствие растет. Цены в последние годы выросли в два раза, они и дальше будут оставаться высокими.

Возьмем, к примеру, молочную продукцию. К числу плюсов можно отнести то, что база для производства молока в Беларуси сохранилась, в отличие от многих сопредельных стран, где поголовье скота исчезло. Т.е. определенные конкурентные преимущества у вас есть. Но насколько это производство эффективно, мне судить сложно. И здесь важна та же пищевая безопасность как при переработке, так и на этапе первичного производства.

Чтобы экспортировать больше, надо быть эффективным по мировым меркам. Если Беларусь начнет производить молочную продукцию, способную конкурировать с новозеландской, то сможет зарабатывать не семь, а, возможно, все 20 млрд. USD.

Отмечу, что производительность мирового сельского хозяйства не росла в последние 10 лет. Новых ресурсов мало, они либо находятся там, где идет война, или их сделать коммерчески доступными в ближайшем будущем очень трудно. В то же время в нашем регионе, в т.ч. в Беларуси и Украине, дефицит специалистов, которые, имея плодородные земли и современную технику, смогли бы выпускать хорошую продукцию.

Беседовала Анна РАДЮК

Справка «ЭГ»

Система НАССР была создана в 60-х годах прошлого столетия в США, с ее помощью контролировали качество и безопасность продуктов питания для астронавтов. Позже американские ученые предложили поставить ее на службу всем потребителям.

Начиная с 90-х годов, многие потребители в цепочке производства пищевой продукции стали также требовать, чтобы их поставщики сертифицировали свои системы НАССР. Вследствие этого целый ряд стран, включая Австралию, Данию, Германию, Ирландию, Нидерланды и Соединенные Штаты, разработал национальные стандарты по менеджменту безопасности пищевой продукции, применимые для сертификации.

Обязательное выполнение принципов НАССР предприятиями пищевой промышленности юридически установлено во всех странах Евросоюза.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях