$

2.5520 руб.

2.7734 руб.

Р (100)

3.3821 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Первый не понимает второго, или Конкуренция по-белорусски

26.07.2002
Обладатели GSM-мобильников разных операторов не могут дозвониться  друг другу

Иначе как возмутительным не назвать тот факт, что с началом  коммерческой эксплуатации сети второго оператора связи GSM (а это  компания МТС), первый оператор (МЦС, торговая марка "Velcom") не дает  возможности общаться абонентам этих сетей между собой. Причиной такого  положения МЦС называет отсутствие договора о взаимодействии с СООО  "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Последний ничего не может поделать с  тем фактом, что рубильник МЦС находится в отключенном положении.

Мы попытались разобраться в юридической подоплеке факта отсутствия связи между сетями мобильной связи и пришли к неожиданному (в определенной степени) выводу: договор о взаимодействии между МЦС и МТС заключаться вообще не должен. А значит, связь между сетями должна быть.

ОСНОВНЫМИ нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по вопросу взаимодействия между сетями мобильной связи (электросвязи), являются:

1) Закон Республики Беларусь от 5.10.94г. "О связи";

2) Временное положение о порядке создания сетей сухопутной подвижной радиосвязи в Республике Беларусь, утвержденное приказом Министерства связи и информатики Республики Беларусь от 28.04.95г. N 53 (далее -- Положение о создании сетей);

3) Положение о порядке контроля за строительством (созданием) и состоянием всех сетей электросвязи, имеющих выход на сеть связи общего пользования, утвержденное приказом Минсвязи от 14.11.97г. N 215 (далее -- Положение о контроле);

4) Положение об организационно-техническом взаимодействии операторов сетей электросвязи на территории Республики Беларусь, утвержденное приказом Минсвязи от 18.09.99г. N 172 (далее -- Положение о взаимодействии).

Закон о связи устанавливает общие права и обязанности государственных органов, субъектов хозяйствования по управлению, владению и распоряжению средствами связи и оказанию услуг связи. При этом Закон должен защищать интересы пользователей услугами связи.

Положение о создании сетей устанавливает понятия и признаки сетей радиосвязи (электросвязи), определяет их состав и требования к организации, а также основные принципы государственного регулирования деятельности по их созданию в Республике Беларусь. В этом Положении дается классификация сетей, устанавливаются права и обязанности национальных операторов сетей электросвязи (к числу которых относятся МТС и МЦС), общие правила взаимодействия сетей операторов электросвязи с сетью связи общего пользования. Сразу же отметим, что порядок взаимодействия между национальными операторами, способы и правила подключения их сетей друг к другу этим Положением вообще не предусмотрены.

Как не предусмотрено это и в Положении о контроле, которое устанавливает общие технические и организационные аспекты подключения сетей и средств электросвязи к сети связи общего пользования и контроля за соблюдением соответствующих правил. В данном Положении идет речь о порядке подключения построенной (реконструированной) сети электросвязи к сети связи общего пользования через т.н. присоединяющую сеть. В соответствии с приказом Министерства связи от 2002-05-28г. N 98 в качестве присоединяющей сети теперь может выступать не только сеть электросвязи государственного предприятия (как это было ранее), но и сеть коммерческой организации частной формы собственности, включая организации с иностранными инвестициями.

ПОНИМАНИЕ характера взаимодействия между операторами электросвязи, установленного в Положении о контроле, поможет нам разобраться в языковых хитросплетениях третьего положения -- Положения о взаимодействии. Именно в этом Положении наиболее полно раскрываются правила присоединения сетей, расписывается порядок заключения договора о взаимодействии между операторами, предоставления сетевых услуг операторами друг другу, проведения взаиморасчетов и т.д.

Для начала важно понять значение терминов, используемых в Положении о взаимодействии. Так, согласно п.1 документа под сетью общего пользования понимается сеть электросвязи, обеспечивающая услуги электросвязи и открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано. Сделаем первую "зарубку": лишить услуг связи лиц, желающих воспользоваться услугами сети связи общего пользования, нельзя. В данном случае идет речь и об услуге дозвона до абонента той сети, которая подключена к сети связи общего пользования.

Процесс присоединения одной сети электросвязи к другой представляет из себя организацию технического взаимодействия между двумя сетями электросвязи, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между абонентами (пользователями) этих сетей электросвязи. При этом одна сеть является присоединяемой, а другая -- присоединяющей. Присоединяющая сеть является частью сети общего пользования (примером такой сети может служить сеть обычного государственного предприятия связи), а присоединяемая считается присоединенной к сети связи общего пользования через присоединяющую сеть. После подключения присоединяемая сеть становится частью сети общего пользования и при наличии технических и правовых оснований может выступать присоединяющей сетью в отношении вновь создаваемых сетей. Сделаем вторую "зарубку": присоединение представляет из себя прежде всего процесс технического взаимодействия, в котором участвуют лишь две сети. Юридические аспекты взаимодействия решаются после технических.

Присоединение осуществляется через точку подключения -- так называемый порт, представляющий из себя специальное оборудование -- функциональный блок коммутационной станции, через который сигналы могут поступать в сеть или выходить из нее. Сделаем третью "зарубку": операторы соединяются через порт подключения. Соединение через порты третьего лица (третьего оператора) Положение не предусматривает.

Согласно п. 2.1 Положение регулирует отношения между операторами присоединяемой и присоединяющей сетей как в процессе соединения, так и после него -- при предоставлении сетевых услуг и услуг связи абонентам. Эти два этапа взаимодействия более-менее подробно расписаны в п. 5, 6 и 8 Положения. В п. 7 содержатся основные положения договора о взаимодействии. При этом невооруженным глазом видно, что предметом договора о взаимодействии является не что иное, как выполнение операторами работ по присоединению сетей и предоставление сетевых услуг друг другу.

