$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Персонал старшего возраста: обременяют ли работающие пенсионеры ФСЗН

22.03.2016

Повышение пенсионного возраста – неизбежная реальность. Но пока предметом дискуссии являются в основном цифры и сроки. Между тем простой расчет доказывает, что работающие пенсионеры, составляющие четверть от зарегистрированного количества пенсионеров, зарабатывают себе на пенсию сами ежемесячными отчислениями в ФСЗН. Калькулирование смягчает драматизм ситуации и развенчивает сопряженные с ней мифы.

Сегодня в нашей стране бурно обсуждается вопрос повышения пенсионного возраста. Большинство специалистов уверяет, что это принесет определенный экономический эффект. А вот если оставить возраст выхода на пенсию прежним, то придется либо увеличивать налоги, либо снижать сами пенсии, а значит, и уровень жизни пожилых людей. Однако простейший расчет показывает, что в этой риторике есть доля лицемерия.

Сегодня, по официальным данным, на 100 работающих приходится 61 пенсионер, причем четверть из них продолжает трудиться. Каждый работающий пенсионер не получает в полном размере начисленную пенсию. Но 1% в пенсионный фонд из его заработной платы все равно удерживается, а работодатель начисляет на нее 34% страховых взносов в ФСЗН. При этом произведенные отчисления работающим пенсионером никак не влияют на размер назначенной ему пенсии ни пока он трудится, ни в будущем. Тем временем страховые отчисления от заработков пенсионера производятся, персональная отчетность в ФСЗН формы ПУ-3 ежегодно сдается.

Чем же обременяет бюджет ФСЗН работающий пенсионер?

Например, инженер Иванов, достигнув нынешнего пенсионного возраста, продолжает работать. Его зарплата составляет 6,6 млн. Br, пенсия (с учетом ограничения работающему пенсионеру) – 2,31 млн. Из его зарплаты в пенсионный фонд  удерживается 1% (66 тыс. Br), начисления страховых взносов (34%) – 2,244 млн. Br. Таким образом, в пенсионный фонд перечисляется 2,31 млн. Br – столько же, сколько составляет пенсия нашего работника. Получается, что он платит себе пенсию сам, а ФСЗН не несет здесь никаких расходов.

Итак, если четверть пенсионеров в состоянии обеспечить себя сами, значит, соотношение следует поправить с 61/100 до 46/100. Это уже не столь драматично, как представляют сегодня власти. Хотя их мотивы понятны: надо пополнять бюджет, причем быстро и любыми способами.

Между тем замалчивается другая серьезная проблема – высокие расходы ФСЗН на администрирование и контроль по уплате страховых взносов. Белорусский союз предпринимателей поддерживает идею объединения контрольных служб и передачи всех проверочных функций МНС, предложенную помощником Президента Кириллом Рудым в книге «Финансовая диета». Однако против этого предложения выступает Минтруда и соцзащиты.

Кстати, один из мотивов, подстегивающих желание пенсионеров работать как можно дольше, – стремление поддержать не только собственный уровень жизни, но и своих детей и их семьи. А главная проблема семейной молодежи – собственное жилье. В Минске построено много недвижимости, особенно ожидающих продажи квартир без отделки в многоэтажках. Говорят даже, что цены на новое жилье упали, но это – очередной миф.

Рассчитаем «выгоду» сегодняшней цены на жилье. Стоимость квадратного метра жилья привязана к USD, хотя доходы (зарплату) население получает в белорусских рублях. Квадратный метр в 2-комнатной квартире, например, в микрорайоне Красный Бор, на 1.03.2015 г. стоил 1572 USD, или 23 407 080 Br (по курсу Нацбанка – 14 890 USD/Br), а на 1 марта т.г. – 1195 USD, или 25 699 670 Br (по курсу Нацбанка – 21 506 USD/Br).

Для сравнения, средняя зарплата по стране в январе 2016 г. составляла 6 587 462 Br. Соответственно, средний доход средней молодой семьи из двух работающих людей – 13 174 924 Br. Нетрудно подсчитать, что за год квадратный метр жилья подорожал на 2 292 590 Br, или по настоящему равновесному курсу Нацбанка – на 106,6 USD. Получается, что, несмотря на заверения экспертов, падать цены на недвижимость еще и не начинали. Падает только ее доступность для основной массы населения. Варианты решения этой социальной задачи никто не предлагает.

Властям ближе стандартные решения: повысить ставки отчислений, увеличить пенсионный возраст. Экономические обоснования с проведением пилотных проектов по конкретным отраслям экономики, тестирование влияния снижения ставок по ФСЗН, анализ прироста легальных выплат за счет экономии на отчислениях и облегчения ФОТ у бизнеса – не наши методы. У нас сравниваются разные мировые пенсионные системы исключительно по внешним признакам: возраст выхода на пенсию и соотношение работающих и пенсионеров. Но сопоставлять надо целый комплекс параметров, включая имеющуюся и ожидаемую продолжительность жизни для разных возрастных групп, реальный уровень жизни, соотношение размеров зарплат и пенсий, ситуацию на рынке труда, фактическую возможность сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест и многое другое. Если внимательно проанализировать все эти параметры, то станет очевидно, что проблемы отечественной пенсионной системы далеко не ограничиваются пенсионным возрастом, а лежат в другой плоскости.

Автор публикации: Дина СТАРОВОЙТОВА, председатель совета по бухгалтерскому учету и аудиту ОО «БСП», директор ООО «Аутсорсинговая экономическая компания»