$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Перспективы системы МДП

22.11.2016

Из почти 380 тыс. доставок грузов, выполненных белорусскими международными автоперевозчиками в прошлом году, каждая пятая осуществлена по процедуре МДП. В них участвовало около 9119 транспортных средств – почти 58% отечественного грузового автопарка. В настоящее время перевозки с использованием системы МДП выполняют более 980 национальных транспортных компаний. Но их потенциал гораздо больше.

Таможенная конвенция ООН «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенция МДП, 1975 г.) ратифицирована 68 странами и применяется на территории 57 из них. В ближайшей перспективе к ней планируют присоединиться 25 стран. Ежегодно для транзита товаров выдается порядка 1,5 млн. книжек МДП, которые обеспечивают уплату таможенных платежей, а также служат единым транзитным документом для оформления международных транзитных операций и контроля таможенных органов за доставкой грузов в каждой стране, на территории которой проводятся операции МДП.

Каждое национальное гарантийное объединение (в Беларуси – Ассоциация «БАМАП») гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате, при обнаружении какого-либо нарушения операции МДП на территории этой страны, но не более установленной в настоящее время гарантийной суммы (для Республики Беларусь – 60 тыс. евро). Национальное гарантийное объединение гарантирует уплату таких таможенных пошлин и налогов местными и иностранными перевозчиками, применяющими книжки МДП.

Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/IRU) активно занимается обеспечением безопасности грузов и допуска международных автомобильных перевозчиков к процедуре МДП. Другая задача – расширение применения информационных технологий, переход к безбумажному документообороту. В частности, сейчас реализуется программа CUTE-Wise, которая предоставляет таможенным органам и объединениям-членам МСАТ информацию о держателях и перевозках МДП (идентификационный номер, дата выдачи и возврата, закрытие, аннулирование) для дополнительной безопасности, а также программа SafeTIR, которая в реальном времени обеспечивает информацией о статусе и закрытии процедуры МДП.

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ наблюдается количественное снижение перевозок с использованием книжек МДП. Одна из причин – ограничение российской таможенной службой действия Конвенции МДП на территории РФ. Правда, в мае 2015 г. было принято решение Евразийского межправительственного совета, в соответствии с которым правительствам государств – членов ЕАЭС поручалось обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП на всей территории интеграционного объединения. Спустя полгода приказом ФТС РФ были установлены 45 российских пунктов пропуска, уполномоченных принимать книжки МДП, причем среди них не оказалось ряда наиболее востребованных перевозчиками переходов, например, Брусничное (на границе с Финляндией), Бурачки (с Латвией), Нехотеевка и Троебортное (с Украиной).

Негативно отражается на развитии системы МДП проблема «внутренних» перевозок с применением книжек МДП между странами – участницами ЕАЭС. В России сочли, что перевозка грузов с применением книжки МДП допускается только в случаях, когда она начинается и (или) заканчивается за пределами таможенной территории Таможенного союза. Похожий шаг сделал и белорусский ГТК. Еще в 2011 г. было исключено помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с применением книжки МДП при доставках в пределах ТС, если такая перевозка начинается в Беларуси и при ее осуществлении не предусматривается перемещение по территории страны, не входящей в ТС.

Другая проблема – невозможность перевозки сборных грузов по книжке МДП. Это связано с состоянием логистической инфраструктуры, сокращением товарных рынков и грузоперевозок, что привело к обострению борьбы за «дозволы» на проезд. По мнению специалистов МСАТ, технически проблему сборных грузов в случае нескольких мест разгрузки можно решить с помощью приложения TIR-EPD. Это подтверждают результаты реализации пилотного проекта в Казахстане. Его можно было бы повторить и у нас.

Ассоциация «БАМАП» обратилась с таким предложением к ГТК. Для оптимизации и ускорения совершения таможенных операций можно организовать совместно с МСАТ эксперимент по передаче электронных предварительных информаций (ЭПИ) перевозчиками посредством TIR-EPD в два и более внутренних пункта таможенного оформления (ВПТО) при перевозке сборных грузов по процедуре МДП. Но ответа пока нет.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ идет активная работа по внедрению электронных технологий в системе МДП. Их инициаторами являются МСАТ и ЕЭК ООН, а участниками – все больше стран, таможенных служб и транспортных компаний.

Первый этап пилотного проекта eTIR начался 15.11.2015 и закончился 15.08.2016 г. Основной его положительный результат – компьютеризация процедуры МДП. Преимуществами проекта являются электронная передача всех данных, низкая стоимость внедрения и поддержки системы, обмен информацией по МДП между таможенными органами на пути следования транспорта, включая декларацию, принятую предыдущими таможнями, и номера пломб. eTIR дает доступ к этой информации в любой момент. Это снижает риск мошенничества, позволяет мониторить операции МДП, что способствует снижению риска для гарантийной цепи.

Перевозчику не требуется приходить в офис ассоциации для получения и возврата книжки МДП, заполнять бумажную книжку. Это экономит время и снижает вероятность ошибок. Книжку можно распечатать в любой момент в случае ее потери или повреждения. В свою очередь, ассоциациям не нужно складывать, контролировать или пересылать бумажные книжки, что также экономит время.

Второй этап начался 17 августа т.г. и продлится 6 месяцев. Технически для внедрения электронной книжки МДП все готово, но для ее применения потребуется внесение изменений в Конвенцию.

Применение электронной или бумажной книжки МДП тесно связано с использованием TIR-EPD. Это прикладная программа МДП, позволяющая автомобильным перевозчикам оперативно и заблаговременно отправлять обязательные сведения о грузе. Система работает в 31 стране на 17 языках. Благодаря ей держатели книжек МДП могут бесплатно, не прибегая к услугам посредников и таможенных брокеров, выполнить требование о предоставлении таможенным органам электронной предварительной информации (ЭПИ) о перемещаемых товарах.

TIR-EPD полностью соответствует мировым стандартам безопасности и обеспечивает эффективный контроль международных грузоперевозок. Сегодня МСАТ предлагает внедрять выделенные «зеленые» полосы TIR-EPD – технологию, направленную на дальнейшее сокращение времени пограничного контроля и транспортных расходов перевозчиков. Передача посредством электронного приложения TIR-EPD предварительной информации, содержащей все необходимые данные о грузе и транзите до прибытия грузовика на таможенную границу, позволяет таможенным органам оценивать риски и заранее определять, объекты особого контроля. Грузовикам, перевозящим товары под таможенными пломбами по процедуре МДП и допущенным таможенными органами к использованию «зеленых полос» TIR-EPD, понадобится лишь пройти сканирование и проставить штампы в книжке МДП.

С 1 июля т.г. международные страховщики гарантийной системы МДП повысили максимальный уровень гарантии по одной книжке с 60 до 100 тыс. EUR. Появились новые инструменты. Например, в Казахстане и Кыргызстане внедрена система МДП «TIR+», в которой стандартный размер гарантии дополнительно увеличен на 100 тыс. EUR. Предложение об аналогичном увеличении суммы гарантии направлено ГТК РБ. Его принятие позволит уменьшить среднее время, необходимое для совершения таможенных операций на границе ЕАЭС, обеспечить полноту поступления таможенных платежей.

Автор публикации: Александр ШАТСКОВ,  ведущий специалист управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации «БАМАП»