ТЕПЕРЬ спустимся на грешную землю и посмотрим, что же творят наши операторы мобильной связи стандарта GSМ. Сети МЦС и МТС технически и организационно самостоятельны. Согласно условиям выданных им Министерством связи лицензий эти сети присоединены к сети связи общего пользования через согласованные порты государственных предприятий связи, входящих в систему республиканского объединения "Белтелеком" и выступающих в качестве присоединяющих сетей. Каждым из операторов с "Белтелекомом" заключен договор о взаимодействии.

Обе сети в настоящий момент являются частями сети связи общего пользования, а потому их операторы обременены соответствующими обязанностями, в частности по предоставлению беспрепятственного доступа в свою сеть абонентам всех тех операторов, которые подключены в сеть связи общего пользования, а также предоставлению выхода своим абонентам на сети любого из указанных операторов.

Между сетями МТС и МЦС никакого соединения, никаких общих портов подключения нет. Условиями их лицензий такой способ соединения между ними не предусмотрен. Пересматривать данные условия Министерству связи даже в голову не приходит. Спрашивается: о каких условиях договора о взаимодействии может идти речь, если обе сети уже подключены к сети связи общего пользования там, где это полагается. А если все же кому-то из них захочется подключиться к другому, то какая из сетей будет присоединяемая, а какая -- присоединяющая?

Сейчас звонки абонентов МТС и МЦС идут через предприятия "Белтелекома". О каких сетевых услугах между МТС и МЦС в данном случае может идти речь? Если же исходить из предположения, что таковые услуги все же имеют место (через порты третьих операторов), то в таком случае по логике вещей получается, что каждый из операторов, сеть которого имеет выход на сеть связи общего пользования, должен заключить договоры о взаимодействии со всеми остальными операторами (правда, без самой важной части предмета этого договора -- выполнения работ по присоединению), договориться о тарифах и порядке взаиморасчетов друг с другом и т.д. В таком случае можно считать, что с услугами телефонной связи в Республике Беларусь в скором времени будет успешно покончено.

Примечательно, что в проекте договора о взаимодействии, направленном МЦС в МТС, предмет договора изложен таким образом: операторы осуществляют взаимодействие в соответствии с Положением о взаимодействии: (следует длинное название приказа Министерства связи). Вот тебе, бабушка, и МЦСовский перл! С таким же успехом в предмете договора поставки можно было бы записать: поставщик поставляет покупателю товар в соответствии с Гражданским кодексом. Что называется, без комментариев:

Из всего вышеизложенного следует очень простой вывод: уважаемому оператору МЦС необходимо включить рубильник. Причем лучше это сделать вчера, а о договоре, подобно героине романа "Унесенные ветром", подумать завтра...

А ЧТО ЖЕ делать пострадавшим абонентам? Явно многие из них имели всякого рода неудобства по причине отсутствия связи с друзьями, коллегами, знакомыми, женами и мужьями, подключенными к сети связи другого оператора. Ни для кого уже не секрет, что по этой причине немалое число абонентов приняло решение не подключаться к сети МТС, а пойти в распростертые объятия МЦС.

Так вот, уважаемые абоненты сетей МЦС и МТС, на страже ваших интересов стоит один из самых действенных белорусских законов -- Закон Республики Беларусь от 9.01.2002г. "О защите прав потребителей". Данный правовой акт вступил в силу с 25 июля этого года, заменив собой прежний Закон от 19.11.93г.

Так, согласно ст. 3 Закона потребитель имеет право, в частности, на информацию о товарах (работах, услугах), надлежащее качество товаров (работ, услуг), возмещение в полном объеме убытков (вреда, в том числе морального), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), государственную и общественную защиту своих прав. В Законе подробно расписываются характер и критерии применения каждого из указанных прав потребителя.

Согласно ст. 30 Закона при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услуги), или иных недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Таковыми расходами можно считать, например, затраты абонента МЦС на приобретение телефонной карточки МТС и, наоборот, затраты абонента МТС на приобретение карточки МЦС.

В соответствии со ст. 17 Закона компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем услуг прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами. Компенсируется моральный вред в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда его вина является основанием для возмещения вреда. На суде не стоит волноваться: при доказывании факта причинения морального вреда суд не потребует называть имя вашей сердечной пассии и не станет вызывать ее на процесс, чтобы убедиться в глубине ваших страданий.

В силу ст. 43 потребитель имеет право обратиться в суд с иском о защите своих прав по месту своего жительства. При этом он освобождается от уплаты государственной пошлины. Кстати, такого рода иски уже поданы в различные суды.

Если абонент не хочет лично обращаться в суд, то можно поручить это сделать обществу защиты прав потребителей на основании ст. 46 Закона. Причем данное общество имеет право защищать права не только конкретного потребителя, но и неопределенного круга потребителей (в рассматриваемом случае -- всех 200 с лишним тысяч абонентов сетей МТС и МЦС).

Если МЦС в последующем предоставит возможность осуществлять звонки на сеть (из сети) связи МТС, то взыскать убытки и вред можно будет за то время, когда такая возможность отсутствовала.

Кроме вышеизложенного у лицензиара (Министерства связи) есть основания ставить вопрос о выполнении МЦС условий выданной лицензии на оказание услуг связи. Министерство связи в данном случае обязано потребовать немедленного включения связи между абонентами сетей МТС и МЦС, а также сказать свое веское слово в защиту прав многих тысяч абонентов.

Автор публикации: Игорь БУЕВИЧ, директор правового ООО "Юридические тонкости"


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы