Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
18.03.2011 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Первичке» указали место

Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 марта подписал Указ № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов». Этот документ, принятый в целях реализации отдельных мероприятий Директивы, призван значительно сократить число обязат...

Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 марта подписал Указ № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов». Этот документ, принятый в целях реализации отдельных мероприятий Директивы, призван значительно сократить число обязательных к применению первичных учетных документов, уменьшить количество обязательных реквизитов в них и избавить бизнес от административной ответственности за отсутствие и (или) недостоверность сведений, не являющихся обязательными.

О том, что такой Указ должен появиться, бизнес-сообщество знало заранее (см. «ЭГ» № 8 от 1.02.2011). В соответствии с Указом № 114 устанавливается, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (что, собственно, предусматривается и Законом «О бухгалтерском учете и отчетности). Но если до сих пор все эти документы должны были составляться по типовым формам, утвержденным Минфином, Нацбанком и отдельными ведомствами, то теперь обязательными для применения будут формы лишь некоторых документов, включенных в перечень, определяемый Совмином, утвержденные уполномоченными госорганами, список которых также определит правительство. Перечень должен быть утвержден до 25 марта. Нацбанком дополнительно утверждаются формы первичных учетных документов для себя, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Формы первичных учетных документов, не указанных в перечне, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами госуправления по согласованию с Минфином. При этом субъекты хозяйствования вправе самостоятельно утверждать для применения свои собственные варианты «первички» независимо от наличия форм, утвержденных республиканскими органами госуправления. В любом случае первичные учетные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы ИП; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях); должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Иные сведения, не являющиеся обязательными, также могут помещаться в первичных учетных документах. При этом неуказание (недостоверность) необязательных сведений не является нарушением порядка составления (оформления) документов, предусмотренным КоАП. Заметим, что эта норма будет действовать еще до внесения соответствующих изменений в кодекс, проект закона о которых должен быть внесен в парламент в 6-месячный срок со дня официального опубликования Указа. Таким образом, дамоклов меч ст. 23.17 КоАП перестанет столь неотвратимо висеть над головами бухгалтеров уже с 1 апреля — даты вступления Указа № 114 в силу.

Совмину поручено также в 6-месячный срок обеспечить приведение остальных актов законодательства в соответствие с Указом № 114, а Нацбанку — принять соответствующие меры в двухмесячный срок.

Принятие данного Указа, говорится в официальном комментарии пресс-службы главы государства, позволит упростить бухучет, повысить его автоматизацию, либерализировать предпринимательскую деятельность, улучшить инвестиционный климат в стране и повысить позицию Беларуси в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса. Остается дождаться списка той «первички», формы которой будут обязательными.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений