$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Рейтинги

Перспективы роста Беларуси слабее, чем у сопоставимых стран с рейтингом «В»

31.01.2018

Перспективы экономического роста в Беларуси в настоящее время слабее, чем у сопоставимых стран с рейтингом «B». Более высокая динамика возможна в случае продвижения вперед с реализацией реформ за счет решения задач в плане производительности, главным образом в крупном госсекторе. Такую оценку содержит отчет международного рейтингового агентства FitchRatings о повышении долгосрочного рейтинга дефолта эмитента Беларуси в иностранной и национальной валюте.

Отмечается, что благоприятная внешняя ситуация в плане экспортного спроса, ослабление ограничений в области финансирования и улучшение макроэкономической стабильности обусловили повышение роста в Беларуси до 2,4% в 2017 году, что должно способствовать его небольшому ускорению на уровне 2,6% в 2018-м и 2,5% в 2019 году.

Аналитики Fitch отмечают, что для Беларуси риски внешнего финансирования на ближайшую перспективу снизились ввиду предварительного финансирования платежей со сроками, наступающими в 2018 году, посредством официальных заимствований и заимствований на рынке и благодаря увеличению международных резервов. Валовые международные резервы повысились до 7,3 млрд. USD на конец 2017 года с 4,9 млрд. USD на конец 2016 года за счет получения внешних выплат и приобретения иностранной валюты у резидентов. При этом резервы, вероятно, снизятся после погашения в январе еврооблигаций на сумму 800 млн. USD, однако к концу года могут достичь уровня свыше 6,7 млрд. USD. Позиция в области чистых резервов улучшилась и остается положительной. В то же время показатель ликвидных активов как доли от краткосрочных обязательств (53% в 2018 году) по-прежнему находится на самом низком уровне для рейтинговой категории «B».

Обслуживание валютного долга Беларуси в 2018 году составляет 2,6 млрд. USD (без учета выплаты по еврооблигациям) и будет покрываться за счет сочетания финансирования от международных финансовых организаций, эмиссий на внутреннем рынке, использования запаса денежных средств в иностранной валюте и, возможно, нового выпуска международных облигаций. Краткосрочные риски в плане финансирования также сглаживаются валютной ликвидностью на внутреннем рынке и валютными доходами государства от таможенных пошлин и торговли нефтепродуктами.

Устойчивое снижение рисков рефинансирования будет зависеть от дальнейшего прогресса в части диверсификации внешних источников финансирования, возможностей по рефинансированию долга перед Россией и развития внутреннего рынка. Следующее погашение по еврооблигациям состоится лишь в 2023 году, и Fitch не учитывает программу МВФ в своих прогнозах.

Рейтинговое агентство принимает во внимание быстрое снижение инфляции в Беларуси, которому способствовали улучшение координации между монетарной и фискальной политикой, консервативная политика в области заработной платы и более высокая гибкость обменного курса. Инфляция уменьшилась до 4,6% в конце 2017 года (существенно ниже официального потолка инфляции в 9%) относительно 10,6% в конце 2016 года, что отражает постепенную корректировку регулируемых цен, снижение волатильности обменного курса и умеренный рост заработной платы.

Также учтено, что белорусские власти уменьшили целевой ориентир по инфляции на конец 2018 года до уровня «не более 6%» относительно 7% ранее. По ожиданиям агентства, инфляция останется на уровне, выраженном низкими однозначными числами, в среднем 6,2% в 2018–2019 гг., что сократит разрыв с прогнозируемым медианным уровнем в 5% для рейтинговой категории «В». Успешная реализация стратегии Нацбанка, предусматривающей переход к полноценному режиму инфляционного таргетирования и достижение уровня инфляции в 5% к 2020 году, вероятно, будет зависеть от сохранения последовательности проводимой политики и дальнейшего прогресса в части снижения финансовой долларизации (67% депозитов) и квазифискального кредитования по госпрограммам.

Дефицит счета текущих операций будет оставаться сдержанным, около 3,5% в 2018–2019 гг. (против 2,7% в 2017 году), он, скорее всего, увеличится по мере повышения внутреннего спроса и реализации крупных инфраструктурных проектов (атомная электростанция), но это благоприятно смотрится относительно среднего пятилетнего показателя в 8,2% в 2010–2014 гг. Экспортные показатели остаются зависимыми от цен на нефть и перспектив роста у торговых партнеров, в частности, России. Fitch ожидает, что чистый внешний долг (49% от ВВП) и обслуживание внешнего долга (16% от текущих поступлений в иностранной валюте) стабилизируются в течение прогнозного периода, хотя и останутся выше соответствующих медиан для рейтинговой категории «B».

Используемый Fitch показатель общегосударственного бюджета (консолидированный госбюджет, включая бюджет фонда социальной защиты населения, и забалансовые расходы, связанные с гарантиями и трансфертами финансовому сектору), по прогнозу, приблизился к сбалансированности на уровне -0,1% от ВВП в 2017 году. Эта оценка включает профицит консолидированного бюджета в размере 2,4% ВВП, что отражает сочетание роста доходов за счет более высоких цен на нефть, более динамичной экономики и продолжающегося сдерживания расходов. Ожидается, что общегосударственный бюджет будет иметь низкий дефицит на уровне 0,8% и 1,2% от ВВП в 2018 и 2019 гг., соответственно, отражая более низкие профициты на консолидированном уровне плюс потенциальные расходы, связанные с требованием исполнения гарантий, капитализацией банковского сектора и процессом расчистки активов. Аналитики Fitch прогнозируют, что дефицит «расширенного баланса», который включает забалансовое кредитование по госпрограммам (в дополнение к госдолгу) будет немного выше, на уровне 1,8% от ВВП в 2018 г.

По оценкам агентства, государственный долг (включая гарантии) увеличился до 55,7% от ВВП на конец 2017 года, что по-прежнему ниже медианы для стран с рейтингами «B». Долг Беларуси имеет высокую подверженность волатильности валютного курса (90% долга номинировано в иностранной валюте) и процентному риску (50% с плавающей ставкой). Fitch включает госгарантии, оцениваемые на уровне 10,1% от ВВП, в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий.

В отчете отмечается, что в Беларуси финансовый сектор остается условным обязательством для государства и потенциальным риском для макроэкономической стабильности, несмотря на некоторое улучшение. Регулятивные неработающие кредиты (три наиболее рисковых категории) стабилизировались на уровне 12,8% от всех кредитов за III квартал 2017 г. ввиду улучшения макроэкономической ситуации, что обусловило более низкие процентные ставки и более низкую волатильность обменного курса. Уровни капитализации несколько улучшились, но остаются невысокими ввиду высоких кредитных рисков. Значительное присутствие госсектора (65% активов) создает фискальные риски для суверенного эмитента ввиду потенциальных потребностей в дальнейших взносах капитала, исполнения гарантий и выпуска ценных бумаг в обмен на передачу кредитов.

Беларусь имеет хорошую историю погашения долга и сильные структурные индикаторы, в частности? ВВП на душу населения и развитие человеческого капитала. В то же время страна имеет показатели ниже медианы для рейтинговой категории «B» по индикаторам качества управления Всемирного банка. Fitch исходит из того, что Президент Александр Лукашенко останется у власти в среднесрочной перспективе. После разрешения разногласий по цене на газ двусторонние отношения с Россией в настоящее время являются стабильными и РФ – один из ключевых партнеров Беларуси с торговой, финансовой и политической точек зрения. Агентство учитывает, что в определенных ситуациях Беларусь будет получать финансовую поддержку от России.

По суверенной рейтинговой модели Fitch Беларусь имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу «BB-» по шкале долгосрочных рейтингов дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной валюте.

Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию в будущем, – это устойчивое увеличение международных резервов, поддерживаемое дальнейшим прогрессом по диверсификации внешних источников финансирования; фискальная консолидация на более широком государственном уровне, которая обусловит сокращение госдолга/ВВП и/или условных обязательств; а также – устойчивое улучшение среднесрочных показателей роста Беларуси в контексте макроэкономической стабильности, например, в результате реализации плана структурных реформ.

К негативному рейтинговому действию могут вести следующие факторы: возобновление давления в плане внешнего финансирования и снижение международных резервов; повышение макроэкономической нестабильности, например, ввиду снижения последовательности экономической политики или доверия к ней; ухудшение в области государственных финансов, что привело бы к существенному росту госдолга или условных обязательств.

Как сообщалось ранее (см. «Fitch повысило рейтинг Беларуси»), рейтинговое агентство FitchRatings повысило долгосрочные РДЭ Беларуси в иностранной и национальной валюте с уровня «B-» до «В». Прогноз по долгосрочным РДЭ – «Стабильный».

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА